Классный час Почему так часто мы слышим слово «экология»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Крицкая Надежда Андреевна

Создание условий для формирования у младших школьников понятийных образов «эколог» (защитник природы»), «экология» (наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_po_ekologii.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Классный час

 

Почему так часто мы слышим слово «экология»

Провела Крицкая Н.А.

п. Сухобезводное

2019 - 2020 уч.год

ЦЕЛИ:  

Создание условий для формирования у младших школьников понятийных образов «эколог» (защитник природы»), «экология» (наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле).

ЗАДАЧИ:

1) Образовательные: формировать представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом»; дать информацию о Всемирном Дне Земли (22 апреля).

2) Развивающие: создать условия для формирования и развития основ экологической грамотности, развивать мышление, воображение, речь детей.

3) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к нашему общему дому – Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, цветные карандаши, альбом, буклет «День Земли» (календари-памятки).


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Кто это?

Дети: Черепашка.

Учитель: Она услышала, что у нас классный час по экологии.

Черепашка: Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Может быть, вы, ребята, мне объясните?

Дети: Конечно, объясним.

Учитель: Только надо сначала выяснить, что это слово означает.  Ребя

( Дети отвечают)

Слайд 2. Вывод

Учитель: Как объясняется слово «экология»? Слово «экология» (греч. oikos) – дом, местообитание, убежище, жилище;  logos – наука. Почему же надо бережно относиться  к окружающему миру, к Земле?

Дети высказывают свои мысли.

Учитель: Да, ребята, от слова «экология» произошло слово «эколог». Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

III. Зрительное восприятие картин природы.        

Слайд 4. Моря и реки

Слайд 5. Леса и горы

Слайд 6. Деревни и города

Слайд 7. Растения и грибы

Слайд 8. Птицы и животные

Слайд 9. Насекомые и рыбы

Учитель: О защите Зеленого дома говорим не только мы, говорят и писатели, и поэты. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, к чему призывает поэт? От чего надо защищать Зеленый дом?

Черные пятна

Океан седой звенит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют черные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету –

Черные, сотрешь ли, человек?

А.Плотников

IV. Работа над лексическим значением слова.

Учитель: Что означает словосочетание «звенит набатно»? Набат – удары в колокол или другие металлические, издающие шум предметы, как сигнал тревоги с целью сбора людей в случае пожара или иной опасности. Тревожный сигнал.

V. Зрительное восприятие картин окружающей среды.

Слайд 10

Учитель: На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.

Слайд 11. Кругом мусор! Помогите!

Слайд 12. Гибут рыбы и птицы!

Слайд 13. Трудно дышать в городе и лесу!

Слайд 14. На лугу исчезли бабочки!

Слайд 15. В лесу пропали птицы и звери!

VI. Обоснование  ответа.

На каждый сигнал дети дают ответ, как спасти Зеленый дом.

Учитель: Молодцы! Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами  люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений на Земле много. Мы на свет родились, чтобы счастливо жить, чтобы радоваться каждому новому дню, солнышку, деревцу, цветочку.

Сейчас проведем физкультминутку, в ней загадка Цветика-Семицветика на картинке. Кто на картинке? (Бабочка). Бережете ли вы их?

VII. Физкультминутка «Цветик - Семицветик».

Слайд 15

Физминутка

Под веселую песню «Большой хоровод» (авторы текста Жигалкин Л., Хайт А.; композитор Савельев Б.; исполняет Е.Семенова /Лучшие песни для детей: Диск. – 2003, MP3) дети следят глазами за Цветиком-семицветиком. Упражнения позволяют расслабить глазные мышцы, уставшие от чтения и просмотра. Можно встать и попрыгать под музыку вместе с героями презентации – детьми.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Объясните, почему нельзя ловить бабочек? А были ли с вами случаи, когда вы неправильно вели себя на природе? Мы провели мини-исследование, и вот какие результаты получились.

Слайд 15 

«Мини-исследование»

Статистика: 4 человека – не совершали; 18 человек – нарушали (бросали мусор, где попало; собирали грибы, вырывая с корнем; в лесу ломали ветки, жгли костры; в отпуске ловили бабочек; рвали луговые цветы).

Дети наглядно увидели, что большее количество нарушали. Они и не подозревали, что совершают поступки, которые нарушают жизнь на Земле. В классе дали слово, что никогда не будут «обижать» природу, будут помогать экологам.

