Экологические минутки на уроках в начальной школе
статья по окружающему миру (4 класс)
Экологические минутки на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_2019_dlya_larisy_gen.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические минутки
на уроках в начальной школе
В современном мире, в мире технологий, большое внимание уделяется вопросам экологии.
Наша Школа ставит перед собой задачи, направленные на экологическое воспитание.
Первостепенной задачей учителей является - умение найти доступную для понимания детей информацию об экологии и использовать её в учебном процессе, умение доступно, опираясь на различные источники информации, помочь учащимся увидеть и прочувствовать возникшие перед человеческим обществом экологические проблемы, воспитывать в них чувство ответственности.
Вопросы, связанные с экологическим воспитанием, можно решать и на всех
уроках применяя экологические минутки
На уроках математики.
Главной целью использования экологических минуток на уроках математики является внесение разнообразия в урок, активизация деятельности учащихся, расширение представления об окружающем мире и словарного запаса учащихся, оказание положительного влияния на формирование таких положительных человеческих качеств личности, как заботливое отношение человека к окружающей его среде.
Экологические минутки можно использовать на различных этапах урока:
- во время устного счёта;
- при изучении нового материала,
- при закреплении и обобщении изученного материала.
Свою работу по данной теме я разделила на два этапа.
Первым этапом работы является расширение кругозора при изучении экологических проблем, которые связаны с развитием промышленности, потребительского отношения человека к природе.
Экологические задания помогают осознать важность сохранения объектов окружающей среды, т.к. человек есть один из объектов этого мира.
Вторым этапом работы - решение задач экологического содержания, которые носят поисковый характер. Учащиеся не только находят способ решения задачи, но и знакомятся с фактами из жизни растительного и животного мира, человека. Все это способствует развитию интереса к урокам математики в целом, развивает математическую и литературную речь, мышление, память, помогает осознанно получать экологические знания.
Данная работа (создание экологических минуток) носит
- поисковый характер:
(учащиеся решают задачу, потом видят правильный ответ и изображение "найденного животного (растения)")
Например, даётся задача:
"Масса слона равна 6т, а масса льва -300кг. Во сколько раз масса льва меньше массы слона?
Выбери правильный ответ
А) в 5700 раз
Б) в 2 раза
В) в 294 раза
Г) в 50 раз
Д) в 20 раз
- познавательный характер
(при решении задания учащиеся получают новые сведения о том или ином растении, животном, человеке);
Например, необходимо найти значения выражений. По мере их решения открывается буква.
- творческий характер
(учащиеся сами составляют задания с опорой на те или иные данные, которые может дать учитель или предлагают сами учащиеся)
Например, даются данные о продолжительности жизни животных:
Лошадь - 25 лет
Верблюд - 40 лет
Коршун - 40 лет
Орёл - 104 года
Щука - 300 лет
Составление и выполнение заданий с использованием данных помогает не только развитию математической и разговорной речи, но помогает также понять, что же влияет на продолжительность жизни растения, животного, также понять, как человек относится к природе.
Экологические задачи на уроках математики
Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.
Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики.
Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом.
.
Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.
Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.
Устный счет:
В теме «Нумерация чисел в пределах 1000» даю такие задания: - У зубатых китов есть зубы. Вы узнаете сколько, если назовете число, в котором 2 сотни и 7 десятков (270). Изучая тему «Километр», сообщаю детям, что сокол сапсан видит движущуюся добычу размером с голубя на расстоянии 1 км. Прошу выразить это расстояние в метрах (1000м)».
Решение арифметических примеров:
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.
Например:
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 28
Сосна –17
Тополь – 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 –(48+49)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клёст – 8
Аист – 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров
Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
Экологизация курса русского языка
На разных этапах урока русского языка, как в первом, втором, так и в третьем классе можно и нужно использовать задания экологического содержания: «Объясни значение пословиц: «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». В связи с этим можно вспомнить и рассказать о зиме и особенностях этого времени года, как живется животным , растениям. Работая по развитию речи учащихся, можно предложить написать сочинение или изложение на различные темы: «Лес – наше богатство», « Природа- наш дом», «Маленький хозяин», «Друзья леса». Такие задания помогают повторить знания о природе, о мерах ее охраны, развивают у детей способность воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова.
