Адаптированная РП по Окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная РП по Окружающему миру 4 класс | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление
Адаптированная рабочая программа ( вида 7.1) по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования . Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Концепции федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья»; примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. М.:Просвещение, 2011 г.
Учебно-методический комплекс :
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / А.А. Плешаков. –Москва «Просвещение», 2014 год.
Адаптированная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку с задержкой психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som
Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Виртуальная энциклопедия http://www.encyclopedia.ru
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
Учительский портал http://uchportal.ru
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su›
Сеть творческих учителей http://it-n.ru
Цели и задачи изучения учебного предмета
«Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
- формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
- формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
- формировать навык работы с научным текстом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения.
Предметные
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;
основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной Задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-
образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез, как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая –неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
строить сообщения в устной и письменной форме;
находить разнообразные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9ч.)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (11 ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.
Родной край – часть большой страны (11 ч.)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Презентация проектов.
Страницы Всемирной истории (6 ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (21 ч.)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 -1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (10ч.)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Земля и человечество | 9 | 1 |
2 | Природа России | 11 | 1 |
3 | Родной край – часть большой страны | 11 | 1 |
4 | Страницы Всемирной истории | 6 | 1 |
5 | Страницы истории России | 21 | 1 |
6 | Современная Россия | 10 | 1 |
Итого | 68 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения | |||
Ауди торная нагрузка | Самосто ятельная работа | план | факт | |||
Земля и человечество (9ч) | ||||||
1 | Мир глазами астронома
| 1 | ||||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | ||||
3 | Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | ||||
4 | Мир глазами географа | 1 | ||||
5 | Мир глазами историка | 1 | ||||
6 | Когда и где? | 1 | ||||
7 | Мир глазами эколога | 1 | ||||
8 | Сокровища Земли под охраной человека | 1 | ||||
9 | Проверочная работа №1 «Земля и человечество» | 1 | ||||
Природа России (11 ч) | ||||||
10 | Равнины и горы России | 1 | ||||
11 | Моря, озера и реки России. | 1 | ||||
12 | Природные зоны России | 1 | ||||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | ||||
14 | Тундра | 1 | ||||
15 | Леса России. | 1 | ||||
16 | Лес и человек.
| 1 | ||||
17 | Зона степей. | 1 | ||||
18 | Пустыни | 1 | ||||
19 | У Чёрного моря. | 1 | ||||
20 | Проверочная работа №2 «Природа России» | 1 | ||||
Родной край - часть большой страны (11ч) | ||||||
21 | Наш край | 1 | ||||
22 | Поверхность нашего края | 1 | ||||
23 | Водные богатства нашего края | 1 | ||||
24 | Наши подземные богатства. | 1 | ||||
25 | Земля – кормилица | 1 | ||||
26 | Жизнь леса | 1 | ||||
27 | Жизнь луга | 1 | ||||
28 | Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | ||||
29 | Растениеводство в нашем крае | 1 | ||||
30 | Животноводство в нашем крае | 1 | ||||
31 | Проверочная работа №3 «Родной край – часть большой страны» | 1 | ||||
Страницы всемирной истории (6ч) | ||||||
32 | Начало истории человечества | 1 | ||||
33 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | ||||
34 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | ||||
35 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | ||||
36 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | ||||
37 | Проверочная работа №4 «Страницы всемирной истории» | 1 | ||||
Страницы истории России (21 ч) | ||||||
38 | Жизнь древних славян. | 1 | ||||
39 | Во времена Древней Руси | 1 | ||||
40 | Страна городов | 1 | ||||
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | ||||
42 | Трудные времена на Русской земле | 1 | ||||
43 | Русь расправляет крылья | 1 | ||||
44 | Куликовская битва
| 1 | ||||
45 | Иван Третий | 1 | ||||
46 | Мастера печатных дел | 1 | ||||
47 | Патриоты России | 1 | ||||
48 | Пётр Великий | 1 | ||||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | ||||
50 | Екатерина Великая | 1 | ||||
51 | Отечественная война 1812 года | 1 | ||||
52 | Страницы истории XIX века | 1 | ||||
53 | Россия вступает в ХХ век | 1 | ||||
54 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | ||||
55 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | ||||
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | ||||
57 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | ||||
58 | Проверочная работа №5 «Страницы истории России» | 1 | ||||
Современная Россия (10ч) | ||||||
59 | Основной закон России и права человека | 1 | ||||
60 | Мы – граждане России | 1 | ||||
61 | Славные символы России | 1 | ||||
62 | Такие разные праздники | 1 | ||||
63 | Путешествие по России. | 1 | ||||
64 | Путешествие по России. | 1 | ||||
65 | Проверочная работа №6 «Современная Россия» | 1 | ||||
66 | Обобщение по историко-обществоведческим темам. Итоговый урок. | 1 | ||||
67 | Повторение | 1 | ||||
68 | Повторение | 1 |
Критерии оценивания обучающихся с ОВЗ
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 % заданий.
Оценка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий.
При проверке знаний, умений и навыков по Окружающему миру учитываются:
- понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;
- логичность построения ответа;
- знание терминологии (по изучаемой теме);
- практическое применение полученных знаний и умений.
«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;
- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;
- правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;
- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.
«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;
- нуждается в помощи при построении сложных предложений;
- требует помощи в логическом построении предложения, диалога;
«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;
- употребляет при пересказе простые предложения;
- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;
- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;
- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.
«2» - учащийся не овладел учебным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по окружающему миру для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа по окружающему миру для коорекционных классов...
Адаптированное КТП по окружающему миру для слабовидящих. Вариант 4.1. 3 класс "Школа России"
Адаптированное КТП по окружающему миру для слабовидящих. Вариант 4.1. 3 класс "Школа России"...
адаптированная программа по окружающему миру для 1 класса
Адаптированная программа 1 класс...
Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"
Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...
Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс.
Адаптированная программа с УУД....
1 класс. Адаптированная РП по окружающему миру к УМК "Школа России" с модулем "Планета Здоровья"
Рабочая программа 2020-2021...