урок окружающий мир 1 класс Почему мы часто слышим слово «экология»?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_attestatsii.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 1 класс Урок №65
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы. Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цели:
∙ первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
∙ усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Планируемые образовательные результаты:
- сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»;
∙ формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
∙ сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
∙ продолжить обучение работе в группах.
Ход урока:
1.Организационный этап
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Игра «Разведка»
-Сейчас мы выберем разведчиков, для этого нужно ответить на вопросы по пройденной теме.
1) Как называется «голубая» планета? Почему её так назвали?(Земля, из-за большого количества воды)
2) Кто первый из животных отправился в космос ?(мышь)
3) Назовите дату-первого полета человека в космос( 12 апреля 1961года)
4) Назовите имя первого человека полетевшего в космос?(Юрий Алексеевич Гагарин)
5) Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Резервные вопросы: Правда ли, что первым космонавтом был Ю.А. Гагарин? (Да.)
- Правда ли, что свой полёт в космос он совершил на корабле «Восход»? (Нет.)
- Правда ли, что Ю. Гагарин на своём корабле облетел вокруг Солнца? (Нет.)
- Правда ли, что первую женщину-космонавта звали С. Савицкая? (Нет.)
- Правда ли, что А. Леонов первым вышел в открытый космос? (Да.)
Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.
Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию.
Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.
Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.
( показываю где должны собраться команды)
1команда-насекомые ПОЧЕМУ
2-растения ЧАСТО
3-звери СЛЫШИМ
4-рыбы СЛОВО
5-птицы ЭКОЛОГИЯ
Как думаете, что это?(тема урока)
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Сформулируем цели с помощью слов-подсказок.
Познакомиться…. с понятием «экология», «эколог»;
Научиться … бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
3. Актуализация знаний.
Найдите в теме нашего урока ключевое слово.(экология)
Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Где можно выяснить его значение?
Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;
logos – наука.
От этого слова произошло слово эколог. Предположите, кто это может быть?
(Эколог-это человек, который занимается экологией, защищает природу)
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.
От чего нужно защищать наш зеленый дом?( от загрязнений, от вырубки лесов и др.)
Стихотворение ( читает ___________________)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
4. Первичное усвоение новых знаний
Эксперимент: на какой из этих предметов похожа Земля?( на столе-тарелка, апельсин, мяч)
Представьте, что 1/3 –это суша, а вот это что тогда?( вода)
Так много или мало воды на планете?( много)
Кто знает какая на вкус вода в морях и океанах?( соленая)
У вас на столах стаканы с водой.
Чтобы сделать морскую воду, разведите в стакане (250 мл) жидкости по чайной ложке соды и соли. Размешайте до растворения.
Попробуйте её на вкус, какая она?( соленая, горькая, невкусная)
Можно её пить? Готовить пищу?(нет)
А теперь попробуйте эту воду( предлагаю чистую воду)
Какая она на вкус?(несоленая, вкусная, чистая)
А теперь посмотрите сюда- в банке (3л) вода.
Представьте, что это вся вода, которая есть на земле, а в стакане(1/2 часть)- это вода, которую можно употреблять человеку.
Так много или мало пресной воды на земле? (мало)
Поэтому, что мы должны помнить?( воду надо беречь, зря не расходовать)
5. Физминутка
В лесу
Ручки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти стряхнули.
С травки сбиваем росу.
Ручки подняли, плавно помашем.
Ветер качает листву.
Вниз опустили, кисти встряхнули.
С травки сбиваем росу.
В сторону ручки- плавно качаем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут –тоже помашем:
Крылышки сложим назад.
6.Первичная проверка понимания
Прочитайте текст на листках
- Во время чистки зубов расходуется 10 литров воды
- Когда моете руки, расходуете 10 литров воды
- 1 смыв в туалете расходует 9 литров воды
- Принимая душ в течение 1 минуты расходуете 20 литров воды
- Если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро.
Скажите сколько литров воды тратит 1 человек во время чистки зубов?(10 л)
Решите задачу, ответив на вопрос, какое количество воды потратят 4 человека?(40 л)
В обыденной жизни люди не всегда берегут воду. Не задумываясь о будущем, они портят ее, травят различными веществами.
Опыт
- Сейчас давайте попробуем проделать опыты с водой. Будем работать в
парах.
