Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рымарь Елена Алексеевна

Учащиеся научатся объяснять строение грибов,их значение в природе и в жизни людей,различать съедобные и несъедобные грибы,правильно собирать грибы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir_griby_.docx132.47 КБ
Файл lesovik_docx.docx462.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Дата 21.11.2020

Урок №22

Класс 3-Б

Тема: В царстве грибов.

Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать о наличии царства грибов

- знать строение гриба

- Значение грибов в природе

- Как грибы использует человек

Метапредметные:

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);

Личностные:

- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека

- осознавать значение бережного отношения к природе

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая, парная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстами для работы в парах, сигнальные карточки, презентация к уроку, тест «Грибы» (презентация), учебник «Окружающий мир. 3 класс»

Ход урока

1.Организационный момент. 

- Составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием»    /открыть на доске/

- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверочная работа по материалам  РМК (15мин).

3. Мотивация к учебной деятельности.

/слайды «осенний лес»/

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

Какую природу можно встретить в лесу? Живую и неживую.

- Ребята, а что такое лес?

Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- Какие царства живой природы мы можем встретить в лесу? 

Отправляясь в лес на уроке нам нужно собрать рюкзак. Что мы с собой возьмём? /Знания, умения, навыки/

https://www.giftsgifts.ru/upload/iblock/7ba/7ba61a3fe7f30e19507c311a4e5de738.jpg
4. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.

                                  /шум дождя/         /достать красиво упакованный подарок/

- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.

/развернуть/

- Для чего нам лукошко?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Лесовичок принёс корзинки каждому из вас и одну большую для всего класса. Для того, чтобы наполнить корзинку грибами, нужно быть очень внимательным и трудолюбивым. За хорошую работу Лесовичок будет дарить вам подарки.

-Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)

 - А почему вы считаете, что это гриб? Докажите

- А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Сформулируйте тему урока!

- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов.

/открыть тему урока/

- Какую цель поставите перед собой?

/познакомиться с разнообразием грибов, …/

- Чтобы достичь цели урока составим

                                          план /кластер/

Строение грибов                                      Значение грибов в природе

                                Виды грибов         Как грибы использует человек

                                       

- Что вы уже знаете о грибах?

/съедобные и несъедобные/

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

                        / -какие бывают грибы, где они растут, к какому царству относятся, как правильно собирать грибы, строение грибов/

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

 - Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека??

 - Это один  из главных вопросов  нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.

- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • понаблюдать;
  • найти информацию в книге;
  • спросить у другого человека;

                                                                                         

5. Изучение нового материала.
 - Какая наука изучает растения? Животных?

- Какая наука изучает грибы?

       МИКОЛОГИЯ  («микос – гриб, «логос» - наука)                                                                               /открыть на доске/

- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством грибов . Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных.

Беседа по теме урока.

Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые «цветы»
Некоторые грибы могут достигать больших размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.).
Презентация «Грибы»
Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так,
белый гриб мы чаще находим в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит гриб?

Работа с учебником.
-Давайте рассмотрим строение гриба. Стр 49

- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Как они называются?   /грибница/

 - Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

- Из каких частей состоит наземная часть гриба?  /шляпка, ножка или пенек/

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

Работа в паре /карточки/

Подпишите строение гриба.                               Строение гриба

https://i0.wp.com/images.myshared.ru/10/963538/slide_2.jpg     Проверка:      https://i0.wp.com/images.myshared.ru/10/963538/slide_2.jpg

                                                                 (слайд)

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело

. Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План  ответа.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)


6. ФИЗМИНУТКА

 Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок.

                     (собирают рассыпанные грибы)

7. Закрепление изученного.

-Ребята, на какие две большие группы можно разделить грибы?

Съедобные и несъедобные

Посмотрите на слайды.

- Какие грибы вам знакомы?

Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? 
-
Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные.

Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе — они разлагают органические соединения до неорганических (минеральных), которые могут в дальнейшем усваиваться растениями. Почвенные грибы играют огромную роль в почвообразовании — обогащают его (плодородный) слой. Микориза, которую образуют грибы и растения, положительно влияет на рост и развитие растений.

Плодовые тела шляпочных грибов потребляет много животных: млекопитающие, грызуны, белки, барсуки, кабаны, лоси, косули), птицы, сухопутные моллюски и много насекомых.

Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

   они похожи на зонтик.     

 - Какие шляпочные грибы вы знаете?
- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на

   необычный гриб – это березовый гриб – чага.  
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю)  
 
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

На свете есть еще и ДРОЖЖЕВЫЕ грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.     Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.     

- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.

- Как человек использует грибы? 
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.

Работа с учебником

-Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями.

Работа  в группах.

Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.    

1 гр.(карточки) –питание (где берут), 2 гр.(карточки) –питание  (Чем?), 3 гр.(карточки) – с кем дружат грибы, 4 гр.(учебник) – роль грибов в природе, 5 группа (учебник)-охрана грибов

Обмен информацией.

1 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

2 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ………

3 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Общий вывод:

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

Правила сбора грибов

  1. Собирай только хорошо знакомые грибы!
  2. Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
  3. Не бери старые грибы – в них яд.
  4. Грибы срезай ножом или выкручивай!
  5. Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!

Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

  Сообщение групп: 1 гр. –ВЫВОД…. И т.д.

  «Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!


Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

Тест

     - Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.                                          

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..                                              

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.  

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.    

 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

 10.  Не производят питательные вещества, а поглощают  из почвы.                                                      

                                  Взаимопроверка (ключ на доске:  -, +, -, -, +, +, -, +, +)

8. Рефлексия.

   - Вернемся к началу урока (работа с кластером)

   - Что узнали о строении гриба? И т.д.

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

   - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли

    -  Грибами питаются животные и люди

    -  Украшают лес, люди любуются ими

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты .

                                  / показать лукошки с собранными грибами /

9. Информация о д/з

По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,

                     2) Придумать хитрые вопросы по теме,

                     3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов                        Красной книги.

- ПОЧЕМУ необходимо выполнять д/з?

10. Подведение итогов.

      - Наш урок подошел к концу.

Вернуться к девизу урока…

                                                               

                                                              Благодарю всех за урок.

Дополнительный материал

Загадки        

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.   (Подосиновик)

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.   (Подберёзовик)

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    
(Белый.)

7.  Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.   (Поганка)

               

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

                                                                             /съедобные, несъедобные/

https://i0.wp.com/images.myshared.ru/10/963538/slide_2.jpg



Предварительный просмотр:

https://cdna.artstation.com/p/assets/images/images/016/153/078/large/-791683-original.jpg?1551112313

https://i.siteapi.org/2ml5UoULXxcVcPpEK7Rhx5Ml_2g=/0x0:960x631/8c82d44637f5938.s.siteapi.org/img/5e0lhah6gps0sco8k0ogog08skcw4k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ядовитые грибы"

В доступной и интересной форме закрепляются знания учащихся о ядовитых грибах...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"

Конспект урока -путешествия "Царство грибов"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"

Конспект урока по окружающему миру Плешакова 3 класс "В царстве грибов"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Царство грибов"

Тема: «Царство грибов»Цель: познакомить  с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...