Тема:Почему звенит звонок?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Осипян Светлана Валерьевна

Тип урока: «Открытие нового знания».

Тема урока: «Почему звенит звонок?»

Цель: формировать начальные представления о звуках и их разнообразии в окружающем мире.

 

Учебные задачи:

 

Направленные на достижение личностных результатов:

1) формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; 2) формировать уважительное отношение к иному мнению; 3) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

 

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) РУУД: формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 2) ПУУД: развивать активное использование речевых средств и средств; 3) КУУД: развивать способность слышать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; 2) наблюдать за извлечением звука из обычных предметов; 3) высказывать предположения о причине возникновения эха; 4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оснащение урока:

 

Материалы для учащихся: - презентация, учебник, стикеры для рефлексии, канцелярская резинка, ватман, коробочка, палочка.

Материалы для учителя: - персональный компьютер, интерактивная доска, технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t_k_pochemu_zvenit_zvonok.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 1.

Тип урока: «Открытие нового знания».

Тема урока:  «Почему звенит звонок?»

Цель: формировать начальные представления о звуках и их разнообразии в окружающем мире.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

1) формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
2)  формировать уважительное отношение к иному мнению;
3)  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) РУУД: формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) ПУУД: развивать активное использование речевых средств и средств;
3) КУУД: развивать способность слышать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)  анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
2)  наблюдать за извлечением звука из обычных предметов;
3)  высказывать предположения о причине возникновения эха;
4)  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся:
- презентация,  учебник, стикеры для рефлексии, канцелярская резинка, ватман, коробочка, палочка.

Материалы для учителя: 
- персональный компьютер, интерактивная доска, технологическая карта.

Технологическая карта урока открытия нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивацияк учебной деятельности

- Приветствую детей, представляюсь.
- Читаю стихотворение. (Прил.1)

- Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.
Слушают стихотворение

Личностные УУД:
формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Создание ситуации успеха.

2.  Актуализация опорных знаний

- Ребята, сейчас я прочитаю вам необычный рассказ про мальчика, который очень любил задавать вопросы своей маме. Но сначала, мальчик задаст их вам, а вы – ответите. Затем, мы узнаем, что ему ответила мама. Быть может, ваши мнения совпадут. Вы готовы?
- Читаю рассказ «Дождь», актуализирую знания детей, полученные на прошлом уроке и задаю вопросы. (Прил .2)
– Итак, мы повторили и вспомнили ответы на вопросы “Почему идет дождь и дует ветер?”

- Выполняют речевую разминку.

- Слушают учителя.

- Готовы.

- Подводят итоги.

Метапредметные УУД:
ПУУД: развивать активное использование речевых средств и средств.
Личностные УУД:
формировать уважительное отношение к иному мнению.

Рассказ;


стимулирование занимательным содержанием.

3.Организация познавательной деятельности

3.1.целеполагание

3.2. открытие нового знания

3.3.  первичное закрепление

3.4.  самостоятельная работа

3.5. повторение и включение в систему знаний

- Ребята, недавно нашла очень интересное стихотворение, которое заставляет задуматься: «А почему же мы не слышим тишину»? Прослушайте его и подумайте, почему не слышна тишина в классе?
- Читаю стихотворение. (Прил 3).
- Так почему же не слышна тишина в классе?

- Скажите одним словом, что это мы слышим в классе?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Хорошо.
- Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками.
- Какой же главный звук вы слышите в школе?
- Верно, в школе главным звуком является звонок.
- А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя за 1 минуту? 
- Какие звуки вам удалось услышать? - Может, кто – то услышал, что происходит в коридоре или даже на улице?  
- Хорошо, давайте проверим, правильно ли вы предположили тему урока? Откройте учебник на странице 38. Кто назовёт тему урока?
(слайд 1).

