Золотое кольцо России
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Турецкова Надежда Ивановна

Учащиеся познакомиться с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_turetskova.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Сценарий проведения урока

по окружающему миру

в 3 классе на тему:

«Золотое кольцо России»

Разработала

Турецкова Надежда Ивановна

Мельниково 2019

.

Сценарий урока

ФИО педагогов: Турецкова Надежда Ивановна, учитель начальных классов и Борохова Анна Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Тема урока: Золотое кольцо России (окружающий мир)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России

Задачи: Образовательная: создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями;

Воспитательная: воспитывать любовь к России и интерес к её духовному наследию.

Развивающая: развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес, умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат. Вызвать чувство восхищения и необходимости изучения истории своей страны 

Формы работы: Фронтальная,  групповая , коллективная

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными  достопримечательностями городов         Золотого кольца России;

  • научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города  Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов

Метапредметные:

  • Личностные: давать оценку своим действиям, уметь сотрудничать с одноклассниками.

  • Познавательные: принимать учебную задачу, искать и выделять необходимую информацию, использовать её при решении учебной задачи, преобразовывать информацию на основе схем, моделей; понимать заданный вопрос и, в соответствии с ним, строить ответ; составлять монологическое высказывание по заданной теме, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
  • Регулятивные: учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность, выполнять оценку и самооценку; 
  • Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия

оценивать действия партнёров по работе, работать в группе, умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение

Для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint, презентация к уроку, этимологический словарь, карта России

Для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, часть 2,  кроссворды, маршрутные листы.

Время реализации урока: 40 минут

Авторский медиапродукт создан с помощью: среды WORD, Power Point.

Ход урока

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. I.Оргмомент

Организует положительный настрой на урок. Даёт целевую установку на урок

Прозвенел уже звонок, начинается урок

Мы за парты тихо сели, друг на друга посмотрели

Улыбнулись от души- до чего ж мы  хороши.

Много интересного сегодня  увидим и узнаем

Наблюдать будем внимательно

Всё запоминать старательно.

Ученики  приветствуют учителя и одноклассников. Слушают, настраиваются на работу

Л: принятие и освоение социальной роли ученика.

Р: развитие самостоятельности

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Обеспечивает мотивацию учения. 

 Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем с вами путешествовать по страницам «Окружающего мира» и приступаем к изучению последнего в этом году раздела. Прочитайте его название: «Путешествие по городам и странам».    (Слайд 1)

Зачем люди путешествуют по разным городам, странам?  Да, ребята, путешествия обогащают духовный мир человека, расширяют кругозор, дают ему насладиться прекрасными видами, отдохнуть. Поэтому многие люди отправляются в города, страны по туристическим маршрутам. В каждой стране существуют свои особенные маршруты, которые наиболее интересны. В России тоже есть такие маршруты. Хотите узнать, как он называется один из них – разгадайте зашифрованное название.

А что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется? Прочитайте стихотворение, написанное В.Степановым и узнаете ( слайд 2)

- Как думаете, где сегодня побываем?

- Название каких городов вы запомнили?

- Что вы узнали об этих городах?

- Как связано стихотворение с темой урока?

Правильно, мы совершим заочное путешествие по  древнерусским городам, которые образуют знаменитое Золотое кольцо. 

-Какова цель нашего урока?

- Какие задачи нам необходимо выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели?

Учитель корректирует ответы, представляет тему, цель и задачи урока на доске.( Приложение 1)

Варианты ответов детей.

-Чтобы увидеть, как живут другие люди, больше узнать нового и т.п..

1) Расшифровывают тему урока:

 Е Т З О О О Л      Ь О Л К Ц О       Р И С О И С

 7  5  1   4   6   2    3               4  2   3   1    5   6                  1   6   4  2    5   3

Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья.

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо- терема…

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой.

Р: целеполагание.

П: формулирование познавательной цели.

К: активное использование речевых средств

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы

Организует работу по открытию нового знания

1) В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города. Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия. Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название – «золотое кольцо». Теперь это популярный в нашей стране туристско-экскурсионный маршрут по древним русским городам.

