Золотое кольцо России
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Учащиеся познакомиться с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_turetskova.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Сценарий проведения урока
по окружающему миру
в 3 классе на тему:
«Золотое кольцо России»
Разработала
Турецкова Надежда Ивановна
Мельниково 2019
.
Сценарий урока
ФИО педагогов: Турецкова Надежда Ивановна, учитель начальных классов и Борохова Анна Васильевна, учитель начальных классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема урока: Золотое кольцо России (окружающий мир)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Класс: 3
Цель: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России
Задачи: Образовательная: создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями;
Воспитательная: воспитывать любовь к России и интерес к её духовному наследию.
Развивающая: развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес, умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат. Вызвать чувство восхищения и необходимости изучения истории своей страны
Формы работы: Фронтальная, групповая , коллективная
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;
- научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов
Метапредметные:
- Личностные: давать оценку своим действиям, уметь сотрудничать с одноклассниками.
- Познавательные: принимать учебную задачу, искать и выделять необходимую информацию, использовать её при решении учебной задачи, преобразовывать информацию на основе схем, моделей; понимать заданный вопрос и, в соответствии с ним, строить ответ; составлять монологическое высказывание по заданной теме, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
- Регулятивные: учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность, выполнять оценку и самооценку;
- Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия
оценивать действия партнёров по работе, работать в группе, умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение
Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint, презентация к уроку, этимологический словарь, карта России
Для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, кроссворды, маршрутные листы.
Время реализации урока: 40 минут
Авторский медиапродукт создан с помощью: среды WORD, Power Point.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Организует положительный настрой на урок. Даёт целевую установку на урок Прозвенел уже звонок, начинается урок Мы за парты тихо сели, друг на друга посмотрели Улыбнулись от души- до чего ж мы хороши. Много интересного сегодня увидим и узнаем Наблюдать будем внимательно Всё запоминать старательно. | Ученики приветствуют учителя и одноклассников. Слушают, настраиваются на работу | Л: принятие и освоение социальной роли ученика. Р: развитие самостоятельности |
ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Обеспечивает мотивацию учения. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем с вами путешествовать по страницам «Окружающего мира» и приступаем к изучению последнего в этом году раздела. Прочитайте его название: «Путешествие по городам и странам». (Слайд 1) Зачем люди путешествуют по разным городам, странам? Да, ребята, путешествия обогащают духовный мир человека, расширяют кругозор, дают ему насладиться прекрасными видами, отдохнуть. Поэтому многие люди отправляются в города, страны по туристическим маршрутам. В каждой стране существуют свои особенные маршруты, которые наиболее интересны. В России тоже есть такие маршруты. Хотите узнать, как он называется один из них – разгадайте зашифрованное название. А что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется? Прочитайте стихотворение, написанное В.Степановым и узнаете ( слайд 2) - Как думаете, где сегодня побываем? - Название каких городов вы запомнили? - Что вы узнали об этих городах? - Как связано стихотворение с темой урока? Правильно, мы совершим заочное путешествие по древнерусским городам, которые образуют знаменитое Золотое кольцо. -Какова цель нашего урока? - Какие задачи нам необходимо выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели? Учитель корректирует ответы, представляет тему, цель и задачи урока на доске.( Приложение 1) | Варианты ответов детей. -Чтобы увидеть, как живут другие люди, больше узнать нового и т.п.. 1) Расшифровывают тему урока: Е Т З О О О Л Ь О Л К Ц О Р И С О И С 7 5 1 4 6 2 3 4 2 3 1 5 6 1 6 4 2 5 3 Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики. Города старинные, крепость на реке. Новгород на Волхове, Муром на Оке. Здесь дружины храбрые в бой вели князья. Конного и пешего недруга разя. Города старинные, мастерами славные. Улицы кузнечные, улицы гончарные. Города старинные, звон колоколов. Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Тверь и Кострома, Башенки резные, чудо- терема… Города старинные – к солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой. | Р: целеполагание. П: формулирование познавательной цели. К: активное использование речевых средств |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы | Организует работу по открытию нового знания 1) В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города. Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия. Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название – «золотое кольцо». Теперь это популярный в нашей стране туристско-экскурсионный маршрут по древним русским городам. Золотое кольцо России включает в себя 18 древнейших городов, в которых находятся знаменитые исторические достопримечательности, архитектурные памятники, храмы, монастыри, кремли, музеи народных промыслов, рассказывающие о древней истории России. ( слайд 3) 2) Организует работу по этимологическому словарю. А вы знаете что такое « кремль»? ( слайд 4) 3)Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Посмотрите в учебнике на с.86 план размещения городов в Золотом кольце. - На что он похож? Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на два урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца. - Где берёт оно своё начало? -Покажите Москву на карте. ( слайд 5) -Сколько лет городу и почему так назван? Кто изображен на гербе и почему? 3.Организует работу в группах - Начинаем изучение городов Золотого кольца. Подумайте, по какому плану будем изучать каждый город? (Вывешивает план на доску (Приложение 2) - А теперь поработаем в группах: 6 групп получат маршрутные листы и информацию из учебника на стр.86-91 для изучения городов Золотого кольца, На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное. Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» (Слайды № 6 - 20) | Слушают сообщение Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово. - Кремль – произошло от греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями. Рассматривают карту. Предлагают маршрут путешествий, Ответы детей Учащиеся предлагают план: 1. Показать город на карте. 2. Когда и кем основан город. 3. В честь кого назван город 4. Главные достопримечательности города. Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание по плану в маршрутных листах. Задание для 1 группы. Рассказать о Сергиевом Посаде Задание для 2 группы. Рассказать о Переславле-Залесском. Задание для 3 группы. Рассказать о Ростове – Великом. Задание для 4 группы. Рассказать о Ярославле. Задание для 5 группы. Рассказать о Костроме. Задание для 6 группы. Рассказать об Угличе Группы презентуют работу по теме и вывешивают на доску | П:Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. К:Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом). Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. Р:Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий). Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Л:Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
физминутка | Организует проведение динамической физкультминутки в музыкальном сопровождении | Выполняют физические упражнения Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности | формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Л: Р: регулировать собственную деятельность. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний | Уточняет и расширяет знания обучающихся 1.Организует индивидуальную работу работу (Работа в тетрадях на с.45) Подписать города « Золотого кольца» Проверка усвоения нового материала Организует выполнение теста (в форме кроссворда) 2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд. ( Приложение 3) 3) – Проверка (с образца) | Выполнение заданий в тетради с взаимопроверкой, сверяя с образцом Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы. Проверяют выполнение кроссворда | П:Выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения. |
ΙV. Итог урока | Организует беседу, помогает сделать вывод 1) Устный опрос - На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня. - Что такое Золотое кольцо России? - О каких городах говорили сегодня? - Что общего у этих древних русских городов? - Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России? -В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих шести , которые мы изучили сегодня? У меня на столе магнитики, если вас заинтересовал город, прикрепите магнит на название этого города, если нет, то останьтесь на своих местах. Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Оценивают свою работу: Зелёный – всё получилось, всё понял Желтый – не всё получилось, но я всё понял Красный – было сложно, я ничего не понял | Л: осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Р: регулировать собственную деятельность. К: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. - Вы все сегодня славно поработали. - Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: 1. Выполнить задание в рабочей тетради с.46-47 С помощью дополнительной литературы и интернета подготовьте сообщение о других городах «Золотого кольца». | Записывают домашнее задание в дневник | Л: принятие и освоение социальной роли ученика. |
Список литературы:
- А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, учебник, М:Просвещение, 2014. – 175 с.
- А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, рабочая тетрадь, М:Просвещение, 2017. – 111 с.
- Официальный сайт образовательной системы «Школа России» school-russia.prosv.ru/
- Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
- : https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/zolotoe-kolco-rossii-3-klass.html#ixzz5kqAKhvYC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...