Почему мы часто слышим слово "экология"?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Бабикова Екатерина Юрьевна
В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования. Данный документ акцентирует внимание на то, что экологическое образование призвано не только формировать у граждан представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать усвоению экологических и этических норм, образа жизни. 
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чув¬ство прекрасного, умение видеть красоту природы.
  Наблюдения физиологов, психологов показывают, что среди детей младшего школьного возраста есть дети, которые в силу индивидуальных и психофизиологических особенностей трудно адаптируются к условиям школьной жизни, частично справляются с учебной программой. Для таких детей характерна ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Очень важно, чтобы рядом с ребёнком находился умный грамотный наставник, способный сформировать в нём основы экологической  культуры.
Экологическое самосознание и основанная на нём экологическая культура как система  норм поведения в природе, при которой ей не наносится существенный ущерб, должны стать обязательной составляющей общей культуры гражданина XXI в.
Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать основы экологической культуры. В нашей работе мы хотим предложить пути решения данной проблемы, так как  младшие школьники с задержкой психического развития  должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. 
Основным направлениям содержания работы явилось:  разработка и реализация экологических проектов.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.
В представленных  технологических картах учебных занятий,  можно посмотреть, как я использую метод проектов в практике работы по формированию основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya_2.doc138.5 КБ
Файл pomnite.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия                                                                                                Бабикова Е.Ю.

Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»? (Первоначальное представление об экологии)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Создать у учащихся первоначальное представление об экологии;
  • Показать взаимосвязь между человеком и природой и ответственность человека за состояние природы

Планируемые результаты

Предметные

  • Приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой;
  • Оценивать свои поступки по отношению к природе.

Метапредметные

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме.

Личностные:

бережно относиться к ценностям природы.

Личностные

  • Иметь целостное представление о картине мира;
  • Проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

Межпредметные связи: Изобразительное искусство (урок любования, умение видеть)

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 74, 75; электронное приложение,  мультимедийный проектор, презентация, листы для реализации проекта, карточки-загадки, аудиозапись.

Ход учебного занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

М – Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

М Эмоциональное вхождение в урок

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

П Игра «Угадай слово» - работа в парах. (Обобщение предыдущих тем с ориентировкой на поиск нового слова, главного в новой теме, используется коммуникативная, игровая технология и частично-поисковый метод).

Ориентировка:

М - Дети, вам нужно отгадать загадки, а на карточках записывать только первую букву отгадки, чтобы получилось новое слово.

1. Какое слово получилось?            

 2. О чем мы сегодня будем вести разговор на уроке?

- Кому из вас приходилось слышать  это слово?

- Как вы думаете, что это такое?

- Прочитаем определение на экране.

Л А почему нам надо учиться бережному обращению с природой?

-  Да, вы правы: экология это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.

- А теперь внимательно послушайте, что говорят о слове «экология» авторы нашего учебника. Включает видеофрагмент.

П - Кто услышал, как по-другому называют нашу Землю?

П экология

Ученики  высказывают свои  предположения.

Прогнозируют

предстоящую работу.

Читают определение на экране.

П - Дети с помощью слайда говорят: «экос» - что значит дом, и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле.

Дети смотря на экран.

- «Зеленый дом».

  1. Организация познавательной деятельности

М А знаете ли вы, что есть такая профессия?

А какая, вы услышите в тексте речевой разминки!

Эко-зко – природа дружит с человеком!

Ло-ло - всем тепло!

Ги-ги – природу береги!

 – ЭКОЛОГ?

У:- Чем занимаются экологи? Что делают? За чем они следят?

П -От слова «экология» произошло слово «эколог».

-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.

Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы,  к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.

Л -А почему надо бережно относиться к природе?

Так какая же главная работа эколога?

Да! Он, как доктор, лечит природу, если она заболеет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Оправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждет?

Мы шагаем друг за другом

Полем и зеленым лугом.

