Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Почемучки» (для 1 класса)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Дадонова Галина Петровна

Программа  позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchki_1_klass.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»

_____________________Вязовова С.В.

пр.№________ от _________________2019г.

Программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Почемучки»

(для 1 класса)

на 2019-2020 учебный год

Срок реализации программы 1 год

Составитель : Дадонова Г.П., учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика  программы

Рабочая программа «Почемучки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).

  Познавательная активность, как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности. В процессе освоения  программы  происходит приобщение детей к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира, способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов и результатов действий. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

               Программа  позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Цель  программы: стимулирование развития поисково-познавательной активности у детей.

Задачи:

  • формировать образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
  • расширять экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать их воображение и эмоциональную сферу;
  • укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
  • последовательно приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.

Место программы в общеобразовательном процессе

Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте очень любознательны, с интересом участвуют в ролевых играх. Реализация программы способствует развитию познавательных интересов учащихся 1 классов.

Ценностные ориентиры содержания программы

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
  • Свобода как  выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и                              социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Продолжительность занятий

Программа внеурочной деятельности  «Почемучки» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут. Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Занятия проводятся в учебном кабинете.

Методы деятельности (методы обучения)

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • классные часы;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела;
  • тренинги;
  • наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Виды деятельности

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • трудовая (производственная)деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
  • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

Формы проведения итогов работы

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности

  1. Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

  1. Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

Практические работы с картой.

  1. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или краеведческий музей.

  1. Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото

  1. Загадки растений (5 ч). 

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево?

Практическая работа через сравнение.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

  1. Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

  1. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

  1. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

  1. Растения-рекордсмены (0,5 ч).
  2. Заключение (0,5 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Описание содержания занятия

Кол-во часов

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Беседа

1

2

Какой остров самый большой в мире?

Практическая работа, работа с картой

1

3

Существует ли остров похожий на блюдце?

Практическая работа, работа с картой

1

4

Какая страна самая маленькая в мире?

Практическая работа, работа с картой

1

5

Как древние находили путь?

Практическая работа, работа с картой

1

6

Существовали ли драконы на самом деле?

Рассматривание окаменелостей, диафильм

1

7

Персонажи сказок

Презентация

1

8

Почему люди не летают?

Беседа

1

9

Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше?

Экскурсия в краеведческий музей

1

10

Как черепахи дышат под водой?

Презентация

1

11

Когда были открыты драгоценные камни?

Практическая работа

1

12

Что такое песок?

Практическая работа

1

13

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Практическая работа

1

14

Как образуется золото?

Беседа

1

15

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево.

Беседа, презентация

1

16

 Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Практическая работа

1

17

Где растут орехи?

Презентация, беседа

1

18

Почему крапива жжется?

Практическая работа

1

19

Как растет банановое дерево?

Презентация, беседа

1

20

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое.

Беседа, исследовательская работа

1

21

 «Нюх» на землетрясения.

Беседа

1

22

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Беседа, исследовательская работа

1

23

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Наблюдение за жизнью насекомых и их ролью в жизни человека

1

24

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Исследовательская работа

1

25

Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой?

Исследовательская работа

1

26

Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

Проектная работа

1

27

Как изучают подводный мир.

Исследовательская работа

1

28

Что находится на морском дне?

Исследовательская работа

1

29

Что можно найти на морском берегу?

Исследовательская работа

1

30

Есть ли глаза у морской звезды?

Исследовательская работа

1

31

Что такое каракатица?

Беседа, исследовательская работа

1

32

Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?

Беседа, исследовательская работа

1

33

Что мы узнали и чему научились за год.

Тестирование

1

Учебно-методическое и материальное обеспечение программы

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»

_____________________Вязовова С.В.

пр.№________ от _________________2019г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий в кружке «Почемучки»

1 класс

на 2019-2020 учебный год

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1

2

Какой остров самый большой в мире?

1

3

Существует ли остров похожий на блюдце?

1

4

Какая страна самая маленькая в мире?

1

5

Как древние находили путь?

1

6

Существовали ли драконы на самом деле?

1

7

Персонажи сказок

1

8

Почему люди не летают?

1

9

Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше?

1

10

Как черепахи дышат под водой?

1

11

Когда были открыты драгоценные камни?

1

12

Что такое песок?

1

13

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

1

14

Как образуется золото?

1

15

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево.

1

16

 Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

17

Где растут орехи?

1

18

Почему крапива жжется?

1

19

Как растет банановое дерево?

1

20

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое.

1

21

 «Нюх» на землетрясения.

1

22

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

23

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

24

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

25

Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой?

1

26

Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

1

27

Как изучают подводный мир.

1

28

Что находится на морском дне?

1

29

Что можно найти на морском берегу?

1

30

Есть ли глаза у морской звезды?

1

31

Что такое каракатица?

1

32

Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?

1

33

Что мы узнали и чему научились за год.

1

ИТОГО

33 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Почемучки"

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализиро...

Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»1-4 классы

Личностные результатыЦелостное восприятие окружающего мира.Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действи...

Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»

Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса  «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год...