Планируемые результаты |
Предметные: - называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники; -различать и называть основные части гриба; - приводить примеры съедобных и несъедобных грибов; -сравнивать и описывать внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, опята); - работать с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.
| Метапредметные: Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; -- делать проверку выполненной работе и вносить соответствующие коррективы. Обучающиеся получили возможность -принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей; -уважать мнение одноклассников. Коммуникативные: - принимать участие в работе парой; - давать полные ответы на заданные вопросы; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Обучающиеся получили возможность - оформлять свои мысли в монологической речи; Познавательные: - осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение; -обобщать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; -осуществлять поиск нужной информации на рисунке; -заполнять таблицу; Обучающиеся получили возможность – осуществлять поиск нужной информации, приведенной в виде таблицы. | Личностные: - проявлять интерес к учебному материалу; -соблюдать правила экологического поведения в лесу; Обучающиеся получили возможность - использовать на практике основные правила сбора грибов.
|
Межпредметные связи: окружающий мир, математика. |
Методы обучения: - словесные (беседа, фронтальный опрос); - наглядные (презентация); - проблемный; - поисковые (частично-поисковые); - исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Ресурсы урока: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2016. Оборудование: Для учителя: экран, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, раздаточный материал. |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности.
| - Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. – Тихо сели. Настраиваемся на урок. В себе в гости нас пригласил старичок Лесовичок. А зачем же Лесовичок приглашает нас к себе. Отгадайте загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (Гриб) - Кто догадался, о чем идет речь? Как догадались? (Слайд 1) - О чём пойдёт разговор на уроке?
|
Учащиеся предлагают свои варианты, поясняя отгадку. | Личностные: - интерес к учебному материалу; Регулятивные УУД: -принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей; Познавательные: -использовать рисуночные варианты текстовой записи.
Познавательные: - характеризовать объект по нескольким признакам; -осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. |
2. Постановка учебной задачи. | - Тема нашего урока: “Грибная пора”. Сегодня мы отправимся в лес за грибами! Всем классом! Чем будем заниматься во время путешествия? Мы узнаем много нового, совершая прогулку по лесу, и наберём грибов! За правильные ответы в нашей корзинке будет появляться по грибу. (Слайд 2) Этим летом в гости к Лесовичку заходили мальчики и девочки и старичок их сфотографировал. Давайте посмотрим, как они себя вели? (Слайд3) И сформулируем правила «Как нужно себя вести в лесу».
Молодцы! Первый гриб в вашу корзинку.
| Обучающиеся совместно с учителем формулируют тему урока, ставят цель.
Рассматривают фотографии, обсуждают поведения ребят, изображенных на фотографиях; рассказывают как нужно вести себя в лесу. | Регулятивные: - совместно с учителем формулировать тему урока и ставить цель; - принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: - проявлять интерес к учебному материалу; -соблюдать правила экологического поведения в лесу; Коммуникативные: - принимать участие в обсуждении поведения ребят, изображенных на фотографиях; -формулировать правила поведения в лесу; -уважать мнение одноклассников. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Проблемная ситуация. Какое общее название можно дать этим рисункам? (Слайд 4) Можно ли их назвать растениями?
| Обучающиеся предлагают свои варианты. Одни говорят, что все объекты можно назвать растениями, другие сомневаются. Определяют круг своего «не знаю» на этом этапе урока.
