Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса линии УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа линии УМК "Школа России" составлена для 4е класса в соответствии с ФГОС на основе авторской программы А.А. Плешакова"Окружающий мир " 1-4 классы. В программе отражена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса ,в соответствии с содержанием учебника.
Рабочая программа включает в себя :общую характеристику учебного предмета,место в учпебном плане,основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4 класса,поурочно-тематическое планирование,характеристику деятельности учащихся,планируемые образовательные результаты,оборудование,учебно-тематический комплекс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr._mir_4_klass_2018_-_2019_2.docx | 76.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»
193318, Санкт-Петербург, Союзный пр., д. 5, к. 2, стр. 1
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол от «27» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом от «27» августа 2019 г. № 15-од ____________________ И.Л.Карпицкая |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 классов
2019-2020 учебный год
Составитель: Лобачева Марина Олеговна,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
I. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса учебного предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса учебного предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 1 — 4 класса в объеме: 1 класс — 66 часов в год; 2 класс — 68 часов в год; 3 класс — 68 часов в год; 4 класс — 68 часов в год, 2 часа в неделю в каждом классе – из федерального компонента.
1.4. Информация о внесенных изменениях в примерную
основную образовательную программу и их обоснование
Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС. Изменения в авторскую программу не вносились.
1.5. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что – потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
1.6. Формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации ГБОУ школы № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа».
1.7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для обучающихся:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение, 2018. - 95 с.: ил. - («Школа России»).
Литература для учителя:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Просвещение, 2018. - 95 с.: ил. - («Школа России»).
Материально-техническое обеспечение:
Специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.
Рабочее место учащегося включает в себя столы ученические одноместные в комплекте со стульями с соответствующей цветовой маркировкой.
Раковина-мойка, установленная в зоне правого переднего угла кабинета.
Персональный компьютер учителя с монитором ЖК с предварительно установленным необходимым программным обеспечением, с выходом в Интернет и школьную сеть.
Стационарно закрепленная проекционная аппаратура.
Интерактивная доска, связанная с компьютером, позволяющая демонстрировать учебные материалы и управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски, делать рукописные записи, аннотации и комментарии «поверх» приложений и открытых документов.
Акустическая система.
Многофункциональное устройство со сканером.
Комплект программного обеспечения.
Современная комбинированная доска, выполняющая функции меловой и маркерной – 3 шт.
Информация об используемом учебно-методическом комплекте
Учебники:
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
Учебные пособия:
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс
Плешаков А. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс
Плешаков А. А., Плешаков С. А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов
Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся
Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся
Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся
Методические пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы
Глаголева Ю. И., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс
Плешаков А.А. Окружающий мир. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 4 класс
II. Содержание рабочей программы
4 класс
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
1. | Земля и человечество | 9 ч. | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. |
2. | Природа России | 10 ч. | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. |
3. | Родной край - часть большой страны | 15 ч. | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. |
4. | Страницы всемирной истории | 5 ч. | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
5. | Страницы истории Отечества | 20 ч. | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв. Наше Отечество в XVI - XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945 - 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. |
6. | Современная Россия | 9 ч. | Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. |
III. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
4 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата | ||
Освоение предметных знаний | УУД | План | Факт | ||||
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) | |||||||
1. | Мир глазами астронома. | Урок введения в новую тему | Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома | Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Работа в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Текущий контроль/ Устный опрос | ||
2. | Планеты Солнечной системы | Урок-исследование | Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Моделирование объектов окружающего мира. Сотрудничество с учителем и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
3. | Звёздное небо – Великая книга Природы | Урок-исследование | Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца | Моделирование объектов окружающего мира. Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
4. | Мир глазами географа. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | Комбинированный урок | Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ» | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
5. | Мир глазами историка | Комбинированный урок | Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» | Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
6. | Когда и где Практическая работа «Знакомство с историческими картами» | Урок развития умений и навыков | Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
7. | Мир глазами эколога | Комбинированный урок | Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | Комбинированный урок | Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест1 | Урок-исследование | Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
Раздел «Природа России» (10 часов) Равнины и горы России | |||||||
10. | Практическая работа «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | Комбинированный урок | Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Итоговый контроль/ Проверочная работа Практическая работа | ||
11. | Моря, озёра и реки России | Урок развития умений и навыков | Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. Подготовка сообщения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
12. | Природные зоны России. Практическая работа «Поиск и показ на карте природные зоны России» | Урок-исследование | Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
13. | Зона арктических пустынь. | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Называть условия, необходимые для жизни живых организмов. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
14. | Тундра | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. Рассказывать о Таймырском заповеднике | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
15. | Леса России. Тест 2 | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
16. | Лес и человек | Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу. Называть заповедники и национальные парки лесных зон. Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | |||
17. | Зона степей | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
18. | Пустыни | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли» | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
19. | У Чёрного моря. Тест № 3. | Урок-исследование | Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа. Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики» | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
20. | Родной край-часть большой страны. Экскурсия | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; адекватно оценивать собственные достижения, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Итоговый контроль/ Проверочная работа | ||||
Раздел «Наш край» (15 ч.) | |||||||