Золотое кольцо России включает в себя 18 древнейших городов, в которых  находятся знаменитые исторические достопримечательности, архитектурные памятники, храмы, монастыри, кремли, музеи народных промыслов, рассказывающие о древней истории России. ( слайд 3)

2) Организует работу по этимологическому словарю.

А вы знаете что такое « кремль»? ( слайд 4)

3)Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца.

Посмотрите в учебнике  на с.86 план размещения городов  в Золотом кольце.

- На  что он похож?

Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на два урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца.

 - Где берёт оно своё начало?

-Покажите Москву на карте. ( слайд 5)

-Сколько лет городу и почему так назван? Кто изображен на гербе и почему?

3.Организует работу в группах

- Начинаем изучение городов Золотого кольца.  

  Подумайте, по какому плану будем изучать

каждый  город? (Вывешивает план на доску  (Приложение 2)

- А теперь поработаем в группах: 6 групп получат маршрутные листы и информацию из учебника на стр.86-91 для изучения городов Золотого кольца, На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.

Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России»

(Слайды  № 6 - 20)

Слушают сообщение

Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово.

- Кремль – произошло от  греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями.  

Рассматривают карту. Предлагают маршрут путешествий,

Ответы детей

Учащиеся предлагают план:

1. Показать город на карте.

2. Когда и кем основан город.

3. В честь кого назван город

4. Главные достопримечательности города.

Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание по плану в маршрутных листах.

Задание для 1 группы. Рассказать о Сергиевом Посаде

Задание для 2 группы. Рассказать о Переславле-Залесском.

Задание для 3 группы. Рассказать о Ростове – Великом.

Задание для 4 группы. Рассказать о Ярославле.

Задание для 5 группы. Рассказать о Костроме.

Задание для 6 группы. Рассказать об Угличе

Группы презентуют работу по теме и вывешивают на доску

П:Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. К:Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом).

Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Р:Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.

Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий).

Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Л:Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения

любой задачи.

физминутка

Организует проведение динамической физкультминутки  в музыкальном сопровождении

Выполняют физические упражнения

Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности

формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Л:

Р: регулировать собственную деятельность.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

Уточняет и расширяет знания обучающихся

1.Организует индивидуальную работу работу   (Работа в тетрадях на  с.45) Подписать города « Золотого кольца» Проверка усвоения нового материала 

Организует выполнение теста (в форме кроссворда)

2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд. ( Приложение 3)

3) – Проверка (с образца)

Выполнение заданий в тетради с взаимопроверкой, сверяя с образцом

Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы.

Проверяют выполнение кроссворда

П:Выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения.

ΙV. Итог урока

Организует беседу, помогает сделать вывод 

1) Устный опрос

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня.

 - Что такое Золотое кольцо России?

- О каких городах говорили сегодня?

- Что общего у этих древних русских городов?

- Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России?

-В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих шести , которые мы изучили сегодня?

У меня на столе магнитики, если вас заинтересовал город, прикрепите магнит на название этого города, если нет, то останьтесь на своих местах. Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Оценивают свою работу:

Зелёный – всё получилось, всё понял

Желтый – не всё получилось, но я всё понял

Красный – было сложно, я ничего не понял

Л: осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Р: регулировать собственную деятельность.

К: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

V. Домашнее задание

 Объясняет домашнее задание.

- Вы все сегодня славно поработали.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок:

1.  Выполнить задание в рабочей тетради с.46-47

С помощью  дополнительной литературы и интернета подготовьте сообщение о других городах «Золотого кольца».

Записывают домашнее задание в дневник

Л: принятие и освоение социальной роли ученика.

Список литературы:

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, учебник, М:Просвещение, 2014. – 175 с.
  2. А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, рабочая тетрадь, М:Просвещение, 2017. – 111 с.
  3. Официальный сайт образовательной системы «Школа России» school-russia.prosv.ru/
  4. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/ 
  5. https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/zolotoe-kolco-rossii-3-klass.html#ixzz5kqAKhvYC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"

Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...

Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.

Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу  России".  Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...