Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
На основе:
Авторской программы по окружающему миру для 1-4 класса авт. Плешаков А. А. (Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4 классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение»,2011 г);
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Плешаков А. А/ – М.: Просвещение, 2018.
- Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.
- Тесты для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.
Общая характеристика учебного курса
Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- развитие экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
Основные задачи курса:
- формировать у обучающихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитывать нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладевать основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивать интерес к их познанию.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно -научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. Д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (13 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 8 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам | 12 |
| Итого: | 68 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
1. Авторская программа по окружающему миру для 1-4 класса авт. Плешаков А. А. (Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4 классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение»,2011 г)
2. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
3. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
4. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Плешаков А. А/ – М.: Просвещение, 2018.
5. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.
6. Тесты для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Вариант | ||
Окружающий мир | Окружающий мир 3кл.А.А.Плешаков | ||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока |
Как устроен мир(7ч) | Природа. Значение природы для людей. | 1 | Природа. Разнообразие природы и ее классификация. Значение природы в жизни человека. |
| Человек.Ступеньки познания. | 1 | Внутренний мир человека. Познание окружающего мира-результат познавательной деятельности человека. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями. |
| Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | Проектная деятельность. История села, символы, исторические достопримечательности села, известные люди села. Защита проекта. |
| Общество. | 1 | Человек как член общества, а семья-часть общества. Представление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек-часть природы и общества. |
| Что такое экология. | 1 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. |
| Природа в опасности. | 1 | Животные, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. |
| Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 | Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. |
Эта удивительная природа(19ч) | Тела,вещества,частицы. | 1 | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые,жидкие, газообразные.Соль,сахар как примеры твердых веществ. Воздух смесь газообразных веществ. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
| Разнообразие веществ. | 1 | Вещества- поваренная соль, сахар, крахмал, кислота. |
| Воздух и его охрана. | 1 | Воздух. Состав и свойства воздуха. Меры по охране воздуха. |
| Вода и жизнь.Свойства воды. | 1 | Вода и ее свойства, распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. |
| Превращения и круговорот воды в природе. | 1 | Вода. Свойства воды. Три состояния веществ твердое, жидкое, газообразное. Круговорот воды в природе. |
| Берегите воду. | 1 | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. |
| Что такое почва. | 1 | Почва ее значение для живой природы. Свойства и состав почвы. |
| Разнообразие растений. | 1 | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и в жизни человека. Ботаника-наука о растениях. |
| Солнце,растения и мы с вами. | 1 | Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни животных. |
| Размножение и развитие растений. | 1 | Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода). |
| Охрана растений. | 1 | Роль растений в природе и в жизни человека, бережное отношение людей к растениям. |
| Разнообразие животных. | 1 | Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология-наука о животных. |
| Кто что ест.Цепи питания. | 1 | Классификация животных по способу питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. |
| Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | Правила поведения в лесу. Экологическая пирамида. Невидимая пищевая сеть. Невидимая экологическая пирамида. |
| Размножение и развитие животных. | 1 | Размножение и развитие животных разных групп. |
| Охрана животных. | 1 | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Меры по охране животного мира. |
| В царстве грибов. | 1 | Разнообразие грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу. Правила сборов грибов. |
| Великий круговорот жизни. | 1 | Круговорот веществ.Основные звенья круговорота веществ. |
| Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 | Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. |
Мы и наше здоровье(10ч) | Организм человека. | 1 | Анатомия,физиология,гигиена как науки.Понятия об органах и системе органов тела человека:нервная,пищеварительная,кровеносная системы. |
| Органы чувств. | 1 | Органы чувств человекаглаза,уши,нос,язык,кожа,их роль в восприятии мира. |
| Надежная защита организма. | 1 | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий-кожа;еесвойства и гигиена.Первая помощь при повреждении кожных покровов. |
| Опора тела и движение. | 1 | Опорно-двигательная система,ее роль в организме человека |
| Наше питание. | 1 | Разнообразие питательных веществ.Пищеварительная система,ее строение и сохранение правильной осанки. |
| Проект «Школа кулинаров». | 1 |
|
| Дыхание и кровообращение. | 1 | Дыхательная и кровеносные системы,их строение и работа. |
| Умей предупреждать болезни. | 1 | Способы закаливания организма.Правила поведения в случае заболевания. |
| Здоровый образ жизни. | 1 | Понятие о здоровом образе жизни. |
| Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».Проверочная работа. | 1 | Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. |
Наша безопасность(8ч) | Огонь,вода и газ. | 1 | Действия при пожаре,аварии водопровода,утечке газа. |
| Чтобы путь был счастливым. | 1 | Правила поведения по дороге в школу,при переходе улицы ,езде на велосипеде, в автомобиле,общественном транспорте. |
| Дорожные знаки. | 1 | Дорожные знаки. |
| Проект "Кто нас защищает". | 1 | Алгоритм работы над проектом. |
| Опасные места. | 1 | Правила поведения в опасных местах:на балконе,в лифтах,на стройке. |
| Природа и наша безопасность | 1 | Опасности природного характера. |
| Экологическая безопасность. | 1 | Правила поведения во время грозы,при общение с животными. |
| Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 | Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. |
Чему учит экономика (12 ч) | Для чего нужна экономика | 1 | Потребности людей.Товары и услуги. |
| Природные богатства и труд людей-основа экономики. | 1 | Использование природных богатств в экономике.Роль труда людей в экономике.. |
| Полезные ископаемые. | 1 | Понятие о полезных ископаемых.Значение,способы добычи,охрана полезных ископаемых. |
| Растениеводство. | 1 | Сельское хозяйство как составная часть экономики.Классификация культурных растений. |
| Животноводство. | 1 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства.Труд животноводов и растениеводов. |
| Какая бывает промышленность. | 1 | Промышленность как составная часть экономики.Отрасли промышленности. |
| Проект "Экономика родного края." | 1 | Алгоритм работы над проектом. |
| Что такое деньги. | 1 | Обмен товарами:бартер,купля-продажа.Роль денег в экономике. |
| Государственный бюджет. | 1 | Понятие о государственном бюджете,расходах и доходах.Источники доходов. |
| Семейный бюджет. | 1 | Понятие о семейном бюджете,доходах и расходах. |
| Экономика и экология. | 1 | Экологические прогнозы,их влияние на экономику. |
| Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 | Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. |
Путешествие по городам и странам(12ч) | Золотое кольцо России. | 2 | Золотое кольцо России-слава и гордость страны. |
| Проект"Музей путешествий". | 1 | Сбор экспонатов для музея,оформление экспозиции музея. |
| Наши ближайшие соседи. | 1 | Государства,граничащие с Россией,их столицы. |
| На севере Европы. | 1 | Страны севера Европы,их столицы,государственное устройство,государственные языки,флаги,достопримечательности. |
| Что такое Бенилюкс. | 1 | Страны Бенилюкса,их столицы,государственное устройство,флаги,достопримечательности. |
| В центре Европы. | 1 | Страны центра Европы,их столицы,флаги,достопримечательности. |
| Путешествие во Франции. | 1 | Франция,ее местоположение на карте,ее столица,символы. |
| Путешествие по Великобритании | 1 | Великобритания,ее местоположение на карте,ее столица,достопримечательности. |
| На юге Европы. | 1 | Греция и Италия,их географическое положение,их столицы. |
| По знаменитым местам мира. | 1 | Отдельные памятники архитектурыи искусства |
| Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 1 | Презентация |
|
| 68 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»
1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" ФГОС
УМК "Школа России" 1-4класс ФГОС...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....