Видишь бабочка летает,

На лугу цветы считает

1,2,3,4,5 их считать, не сосчитать

За день, за два и за месяц

6,7,8,9,10

Даже мудрая пчела

Сосчитать их  не смогла.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше, поднимаем.

А теперь идем опять

Мы науки изучать.

М, Л Сейчас я предлагаю вам поработать настоящими экологами. Вы объединись в группы.

Группы готовы? Покажите свою готовность. Возьмитесь за руки.

Вам, как настоящим экологам, предстоит создать настоящий экологический проект. Необходимо нарисовать плакаты, которые помогут спасти Наш Дом.

1-группа

      Погибает рыба! Помогите!

   -  Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?

2-я группа

      Кругом мусор! Помогите!

   -  Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?

3-я группа

      Полевые цветы исчезли!! Помогите!

    - Подумайте, почему цветы исчезают??

 4-я группа

      На лугу исчезли бабочки! Помогите!

     - Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?

  5-я группа

      Животных обижают!! Помогите!

    - Что случиться с животными, если их обижать???      

Вы работаете, пока звучит музыка. Когда музыка закончится – закончится ваша работа.

(Походит к группам, консультирует).

П, М Для представления экологических проектов прошу выйти по одному представителю от групп

Поздравляю вас. Проекты получились интересные, содержательные. Вы – настоящие экологи. Вам понравилось работать?

- А задача экологов какая? Вспомните.

Л - Молодцы, что запомнили. А как ваши проекты помогут другим людям?

- Где могут увидеть люди?

- По окончании урока мы разместим наши проекты в фойе, чтобы привлечь внимание других учащихся к экологическим проблемам. Это и есть ваш личный вклад в дело охраны окружающей среды. Вы согласны?

П, М - Внимание, какой же вопрос мы поставили в начале урока?

 Мы ответили на этот вопрос?

М Отвечают.

Высказывают свои предположения.

П Слушают учителя, запоминают.

Л  Защищать самим природу и объяснять другим, как беречь природу.

М, Л Дети показывают готовность.

П, М Ученики выполняют проект.

- Защищать природу и рассказывать другим, как её беречь.

Л  Можно развесить на подъездах, в общественном транспорте…

П, М Дети отвечают.

  1. Этап проверки учащимися нового материала

М, П - Я очень рада за вас.

Необходимо проверить ваши знания по данной теме! Ответите на вопросы теста.

Перед нами стоял ещё один вопрос:  почему мы так часто слышим слово «экология»? Откроем учебники на 75-й странице, по закладке. Прочитаем вывод мудрой черепахи.

М, П Читают текст, дают ответ на вопрос.

  1. Этап подведения итогов

М, Л Рефлексия. Игра «ДА,НЕТ». (оценка учебной деятельности уч-ся)

-   мне сегодня было очень интересно на уроке.

-   я узнал, что экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

- есть люди, которые нарушают законы природы.

-  для любимой мамы можно нарвать на лугу огромный букет цветов и подарить ей.

- я буду помогать экологам беречь наш Зеленый дом.

М, Л Ученики оценивают свою учебную деятельность.



Предварительный просмотр:

  • "Помните, что дерево, трава, цветок, животные не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.
  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему мы часто слышим слово "экология?"

Работа на уроке строится с ориентацией в первую очередь на формирование универсальных учебных действий.Работая по схеме «Влияние человека на окружающую среду», ученики учатся устанавливать причинно-сл...

Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?...

"Почему мы часто слышим слово "экология"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе....

Фрагмент урока окружающего мира по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?

На уроке использован метод проекта. Итогом  проекта стал плакат: "Сохраним природу чистой!"...

урок окружающий мир 1 класс Почему мы часто слышим слово «экология»?

первоначальное ознакомление с  понятием «экология», «эколог»;       усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окру...

Почему мы часто слышим слово ЭКОЛОГИЯ.

Занятие в подготовительной группе....