Человек. Ступеньки познания.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_14.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Человек. Ступеньки познания.
Цели: показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.
Формируемые УУД.
Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.
Ход урока.
I. Организационный момент.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я - командир, вы - мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
II. Проверка д/з.
1. Фронтальный опрос.
- Что относится к живой (неживой) природе?
- Чем отличаются объекты неживой природы от объектов неживой?
- Сравните по этим признакам камень и кошку.
- Как называется наука изучающая объекты живой природы?
- Сколько выделено царств в биологии?
- К каким царствам живой природы относятся: берёза, тюльпан, подберёзовик, орешник?
- Найди представителей на картинке. Докажи свою точку зрения.
- Смогли бы вы прожить без природы? Почему?
2. Работа в группах. «Раздели по царствам».
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Кроссворд.
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
3. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке. (Улитка.)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца.)
6. Зеленый поясок
В траве затерялся. (Ящерица.)
7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Ключевое слово: человек.
- Прочитайте полученные слова. Что заметили общего?
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда. Это тема нашего урока. Сегодня мы поговорим о человеке как разумном существе.
V. Изучение нового материала.
1. Беседа «Человек - существо разумное».
- В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек».
Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Человек - часть природы, его живого мира, относится к царству людей.
- Что общего у человека и животных?
- В чем существенное отличие человека от животного?
- Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?
- Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо.
Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги.
- Прочитайте текст на с. 10–11.
- Назовите предметы, созданные человеком.
- Где «помещается» разум человека?
- Есть ли головной мозг у животного?
- Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.
Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.)
- Какие картины вы представляли, слушая музыку?
- Какие чувства вы испытывали в это время?
- О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука - психология (от греческих слов «психе» - душа, «логос» - наука).
- Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств.
- Какие органы чувств вы знаете?
2. Загадки.
*Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
*Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
*Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
- О каких органах чувств говорится в загадке?
2. Особенности познания.
Игра «По ступенькам познания».
Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное.
- Восприятие - это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память - это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти.
Игра «Память».
Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников.
- Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания.
С мышлением связана еще одна способность человека - представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением - это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество.
3. Выполнение задания «Подумай» (учебник, с. 14.)
V. Итог урока.
1. Загадка.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек.)
- Что нового вы узнали о человеке?
2. Чтение вывода на с. 15.
3. Домашнее задание: с. 10–15; задание «Проверь себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....