Конспект урока "Разнообразие птиц и их существенные признаки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира, созданный по УМК "Гармония", проводится с использованием мобильного компьютерного класса и презентации PowerPoint.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_ptits_i_ih_sushchestvennye_priznaki.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1-м классе
Тема: "Разнообразие птиц и их существенные признаки"
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма урока: Урок - экспедиция.
Цель: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках и особенностях птиц.
Задачи:
- анализировать отличительные признаки группы птиц;
- повторить отличительные особенности группы млекопитающих;
- применять умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы;
- применять умение группировать животных по их существенным признакам, выделять особенности групп животных;
- продолжить формирование умения работать в парах и группах;
- продолжить формирование умения работать на компьютере;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к природе, животному миру;
- расширять словарный запас учащихся и развивать связную речь;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» под редакцией О.Г. Поглазовой, костюм орнитолога, бинокль, презентация с использованием мультимедиа, мобильный компьютерный класс, карточки с названием групп животных (на доску), толковый словарь, шапочки с названием птиц, филворд, учебник, разрезные картинки птицы, конверты с карточками отличительных признаков разных групп животных, запись птичьего пения, перья птиц (воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса), гнездо с перепелиными яйцами и яйцом кукушки, флажки, сюрприз на память (закладка с изображением птиц).
Ход урока
I. Организационный момент. Знакомство с гостями. Учитель одет в костюм орнитолога (очки, шляпа, бинокль, табличка).
II. Повторение пройденного материала. Работа в парах на компьютере. (приложение №1, слайд 1)
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. А вот, с какой целью и что будем изучать, мы узнаем немного позже. С собой в экспедицию мы берем экспедиционный журнал, набор для исследования, и у некоторых детей на парте есть волшебный чемоданчик. Итак, отправляемся в путь. А кого из животных можно встретить в экспедиции, мы узнаем, отгадав загадки. Сядьте в пары у компьютеров.
Учитель: Вам нужно отгадать загадки, найти картинку с отгадкой, навести на нее курсор и кликнуть мышкой. Если вы ответили правильно, то появится надпись «следующая загадка». Нажмите на нее. Если ошиблись – надпись «Попробуйте еще раз». На последнем слайде появятся все ваши отгадки. На работу отводится 2 минуты. Открываем волшебный чемоданчик и приступаем к работе.
1 группа - загадки о насекомых (приложение №2)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (бабочка) | Прыгает пружинка – Зелёная спинка – С травы на былинку, С ветки на тропинку. (кузнечик) | Ростом мал, но работящий И охотник настоящий. Дом из хвоинок собирает, Лес от гусениц спасает. (муравей) |
2 группа - загадки о рыбах (приложение №3)
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (сом) | Он колючий, но не еж, А речная рыба … (ёрш) | Под водою, как ракета Промелькнула злюка эта. Пасть разинув, мчит без звука За рыбёшкой мелкой ... (щука) |
3 группа - загадки о рептилиях (приложение №4)
Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица) | По реке плывет бревно. Очень злющее оно. Кто навстречу поплыл Всех - проглотил. (крокодил) | Лежит верёвка, Шипит, плутовка. Брать её опасно - Укусит. Ясно? (змея) |
4 группа - загадки об амфибиях (приложение №5)
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (лягушка) | Бородавки на спине Отпугнут любого. Похожа на лягушку. И ловит насекомых. (жаба) | Живёт на суше и в воде. И может плавать он. Слегка похож на ящерицу, А зовут его … (тритон) |
5 группа - загадки о зверях (приложение №6)
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка) | На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) | Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (медведь) |
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили задание.
Какие отгадки выбрала 1 группа? (бабочка, кузнечик, муравей) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (насекомые)
Какие отгадки выбрала 2 группа? (сом, ёрш, щука) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (рыбы)
Какие отгадки выбрала 3 группа? (ящерица, крокодил, змея) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу рептилий? (пресмыкающиеся)
Какие отгадки выбрала 4 группа? (лягушка, жаба, тритон) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу амфибий? (земноводные)
Какие отгадки выбрала 5 группа? (белка, волк, медведь) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать эту зверей? (млекопитающие) Какие отличительные особенности имеет группа млекопитающих? (2 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком) Спасибо. Закройте чемоданчик и садитесь на свои места.
