Пропедевтика астрономии в начальной школе
статья по окружающему миру (3 класс)

В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.

В работе рассказывается как организовать работу по пропедевтике астрономических знаний в рамках кружка "Я исследователь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя

общеобразовательная школа №8 города Аткарска

Саратовской области

412420 Саратовская обл. г.Аткарск

ул. Революционная д.60

Тел. 8(84552)

«Пропедевтика астрономических знаний»

(система работы с учащимися начальной школы)

Ракобольская Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Брусьева Оксана Александровна

учитель физики

Аткарск 2019

В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.

А вместе с тем, это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. 

               В таких условиях начальные знания по астрономии можно получить в процессе внеурочной деятельности на занятиях кружка «Я – исследователь». Программа кружка рассчитана на 4 года. Каждый год в программу включены темы по астрономическим вопросам.

Цель: развитие познавательной мотивации в области астрономии в ситуации успеха и радости от познания.

Прогнозируемый результат:

        1. Обучающиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия.

        2.Обучающиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

         3.Формы проведения занятий:

- использование литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей;

- изготовление поделок, рисунков, разработка собственных проектов, практические работы с «Подвижной картой звездного неба», «Картой звёздных полушарий», глобусами звёздного неба и Луны.

Занятия в кружке  тесно связаны с курсом начальной школы «Окружающий мир», разработанным на основе ведущих идей уважения к миру, его целостности и многообразия, что обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности. Они расширяют следующие темы «Окружающего мира»: «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Когда наступит лето?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?», «Зачем люди осваивают космос?».

Материал, предлагаемый для изучения в каждом классе, разбит на 4 раздела:

  1. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.
  2. Планета Земля.
  3. Звездное небо.
  4. Солнечная Система.

С каждым годом обучения содержание разделов усложняется и расширяется, углубляется и конкретизируется, что соответствует концентрическому принципу построения учебной программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вселенная в прошлом

7

7

2

Вселенная в настоящем

8

7

15

3

Вселенная в будущем

8

8

4

Планета Земля

8

8

6

7

29

5

Звёздное небо

8

8

9

10

35

6

Солнечная Система

10

10

12

9

41

33

34

34

34

135

Занятия астрономией способствуют развитию у обучающихся начальной школы таких ценных качеств, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Ребёнок, который заинтересуется астрономией в начальной школе, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие предметы.

      Некоторые занятия интересно проходят с учениками старших классов. Так, работая над проектом «Планеты Солнечной системы», вместе работали над макетом. Показали фильм «Планеты Солнечной системы».

                            

Дети приготовили загадки о планетах и составили альбом.

Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...(Планеты)

Вот планетам младший брат, 

По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален…(Меркурий)

В небе я свечусь нередко, 

Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара…(Венера)

Планета голубая, 

Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...(Земля)

Это красная планета 

По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри…(Марс)

Все планеты с полюсами, 

Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.(Сатурн).
В этих кольцах он один,
Очень важный господин…(Сатурн).

Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку...(Юпитер)

На планете синей-синей 

Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма -
Состоит из воды, газа и льда…(Нептун)

 Так же старшие товарищи помогли изучить тему  «Созвездия»,  научили работать с картой звездного неба.

Ребята зарисовали расположение звезд своих зодиакальных созвездий.

           

   

Красота и величие звездного неба, достижения мировой космонавтики (полеты человека в космос и на Луну, полеты автоматических межпланетных станций почти ко всем планетам Солнечной системы) вызывают у детей восхищение, пробуждают неудержимую фантазию, желание не только вообразить далекие миры, но и побывать на них. И хотя лишь немногие из сегодняшних младших школьников станут профессиональными астрономами или будут работать в сфере космонавтики, интерес к познанию Вселенной и ее активному освоению у большинства детей сохранится надолго

Ниже приведен список проектов, которые были организованы во время совместных занятий:

 - В мире звёзд

 - Вселенная — наш дом

 - Есть ли вода на других планетах?

  - Календарь и время

- Созвездие Большой Медведицы

- Животные в космосе.

С проектом «Что у нас над головой?»  ребята выступали на научно-практической конференции и заняли призовое место.

Из этого следует вывод об эффективности разработанной нами программы кружковой деятельности. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза об успешном формировании астрономической грамотности на занятиях кружка «Я – исследователь» при условии организации правильной и эффективной работы подтверждена

Библиографический список

1. Матвеева М.М. Использование творческого потенциала сказок в естественнонаучном образовании младших школьников: учебно-метод. пособие. Тольятти; Ульяновск, 2010. 64 с.

2. Мартиросян М.Ш., Боруха С.Ю. Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов // Начальная школа. 2006. № 11. С. 31--35.

3. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Начальная школа. 2009. № 10. С. 18--21.

4. Матвеева М.М. Космические сказки как средство формирования естественнонаучных представлений в начальной школе // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1--2(82). С. 181--186.

5. Шамигулова О.А. Педагогические условия воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру // Начальная школа. 2007. № 8. С. 55--60

Компьютерные программы для занятий

1. Компьютерная программа «Маленький астроном»

2. Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»

3. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.

4. Мультимедийный курс «Открытая астрономия» (автор Н.Г. Гомулина под ред. В. Сурдина

Видеоматериалы

  1. http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/ - Телескоп в режиме онлайн.
  2. http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4587.html - Почемучка. Строение Земли. Внутреннее строение нашей планеты и его изучение.
  3. http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3171.html - Почемучка. Полярный день, полярная ночь. Как земля освещается Солнцем.
  4. http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4559.html - Почемучка. Какие бывают планеты. Первое знакомство с планетами Солнечной системы.
  5. http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html - Почемучка. Из чего состоит воздух.

Список  литературы для учителя

  1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Бердышев С. Законы космоса. – М:  Рипол Классик, 2002
  3. Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. - Мн.: Высш. школа, 2004.
  4. Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968.
  5. Дорожкин Н.Я. Космос. -  ООО «Издательство Астрель», 2004
  6. Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. Росмэн – Пресс, 2003
  7. Жалыбина И.И. Природа тел Солнечной системы. // Физика. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - № 4.
  8.  Куклова Мария Евгеньевна, учитель физики. Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс.
  9. Перельман Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).
  10. Шимбалов А. Атлас созвездий. Москва. 2005
  11. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010.
  12. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002

Список литературы для обучающихся

  1. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010

2.Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо». Мир Энциклопедий. Аванта +, М.: Астрель, 2009                                                                                                                                

  1. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. - М.: изд. Педагогика- пресс.1993.

3.Экология цивилизации. Что было до нашей эры. – М.:Педагогика-Пресс,1994

4.Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной школе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – а...

Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений

Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"

Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Одна...