| Регулятивные: -определять круг своего «не знаю» на этом этапе урока. -принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей; -уважать мнение одноклассников. Коммуникативные: - принимать участие в обсуждении видеофрагмента; - давать полные ответы на заданные вопросы; -строить понятные для одноклассников высказывания; -принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей; -уважать мнение одноклассников. |
4. Открытие нового знания | 1. Знакомство с понятием «гриб». – Что вы знаете о грибах? Ребята делятся своими знаниями, возможно, и некоторым опытом. – К какой группе живых организмов можно отнести грибы? Предположения учащихся. – При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-зелёные рыжики. Но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Есть грибы-невидимки. Их можно так назвать, потому что они не видны невооружённым глазом, то есть без специальных приборов. Такие грибы широко используют в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин. Из огромного грибного мира в пищу употребляют главным образом шляпочные грибы, надземная часть которых – плодовое тело – обычно состоит из шляпки и ножки. Подведём первые итоги. Что вы узнали нового? (Грибы – особый вид живых организмов. Грибы есть всюду. Шляпочные грибы имеют плодовое тело.) 2. Знакомство с царством грибов. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова «Грибы». «Люблю грибы собирать! Под берёзами – подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик. Вдоль ручья – осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведёт, неизвестно. Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – жёлтые граммофончики, то опёнки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки». – Перечислите, о каких грибах шла речь в рассказе. – Почему у подосиновика такое название? Почему у подберёзовика такое название? Шампиньон перевод с французского – гриб. 3. Изучение строения гриба. Исследовательская работа в парах. – Найдите части гриба – грибницу, ножку, шляпку – и покажите их.(Слайд 5). Второй гриб в корзинку.
|
Ребята делятся своими знаниями, возможно,и некоторым опытом.
Предположения учащихся.
Работа в парах. Учащиеся рассказывают из каких частей состоит гриб.
| Личностные: - применять правила делового сотрудничества. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - делать проверку выполненной работе и вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в монологической речи; - принимать участие в работе группой; Познавательные: - осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение; -обобщать полученную информацию, делать вывод; -осуществлять поиск нужной информации на рисунке; -заполнять таблицу. |
Физминутка | Мы тоже отправимся сейчас в лес и будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли.( дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз – грибок, два – грибок (наклоны) Вот и полный кузовок. (показывают руками) | Выполняют движения. |
|
5. Первичное закрепление. | 4. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с. 22). – Рассмотрите календарь. Какие грибы здесь представлены? В какое время их собирают? – Какие грибы вы встречали на наших полях? О чём надо помнить при сборе грибов? (Существуют ещё ядовитые грибы, например мухоморы, бледная поганка. Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны.)
Игра «Самый лучший грибник». – Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь,
Я родился в день дождливый Под осинкой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик.) Под высокою сосною, Где трухлявый пень-старик, Окружён своей семьёю, Первым найден… (боровик). | Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это… (сыроежки). Растут на опушке Рыжие подружки. Их зовут… (волнушки). |
Ходят в рыженьких беретах Очень дружные сестрички. Осень в лес приносят летом Золотистые… (лисички).
А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке – горошки. (Мухомор.) | Их обходим стороной – Нам не надо ни одной! Сами лезут на полянки Эти бледные … (поганки). |
– Как думаете, а что ещё важно помнить, собирая грибы? (Главное – это бережное отношение к природе.) Вы совершенно правы. Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или срывать, осторожно покачивая из стороны в сторону или по кругу, главное – не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе | Обучающиеся рассматривают таблицу, отвечают на вопросы. Сообщения детей о грибах нашей местности.
Отгадывают загадки. | Личностные: - принимать правила делового сотрудничества. Регулятивные: - определить план выполнения заданий; ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль; Коммуникативные: - принимать участие в работе группой; - оформлять свои мысли в монологической речи; Познавательные: - классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений; - работать с информацией, представленной в таблице; -осуществлять поиск нужной информации в справочной литературе.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Домашнее задание | Работа в тетради Стр.12 - Закончи рисунок. - Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
Нарисуй грибы, которые собирают осенью. | Самостоятельная работа. Обучающиеся выполняют задания в рабочих тетрадях.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном на экране доски.
| Познавательные: - отвечать на вопросы, используя данные из таблицы; - проводить анализ несложной столбчатой диаграммы; Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
|
8. Рефлексия деятельности (итог ) | Рефлексия. - Какая была тема урока? - Что нового узнали о грибах?
- Кому можно сказать за урок спасибо? Листочки жёлтые – интересно.
Листочки красные – неинтересно. Листочки – зелёные.
| Высказывают своё мнение. Благодарят за урок активных ребят.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: - оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
|