Также на уроках русского языка очень полезно составлять описание деревьев, кустарников, трав.
Детям можно предложить экологические минутки в виде следующих заданий:
1. Допиши предложение
Люди не могут жить без природы, потому что она ...
Чтобы природа не погибла, надо ...
2. Допиши рассказ
«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я ...»
«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок ...»
3. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:
- когда ты обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь ягоды;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда увидишь поврежденные березы;
- когда ты отдыхаешь на лесной поляне.
4. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли:
- все сосны и ели;
- все белки;
- все птицы.
5. Напиши ответ на телеграмму:
«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.
- Сочини правила подкормки птиц
- Сочини правила лесной вежливости
6. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)
Не ломай ветки!
Не разоряй птичьи гнезда!
Не лови бабочек и жуков!
Не бери из леса диких животных и их детенышей!
Не рви лесные и луговые цветы!
7. Грамматические и орфографические задания
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете останемся одни.
Задание: указать род имён сущ
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели:
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли,
Насорили и ушли.
Задание: подчеркнуть глаголы.
А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
Задание: определить время глаголов.
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.
Задание: определить части речи.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной
формы.
Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
Задание: определить падеж имен существительных.
Яг.ды б.рите а.уратно,
(Не) т.пчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас м.гли прийти.
Задание: определить число имен
существительных.
Каждый где-нибудь живет:
Рыба - в речке, в норке - крот,
Заяц - в поле, мышь - в соломе,
Я - в большом кирпичном доме.
Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,
во второй - сущ. 2скл.
Если ягоду (не) знаешь,
Лучше ты её (не) рви.
Если ягоду (не) знаешь,
В рот ее ты (не) клади.
Задание: раскрой скобки.
В л.су р.дилась елоч.ка
В л.су д.лжна р.сти.
Не нужно рубить елоч.ку
И в дом ее н.сти.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Не стоит елочку губить
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди.
Задание: укажи части речи.
Можно предложить детям задания творческого характера, например: . Дополни предложения
1. Береги лес. Не засоряй лес мусором! Не разводи в лесу костры!...
2. Люди не могут жить без природы, потому что она…
3. Что, по-вашему, в природе самое красивое?
Составьте рассказ по опорным словам.
Кормушка.
Птицы, зима, голодно, летают, ищут, дворы, корм, школьники, делать, кормушки.
Закончите рассказ.
Был теплый день. Коля пошел в лес. Идет он и видит – цветут…
Придумай подписи к картинкам.
Исправляем ошибки (любой текст природоведческого содержания).
Для развития логического мышления можно предложить следующие задания: «найди лишнее слово»:
- дождь, снег, осадки, иней, град;
- сирень, акция, крушина, рябина;
- кошка, собака, курица, кролик, лошадь.
Для развития внимания:
- кричат грачи – последние вестники весны;
- весело было бы жить без птиц;
- летом выпал снег;
- медведь – травоядный зверь.
Использование заданий экологического характера очень оживляет работу педагога и обучающихся. Способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять. В заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком, совершенно важно, чтобы у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологические минутки на разных уроках и занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Физкультурные минутки на уроках в начальной школе"
Использование физкультминуток в стихах на уроках математики, письма и окружающего мира....
Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.
Здоровье детей- главная и основная тема для всего человечества. Этот материал будет полезен для учителей во время проведения уроков, для воспитателей ГПД , а также для родителей....
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
Физкультурные минутки на уроках в начальной школе
Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии...
Физкультурные минутки на уроках в начальной школе
Физкультурные минутки на уроках в начальной школе...
Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе
Опыт работы учителя....