- У вас на партах есть вещества, назовите их! (песок, растительное масло, соль, зеленка, мука)
- В стаканы с чистой водой добавьте немного этого вещества и пронаблюдайте, что получилось.
- Как вы считаете, то, что вода растворяет некоторые вещества - это полезное свойство?
Мы с вами растворяли, можно сказать, безобидные вещества. А на самом деле реки и озера, моря и океаны очень сильно загрязняются человеком.
И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
-Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
-А что? Кислотные дожди...
... Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
-Что натворил ты, Человек?!
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода - мать, Земля - наш дом.
* (На сцене стоят вазоны (вазы) с живыми цветами. Под музыку "Как прекрасен этот мир", выходит беззаботная девочка и тянет руку, чтобы сорвать один цветок.)
Ведущий : Стоп!
(На сцену по одному выходят ученики начальных классов и рассказывают стихотворения.)
Ученик 1: Сорвала цветок и бросила тут же,
Беспечно придавила ногой.
Стоишь и не о чем не тужишь
И машинально рвешь другой.
Ученик 2: Да как ты можешь?
Как ты смеешь?
Он цвел сейчас…
Он был живой…
Дышал… Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
Ученик 3: Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
Ученик 4: И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость
- Все - все, чем полон и богат.
Ученик : Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик : Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А будущее нас не простит.
Костя.
В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).
-Видели ли вы когда- нибудь морскую корову?(нет)
И не увидите никогда.
А ведь это было замечательное животное, которое обитало в Тихом океане.
Оно имело длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных, так появилась чёрная книга животных, которых мы никогда больше не увидим.
Стук в дверь. Странно прислали телеграмму, прочтем, что в ней написано.
Кто мог её прислать?
Вредные советы
Если вы пришли на речку,
То в неё бросайте мусор:
Банки, палки и бутылки,
Целлофановый пакет,
И тогда всем рыбам в речке
Станет весело, и рыбки
Сами прыгнут к вам в кастрюлю-
Будет славная уха.
Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,
Консервная банка-более 90 лет,
Целлофановый пакет- более 200 лет,
Стекло – более 1000 лет.
Задача: сколько времени будут разлагаться 2 консервные банки?( около 2-х лет)
Если на лесной полянке
Вы поставили палатку,
После этого вам надо
Развести большой костер.
И тогда всё запылает,
Загорится, задымится,
И природа восхитится:
«Что за чудный фейерверк!»
Помните, что кострище не зарастает 5-7 лет.
Если взяли вы корзину
И пошли в лес за грибами,
То грибы корчуйте с корнем,
Палкой бейте мухоморы!
И тогда лесным зверюшкам
Нечем будет подкрепиться,
Все впадут зимою в спячку
И «спасибо» скажут вам.
Нужно осторожно срезать ножку гриба, не нарушая грибницы.
Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства.
7. Итог урока
Экологический светофор
Показ ситуаций на слайдах.
Если это можно делать-зелёный, если нельзя-красный.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:
Прикрепите птичку, если сегодня вам все удалось
Прикрепите на доску бабочку, если вы работали хорошо, но допускали ошибки.
Прикрепите цветочек, если многое осталось неизвестным.
Теперь я вижу ребята, что вы готовы стать настоящими защитниками природы и я вам желаю в этом удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок доброты по окружающему миру в 1 классе по теме: «Почему мы часто слышим слово «Экология»? (с применением здоровьесберегающих технологий)
Цели: · первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;·...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему мы часто слышим слово "экология?"
Работа на уроке строится с ориентацией в первую очередь на формирование универсальных учебных действий.Работая по схеме «Влияние человека на окружающую среду», ученики учатся устанавливать причинно-сл...
Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?
Презентация к уроку окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?...
"Почему мы часто слышим слово "экология"?
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе....
Фрагмент урока окружающего мира по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?
На уроке использован метод проекта. Итогом проекта стал плакат: "Сохраним природу чистой!"...
Почему мы часто слышим слово "экология"?
В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования. Данный документ акцентирует внимание на то...
Урок окружающего мира (технологическая карта).1 класс.Почему мы часто слышим слово "экология".
На данном уроке дается первоначальное представление об экологии и ее роли в жизни людей,объясняется смысл названия "Зеленый дом";формируются основы экологической грамотности,чувства от...