Учитель: Как же надо беречь природу?

Ответы детей.

IX. Мини-проект.

Дети с родителями подготовили дома сообщения о том, как человек должен беречь природу.

1-й ученик: Гибель растений наносит большой вред здоровью человека. Поэтому мы, ребята, должны сажать саженцы, разные виды цветов и разные сорта фруктовых деревьев и, конечно же,  щадить их.

2-й ученик: Человек не может жить без природы, а природа может жить без человека. С момента появления на изменяться в плохую сторону.Земле человека природа начала

3-й ученик: Природа – это жизнь. Природа создала нас и продолжает кормить. А мы ее портим. К сожалению, люди это поняли не так давно. Они на протяжении многих лет брали от природы все, что могли. В каком-то смысле природа обиделась на людей. Различные катаклизмы: наводнения, землетрясения, вулканы – все это вина жизнедеятельности человека. Даже поняв эту вину, люди продолжают строить заводы, срубать леса.

4-й ученик: Если у нас в мире все будут беречь природу, то все будут жить хорошо! У нас все позеленеет и будет свежий и чистый воздух!

5-й ученик: Если бы не было между человеком и природой взаимоотношений, то все вокруг вымерло бы. Мы, люди, обязаны  хранить природу, ведь она такая утонченная, хрупкая. Природа нам дает урожай: мы сажаем семена весной, а осенью целый огород наполнен овощами, фруктами.

6-й ученик: Я хочу видеть природу красивой и оставить только хороший след после себя. Все в этом мире приходят и уходят. Хорошие люди оставляют после себя большой и красивый сад, который будет расти вечно.

7-й ученик: Если посадить деревце, цветочек, полить их водой, поухаживать за ними, то через год деревце превратится в огромное дерево, которое будет для нас освежать воздух, служить тенью или просто украшением города и людей, населяющих этот город. Человек и природа неразрывно  связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония – то, к чему мы стремимся.

8-й ученик: Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. К примеру, я берегу природу тем, что в холодные, зимние дни кормлю птиц, бездомных животных. Сажаю цветы, деревья. А ведь деревья – это наша жизнь. Я с гордостью могу сказать, что я берегу природу.

9-й ученик: Я хочу, чтобы не вымерли животные. В данный момент очень много исчезающих видов животных. В этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые нет. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей планеты.

10-й ученик: Наше большое богатство – это вода и природа. Люди зависят от этого. Каждый человек должен охранять окружающую среду, так как это долг людей.

Учитель: Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Так пусть Зеленый дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.

X. Сообщение новых дополнительных сведений.

Учитель: Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли?

Слайд 16

Учитель: Получите в подарок календарик-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?

Слайд 17

Учитель: Запомните и вы эту дату.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили зверь и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нет:

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

И.Мазнин

XI. Проблемный вопрос.

Слайд 18

Учитель: Как вы думаете, дети, существуют ли экологические знаки?

Дети предполагают и называют некоторые.

Учитель показывает другие.

Учитель: Что обозначают эти знаки? Объясните! Придумайте и нарисуйте свой знак.

Дети рисуют.

Слайд 19

Учитель: Сможете теперь ответить мудрой Черепашке на вопрос: «Почему мы так часто слышим слово «экология»?

Слайды 20-21

XII. Итог урока.

Дети:

Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья!

Отныне мы вместе – большая семья –

Цветы  и деревья, птицы и я!

Учитель: Найдите слова, которые подчеркивают единое целое, связь человека с природой.

Дети: Отныне мы вместе – большая семья.

Учитель: Семью надо всегда беречь!

Использованные ресурсы

1. Мазин И. «Давайте будем к тому стремиться…» (стихотворение).

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему мы часто слышим слово "экология?"

Работа на уроке строится с ориентацией в первую очередь на формирование универсальных учебных действий.Работая по схеме «Влияние человека на окружающую среду», ученики учатся устанавливать причинно-сл...

Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?...

"Почему мы часто слышим слово "экология"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе....

Фрагмент урока окружающего мира по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?

На уроке использован метод проекта. Итогом  проекта стал плакат: "Сохраним природу чистой!"...

Почему мы часто слышим слово "экология"?

В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования. Данный документ акцентирует внимание на то...

урок окружающий мир 1 класс Почему мы часто слышим слово «экология»?

первоначальное ознакомление с  понятием «экология», «эколог»;       усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окру...