Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудровой
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудровой
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе учебного плана МАОУ «Лицей № 36», согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 1 классов составляет 33 учебные недели. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 66 часов (33 х 2= 66).
Программа предназначена обучающимся 1-1 класса МАОУ «Лицей №36»
Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
— топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ
мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции,семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
— особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях
сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
— принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его
объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках инфор-
мации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе в течение всех четырех лет тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании обучающихся единого образа окружающего их мира, систематизация и расширение представления детей о семье, о школе, о необходимости соблюдения правил общественного поведения, об объектах природы, развития интереса
к познанию и опытной деятельности.
Основной источник познания окружающего мира детьми, не умеющими еще читать, — их органы чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание помогают детям изучать наблюдение опытов, рассчитанных на обобщение всех органов чувств.
Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания и предусматривает следую-
щее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» — 187 часов, «Человек и общество» — 83 часа.
Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4—5 часов).
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологическойкультуры, навыков нравственного поведения;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов, заданий, экспериментальных и опытных исследований, экскурсионных учебных и вне-
урочных мероприятий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
— демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
— выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
— системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
— специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;
— иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у
детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание
причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования
в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
— на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
— участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
— социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
— задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
— задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
— завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1 — в соответствии с требованиями стандарта второго поколения), курс окружающего мира представлен
в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).
Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
• называть органы чувств человека и их основные функции;
• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
обучающиеся научатся:
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
• знать название своего города (села, поселка) и своей улицы;
• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• знать название своего края, города (села, поселка), своей школы, адрес школы;
• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.
В результате изучения раздела «Правила безопасного
поведения» обучающиеся научатся:
• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
• использовать мобильный телефон для связи с родителями;
• выполнять правила перехода проезжей части улицы;
• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице;
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• соблюдать правила сбора лекарственных растений;
• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
1 класс (66 ч)
Основные содержательные линии первого класса (наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире; живая природа; природа и ее сезонные изменения; наша родина — Россия) реализуются в рамках обозначенных
в пояснительной записке содержательных блоков.
Человек и природа (49 ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения — часть живой природы. Разнообразие растений.
Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь
лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие
растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (17 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав. Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 класс
Содержательный блок «Человек и природа»:
— различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов;
— сравнение и различение объектов живой и неживой природы;
— группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам;
— выделение из объектов неживой природы изделий человека;
— выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных;
— выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе;
— сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам;
— группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);
— классификация объектов природы по признакам: домашние– дикие животные; культурные–дикорастущие растения;
— знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом;
— обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета;
— расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период;
— уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных;
— знакомство с особенностями появления потомства вотных;
— систематизация жизненных наблюдений о труде;
— классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов);
— уточнение представлений о грибах;
— знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями;
— использование термина «экология» в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний.
Содержательный блок «Человек и общество»:
— знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника;
— использование правил поведения в школе с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
— описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;
— применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них;
— моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
— обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах;
— знакомство с правилами игры;
— формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн);
— воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.
Содержательный блок
«Правила безопасного поведения»:
— нахождение класса, своего места в классе;
— ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе;
— изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами;
— знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы. | Тема урока. | Количество часов. | Дата проведения (планируемая). | Дата проведения (фактическая). | Примечание. |
1 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире | Знакомство с учебником | 1 | |||
2 | Где живет семья Ивановых | 1 | ||||
3-4 | Мы познаем мир | 2 | ||||
5-6 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | 2 | ||||
7-8 | Живая природа | Что нас окружает | 2 | |||
9-10 | Проект «Животные – часть живой природы» | 2 | ||||
11-12 | Дикие и домашние животные | 2 | ||||
13 | Насекомые – часть живой природы | 1 | ||||
14 | Растения – часть живой природы | 1 | ||||
15 | Что общего у деревьев, кустарников и трав | 1 | ||||
16-17 | Части растений | 2 | ||||
18 | Как растения расселяются на новые места | 1 | ||||
19 | Природа и ее сезонные изменения | Природа и ее сезонные изменения | 1 | |||
20-22 | Жизнь растений осенью | 3 | ||||
23 | Труд людей осенью | 1 | ||||
24-26 | Как животные готовятся к зиме | 3 | ||||
27-28 | Зима пришла | 2 | ||||
29 | Труд людей зимой | 1 | ||||
30 | Проект «Снежные загадки» | 1 | ||||
31-32 | Жизнь лесных зверей зимой | 2 | ||||
33-34 | Как помочь птицам зимой | 2 | ||||
35-36 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 2 | ||||
37 | Как зимуют деревья, кустарники, травы? | 1 | ||||
38-39 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 2 | ||||
40 | Пришла весна | 1 | ||||
41-42 | Какие растения весной цвести торопятся? | 2 | ||||
43-44 | Как животные весну встречают? | 2 | ||||
45-46 | Про больших и маленьких | 2 | ||||
47 | Лето пришло | 1 | ||||
48-49 | В лес по ягоды пойдем | 2 | ||||
50-51 | С лукошком за грибами | 2 | ||||
53 | Лекарственные растения | 1 | ||||
54-56 | Проект «Природа и мы» | 1 | ||||
57-58 | Наша Родина - Россия | Наша Родина - Россия | 2 | |||
59-60 | Москва – столица нашего государства | 2 | ||||
61 | Экскурсия в город | 1 | ||||
62 | Наш город, поселок, деревня | 1 | ||||
63-64 | Проект «Задания для желающих стать членами клуба «Мы и окружающий мир» | 2 | ||||
65-66 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...