Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Почемучки» (для 1 класса)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Программа позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchki_1_klass.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»
_____________________Вязовова С.В.
пр.№________ от _________________2019г.
Программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Почемучки»
(для 1 класса)
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Составитель : Дадонова Г.П., учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа «Почемучки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Познавательная активность, как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности. В процессе освоения программы происходит приобщение детей к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира, способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов и результатов действий. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.
Программа позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Цель программы: стимулирование развития поисково-познавательной активности у детей.
Задачи:
- формировать образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
- расширять экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать их воображение и эмоциональную сферу;
- укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
- последовательно приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Место программы в общеобразовательном процессе
Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте очень любознательны, с интересом участвуют в ролевых играх. Реализация программы способствует развитию познавательных интересов учащихся 1 классов.
Ценностные ориентиры содержания программы
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
- Свобода как выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Продолжительность занятий
Программа внеурочной деятельности «Почемучки» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут. Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Занятия проводятся в учебном кабинете.
Методы деятельности (методы обучения)
- групповая работа;
- экскурсии;
- классные часы;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые дела;
- тренинги;
- наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Виды деятельности
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая (производственная)деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Результаты освоения программы
Личностные результаты:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
- оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Формы проведения итогов работы
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
- Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
- Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические работы с картой.
- Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или краеведческий музей.
- Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото
- Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево?
Практическая работа через сравнение.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
- Эти удивительные животные (3 ч).
Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
- Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
- Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
- Растения-рекордсмены (0,5 ч).
- Заключение (0,5 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Описание содержания занятия | Кол-во часов |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | Беседа | 1 |
2 | Какой остров самый большой в мире? | Практическая работа, работа с картой | 1 |
3 | Существует ли остров похожий на блюдце? | Практическая работа, работа с картой | 1 |
4 | Какая страна самая маленькая в мире? | Практическая работа, работа с картой | 1 |
5 | Как древние находили путь? | Практическая работа, работа с картой | 1 |
6 | Существовали ли драконы на самом деле? | Рассматривание окаменелостей, диафильм | 1 |
7 | Персонажи сказок | Презентация | 1 |
8 | Почему люди не летают? | Беседа | 1 |
9 | Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
10 | Как черепахи дышат под водой? | Презентация | 1 |
11 | Когда были открыты драгоценные камни? | Практическая работа | 1 |
12 | Что такое песок? | Практическая работа | 1 |
13 | Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? | Практическая работа | 1 |
14 | Как образуется золото? | Беседа | 1 |
15 | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. | Беседа, презентация | 1 |
16 | Зачем деревьям кора? Железное дерево. | Практическая работа | 1 |
17 | Где растут орехи? | Презентация, беседа | 1 |
18 | Почему крапива жжется? | Практическая работа | 1 |
19 | Как растет банановое дерево? | Презентация, беседа | 1 |
20 | Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. | Беседа, исследовательская работа | 1 |
21 | «Нюх» на землетрясения. | Беседа | 1 |
22 | Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? | Беседа, исследовательская работа | 1 |
23 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | Наблюдение за жизнью насекомых и их ролью в жизни человека | 1 |
24 | Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. | Исследовательская работа | 1 |
25 | Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? | Исследовательская работа | 1 |
26 | Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. | Проектная работа | 1 |
27 | Как изучают подводный мир. | Исследовательская работа | 1 |
28 | Что находится на морском дне? | Исследовательская работа | 1 |
29 | Что можно найти на морском берегу? | Исследовательская работа | 1 |
30 | Есть ли глаза у морской звезды? | Исследовательская работа | 1 |
31 | Что такое каракатица? | Беседа, исследовательская работа | 1 |
32 | Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? | Беседа, исследовательская работа | 1 |
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | Тестирование | 1 |
Учебно-методическое и материальное обеспечение программы
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»
_____________________Вязовова С.В.
пр.№________ от _________________2019г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий в кружке «Почемучки»
1 класс
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | 1 | |||
2 | Какой остров самый большой в мире? | 1 | |||
3 | Существует ли остров похожий на блюдце? | 1 | |||
4 | Какая страна самая маленькая в мире? | 1 | |||
5 | Как древние находили путь? | 1 | |||
6 | Существовали ли драконы на самом деле? | 1 | |||
7 | Персонажи сказок | 1 | |||
8 | Почему люди не летают? | 1 | |||
9 | Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? | 1 | |||
10 | Как черепахи дышат под водой? | 1 | |||
11 | Когда были открыты драгоценные камни? | 1 | |||
12 | Что такое песок? | 1 | |||
13 | Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? | 1 | |||
14 | Как образуется золото? | 1 | |||
15 | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. | 1 | |||
16 | Зачем деревьям кора? Железное дерево. | 1 | |||
17 | Где растут орехи? | 1 | |||
18 | Почему крапива жжется? | 1 | |||
19 | Как растет банановое дерево? | 1 | |||
20 | Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. | 1 | |||
21 | «Нюх» на землетрясения. | 1 | |||
22 | Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? | 1 | |||
23 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | 1 | |||
24 | Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. | 1 | |||
25 | Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? | 1 | |||
26 | Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. | 1 | |||
27 | Как изучают подводный мир. | 1 | |||
28 | Что находится на морском дне? | 1 | |||
29 | Что можно найти на морском берегу? | 1 | |||
30 | Есть ли глаза у морской звезды? | 1 | |||
31 | Что такое каракатица? | 1 | |||
32 | Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? | 1 | |||
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |||
ИТОГО | 33 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Почемучки"
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализиро...
Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»1-4 классы
Личностные результатыЦелостное восприятие окружающего мира.Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действи...
Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»
Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год...