21. | Практическая работа «Знакомство с картой родного края» | Урок-экскурсия | Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
22. | Поверхность нашего края | Комбинированный урок | Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка» | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос | ||
23. | Водные богатства нашего края | Урок-исследование | Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
24. | Наши подземные богатств Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | Урок-практика | Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
25. | Земля - кормилица | Урок изучения нового материала | Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
26. | Жизнь леса | Урок исследования | Помнить, что лес – сложное единство живой и неживой природы. Рассказать о природном сообщении смешанного леса Определить обитателей леса с помощью атласа-определителя Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения | Текущий контроль/ Устный опрос | ||
27. | Жизнь луга | Урок-исследование | Понимать, что луг – сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество» Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ),луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Моделировать цепи питания | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
28. | Жизнь в пресных водах. Формирование представления о жизни пресноводного водоема | Урок-исследование | Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у водоёма. Рассказывать об охране пресноводных растений и животных. Рассказывать о болотах и об их охране | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
29. | Растениеводство в нашем крае | Урок исследования | Рассказать, а растениях как отрасли сельского хозяйства. Назвать сорта культурных растений. Назвать отрасли растениеводства в родном крае | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. | Текущий контроль Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка Практическая работа | ||
30. | Проверим и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа | Контроль знаний | Оцениваем свои достижения | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, оценка результатов. | Диагностическая работа | ||
31. | Животноводство в нашем крае | Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | |||
32. | Презентация проектов. Тест №4 | Урок-проект | Оценивать свои достижения, выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме | Итоговый контроль/ Проверочная работа | ||
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) | |||||||
33. | Начало истории человечества | Урок изучения нового материала | Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Итоговый контроль/ Проверочная работа | ||
34. | Мир древности: далекий и близкий | Урок изучения нового материала | Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
35. | Средние века: время рыцарей и замков | Урок изучения нового материала | Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
36. | Новое время: встреча Европы и Америки | Урок изучения нового материала | Рассказывать о Новом времени в истории Европы, Понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей Нового времени. Работать с географической картой | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
37. | Новейшее время: история продолжается сегодня. Ознакомление с достижениями в данный период. | Урок изучения нового материала | Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков. Называть выдающихся людей Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) | |||||||
38. | Жизнь древних славян | Урок изучения нового материала | Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Итоговый контроль/ Проверочная работа | ||
39. | Во времена Древней Руси | Урок изучения нового материала | Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение» | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
40. | Страна городов | Урок формирования умений и навыков | Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
41. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Урок изучения нового материала | Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
42. | Трудные времена на Русской земле | Урок изучения нового материала | Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
43. | Русь расправляет крылья. | Урок формирования умений и навыков | Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь» | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
44. | Куликовская битва. | Урок изучения нового материала | Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
45. | Иван Третий. | Урок изучения нового материала | Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
46. | Мастера печатных дел. Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси. | Урок-исследование | Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
47. | Патриоты России. Формирование представления о народном ополчении. | Урок изучения нового материала | Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение» | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
48. | Пётр Великий. Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах. | Урок-исследование | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Петра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
49. | Михаил Васильевич Ломоносов. Формирование представления о его жизни и деятельности. | Комбинированный урок | Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
50. | Екатерина Великая. Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II. | Комбинированный урок | Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
51. | Отечественная война 1812 года. | Комбинированный урок | Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война» | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
52. | Страницы истории XIX века. | Комбинированный урок | Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
53. | Россия вступает в XX век. | Комбинированный | Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
54. | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Комбинированный | Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
55. | Великая война и великая Победа | Урок изучения нового материала | Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
56. | Великая война и великая Победа. Знакомство с героями ВОВ. | Урок-исследование | Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
57. | Страна, открывшая путь в космос. Тест №6 | Урок изучения нового материала | Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
Раздел «Современная Россия» (9 часов) | |||||||
58. | Основной закон России и права человека. | Урок изучения нового материала | Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция» | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | Итоговый контроль/ Проверочная работа | ||
59. | Мы – граждане России. Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание». | Урок изучения нового материала | Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
60. | Славные символы России. | Урок развития умений и навыков | Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
61. | Такие разные праздники. | Урок-исследование | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
62. | Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа | Урок обобщения | Оценить свои достижения | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и представление полученной информации. Оценка знаний | Оценка знаний | ||
63. | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | Урок-путешествие | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
64. | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | Урок-путешествие | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | Текущий контроль/ Устный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ||
65. | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | Урок-путешествие | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |||
66. | Презентация проектов | Урок проект | Оценивать свои достижения. Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовительных материалов | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме | Итоговый контроль | ||
67-68. | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе ...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"
Здесь представлена рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" 3 класс. Автор А.А.Плешаков....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК "Школа России", А. А. Плешаков
Данная рабочая программа составлена к учебнику окружающего мира, 3 класс, автор А. А. Плешаков на основе программы УМК «Школа Росии». В программе имеется титульный лист, пояснительная записка, у...