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть звуки, а вы отгадывать, где мы можем их слышать. (Прил. 4).
- Вы замечательно справились с этим заданием. Теперь, я хочу узнать, как вы можете оживить предметы. Обратите внимание на страницу 38 учебника. Внимательно рассмотрите рисунки.
- Кто может показать, какие звуки издаёт собака?
- Кто озвучит лошадь?
- Кто мне подскажет, какие звуки издают часы?
- Сейчас я усложню задачу. Какие звуки издаёт дятел?
- Далее, я предлагаю вам прослушать, какие звуки издают колокола. (
звук колоколов).
- А теперь узнаем, какие звуки издают маленькие колокольчики.  (звук колокольчиков).
-
Какие же звуки издаёт трамвай? (звук трамвая).
-
Вот мы и прослушали различные звуки. А как вы думаете, могут ли звучать самые обычные предметы?
Сегодня на уроке наш класс превратиться в научно-исследовательскую лабораторию. А мы с вами будем младшими научными сотрудниками.
- Сейчас я попрошу вас сделать максимальную тишину в классе, чтобы мы могли услышать каждый звук.
- Что это за предмет?
- Она сейчас звучит?
- А если я растяну её, и проведу пальцем, что-то изменится?
- Мы слышим один и тот же звук?
- А если мы возьмём пластиковую коробочку и палочку. Сможем ли мы при помощи двух этих самых обычных предметов получить звук?
- Что нам нужно для этого сделать?
- А если мы постучим по крышечке, а затем по самой коробочке. Мы услышим два разных звука, или он будет одним и тем же?
- Почему же эти предметы сначала молчали, а потом издали звук?
- Вот так, с помощью обыкновенных предметов мы можем услышать различные звуки.
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что звук – это невидимая волна.
- Как же называется прибор человека, который улавливает эту самую волну?
- Уши- орган слуха. Чаще можно услышать другое название – ушной аппарат. Ухо – это не только его наружная часть. Наше ухо состоит из нескольких частей, которые располагаются внутри черепной коробки.

- Что является самым опасным для нашего уха? Чего боятся уши?
- Как же мы должны беречь свои уши?
-  Прочитайте на странице 39 рубрику, помеченн6ую знаком «Внимание» и проверьте, правильно ли вы предположили?
- Давайте представим, что мы оказались в лесу, что же нас встретит?
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий – слышит.

- Как же образуется эхо?
- Верно, (Прил 6).
- Сейчас я буду говорить информацию, а вы будете моим эхо. Последнее слово, которое я скажу, вам нужно будет озвучить так, как бы их услышал другой человек.
- Какой цветок получил чемпион?
- Как называется водный поток, у которого растёт гречка?
- Если крикнем мы «машина», то услышим слово»?
-
Хорошо, ребята.
- Читаю стихотворение. (Прил.7).

- Слушают учителя.

-  Настраиваются на прослушивание стихотворения.

-
Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, скрипит.

- Звуки.


- О звуках.

- Звонок.


- Слушают звуки в полной тишине.


- Часы, кто – то ходит по коридору, машины на улице.  


- Открывают учебник на  странице 38.
- «Почему звенит звонок?»

- Настраиваются на игру.

- Рассматривают рисунки на странице 38.

- Гав, гав, гав.

- Иго - го, иго - го.
- Тик - так, тик - так.

- Тд - ддддд.

- Слушают звучание колоколов.



- Слушают звучание маленьких колокольчиков.

- Слушают звук трамвая.

- Да, могут.










- Канцелярская резинка.
- Нет.

- Да. Мы слышим звук.

- Да.


- Да.
- Постучать палочкой по коробочке.

- Мы услышим два разных звука.



- Мы приложили усилия, чтобы получить звук.

- Ухо.

- Шума, резких звуков.

-
Ответы детей.

- Читают страницу в учебнике.

- Эхо

- Из звуков.

- Слушают учителя.


- Пион.
- Речка.

- Шина.

Метапредметные УУД:
КУУД: развивать способность слышать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Личностные УУД:
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Предметные УУД:
анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

Личностные УУД:
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Личностные УУД:
формировать уважительное отношение к иному мнению.

Предметные УУД:
наблюдать за извлечением звука из обычных предметов.

Метапредметные УУД:
РУУД: формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Предметные УУД:
высказывать предположения о причине возникновения эха.

Стимулирование занимательным содержанием;


Постановка проблемы;


Построение выхода из затруднения;

Беседа

Работа с текстом учебника

Рассуждение

Создание ситуации поискового характера

Демонстрация

Деловая игра

Стимулирование занимательным содержанием

Демонстрация

Диалог

Создание креативного поля

Беседа

Рассказ

Работа с учебником

Стимулирование занимательным содержанием

Беседа

4. Рефлексия учебной деятельности

- Мы знаем, что звук – невидимый. Но никто не запрещал нам фантазировать. В начале урока мы становились младшими научными сотрудниками, и сейчас нас ждёт последнее задание. Сейчас, я предлагаю вам на стикерах нарисовать звук таким, каким бы мы его видели, если бы могли. Может кто-то нарисует его в виде листика, кто-то, в виде нот. Возможно, кто-то нарисует звук животного, или птицы.
- Вот такой замечательный плакат звуков у нас получился.
- Так как же всё-таки получается звук?

- Слушают учителя.

- Продумывают, каким бы они видели звук, рисуют его и крепят к плакату.

- Предметы, от каких – либо действий начинают дрожать. Дрожь передаётся по воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей.

Предметные УУД:
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Создание ситуации успеха

Стимулирование занимательным содержанием

Повторение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прил.1.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Слушают стихотворение.

Прил. 2. Рассказ «Дождь».

     Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.
- Мама! – позвал Вася.
Мама пришла из кухни.
Мальчик спросил: Откуда дождь падает?
(ответ детей)
- Из тучи, ты ведь сам знаешь.
- А куда падает дождь?
(ответ детей)
-
На землю, Вася, на землю! Всё падает на землю! – сказала мама, начиная сердиться.
- А откуда берутся тучи?
(ответ детей)
-
 Значит, дождь идёт сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?
- Можно сказать и так.
- Значит, дождь идёт всё время! – сказал Вася.
- А вот этого сказать нельзя!
И мама улыбнулась.
-
Ребята, а почему нельзя сказать, что дождь идёт всё время? (ответ детей).
-
 Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному.
«Без рук, без ног, а ворота открывает». (
Ребята, как вы думаете, что это»?
- Это ветер! – ответила мама.
- Вдруг порыв сильного ветра открыл окно и в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.
 
- А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: “Почему дует ветер?”

Вася это знал и с радостью рассказал маме.

– Ребята, какое объяснение услышала мама? Что мальчик ответил ей?


– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” 

– Из чего состоят тучи? 

– Почему капельки воды падают на землю? 

- Слушают рассказ «Дождь».

- Готовятся отвечать на вопросы.

- С неба, из тучи, из облака.

- На землю, на крыши, на поля.

- Вода скапливается на земле, испаряется в воздух.

- Когда вода испаряется, она становится прозрачным невидимым паром, который поднимается от земли всё выше и выше .

- Ветер.

- Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух стремится на место воздуха тёплого. Так движется воздух и получается ветер.
- Темное, густое облако.
- Из капелек воды.
- Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.

Прил. 3. Стихотворение «В нашем классе».
В нашем классе тишина, почему-то не слышна:
То линейка упадет, то резинка пропадет,
То Потапова под партой чей-то тапочек найдет.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
“Тише – тише , сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину”.
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Вова сзади.
“Тише, тише!” – шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

- Слушают стихотворение.

Прил. 4.  Игра «Где мы слышим эти зуки?»
- Аа -  ааа -  аа - а. (укачивание)
(слайд.2). 
- Пи - пи - пи. (пищание)
(слайд 3)
- Уааа – уааа - уааа. (плач) (
слайд 4)
- Аууу - аууууу. (зов) (слайд 5)
- Ха - ха - ха (смех) (слайд 6)
- цып - цып - цып (зовут цыплят) (слайд 7)

-  укачивают ребёнка, куклу.

-  пищит мышь.
-  плачет ребёнок.
-  когда заблудились, зовут на помощь.
- смеются.
- зовут цыплят.

Прил 5. Работа со словарём.
- Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Слово «ЧерепОк» - обломок разбитого глиняного, фарфорового изделия.
Слово «ВзвИзгнуть» - крикнуть с резким визгом, издать визг.
Слово «ПросочИться» - проникнуть, распространиться куда – либо.

Слово «Бранить» - резко порицать, ругать кого – либо.

Запоминают значение сложных слов.

Прил. 6. Стихотворение Е. Благининой «Эхо».

Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо повторяет песенку мою.
Я спросила эхо:
-  Замолчишь ты?
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
- Ишь ты, ишь ты!
Значит, понимает речь мою.
Я сказала:
- Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
- Ладно, ладно!
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь и всё звенит от смеха,
Замолчу – и всюду тишина …
Иногда гуляю я одна,
И мне не скучно, потому что эхо …

- Слушают стихотворение.

Прил 7.

Колеблется струна и толкает частицы воздуха, а частицы воздуха толкают друг друга. Все дальше передаются по воздуху колебания струны, мы слышим, как она поёт.
Дойдут колебания воздуха до препятствия, ударятся о него, как мячик, отразятся и идут обратно. Получается эхо.
А вот на Луне космонавты не могут разговаривать, как на Земле. Даже самые мощные взрывы будут там совершенно беззвучными. И неудивительно: на Луне нет воздуха, по которому передаются звуковые волны.

- Слушают учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему звенит звонок?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему звенит звонок?" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ ЗВЕНИТ ЗВОНОК? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВ." (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том,...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему звенит звонок?"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему звенит звонок?"...

Конспект урока на тему: Почему звенит звонок? (УМК "Школа России" 1 класс)

формировать первоначальное представление о звуке, познакомить детей со строением слухового аппарата, воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату....

Открытый самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему звенит звонок?"

Материал включает в себя конспект урока, речь защиты и  презентацию открытого самоанализа урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему звенит звонок?"...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Почему звенит звонок"

Презентация к уроку окружающего мира, 1 класс УМК «Школа России»...