Посмотрите на доску. Весь животный мир делится на несколько групп: насекомые, звери, рептилии, амфибии, рыбы. (приложение №7) Вам не кажется, что кого-то не хватает? Спасибо. Закройте наш чемоданчик и садитесь на свои места.
III. Постановка цели урока. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о животных и познакомимся с еще одной группой.
Просмотр видеофрагмента. (приложение №1, слайд 2)
Учитель: Итак, мы отправляемся в экспедицию изучать тайны птиц. Помните, что в лесу нельзя мусорить, шуметь и пугать животных. И поведу вас в эту экспедицию я - орнитолог Наталья Валерьевна. А вы знаете, кто такой орнитолог? Толковый словарь говорит нам, что орнитолог - это специалист, изучающий птиц и их распространение. Ой, мне кажется, на горизонте появились какие-то птицы. Это и будут наши объекты исследования. Что же это за птицы?
IV. Осмысление материала. Работа в группах. Подготовленные дети выходят к доске и рассказывают о птице, а остальные отгадывают, о какой птице идет речь. Во время рассказа на доске появляются картинки птиц. (приложение №1, слайд 3)
1 Ребёнок: Меня видят в городе круглый год. Когда не было почтовой службы, я доставлял письма. Еще меня называют птицей мира. (Голубь.)
2 Ребёнок: Я чёрная птичка, чуть больше голубя. Прилетаю, когда на полях еще лежит снег. Меня считают вестником весны. Многие художники рисую меня в своих картинах. (Грач.)
3 Ребёнок: Я маленькая коричневая птичка – одна из самых известных птиц России. Часто отнимаю корм у голубей и не боюсь близко подлетать к человеку. (Воробей.)
4 Ребёнок: Я птичка маленькая, чуть больше воробья. Каждый год прилетаю к вам зимовать. Меня все узнают по красной грудке. (Снегирь.)
5 Ребёнок: Я водоплавающая птица. Часто остаюсь зимовать в городе. Многие считают меня домашней птицей и разводят в своем хозяйстве. (Утка.)
6 Ребёнок: Я благородная белая птица с длинной изогнутой шеей. Меня можно увидеть плавающей в озерах. Считаюсь символом верности. (Лебедь.)
Учитель: Докажите, что птицы – часть живой природы. (Дышат, питаются, растут, рождаются, размножаются, умирают.) Посмотрите еще раз на наших птичек. Где мы можем встретить воробья и голубя? Снегиря? Утку и лебедя? Грача? (В городе, в деревне, в лесу, в озере, в зоопарке.) (приложение №1, слайд 4) Спасибо нашим птичкам, а нам пора начинать наше исследование. Экспедиционные группы собираются у флажка. Мы начинаем изучение птиц. А поможет нам картинка, которую нужно сначала собрать из частей. (приложение №8) На эту работу вам дается 1 минута. Приступаем к исследованию.
Учитель: Что же за картинка получилась? (Птица.) Рассмотрите внимательно эту картинку. Теперь сядьте на свои места. У каждого в конверте лежат карточки. Выберите карточки с отличительными признаками, которые есть только у птиц. (приложение №9) (4 ноги, кормят детенышей молоком, 2 ноги, клюв, тело покрыто шерстью, жабры, крылья, тело покрыто перьями, тело покрыто чешуёй.) На эту исследовательскую работу вам дается 2 минуты.
Учитель : Давайте проверим, какие карточки вы выбрали. (2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.) Для чего птицам крылья, перья? Одинаковые ли крылья у всех птиц? Для чего птицам клюв? Одинаковый ли клюв у всех птиц? Давайте сверим наши данные с записями в экспедиционном журнале и сделаем выводы. Откроем наш экспедиционный журнал на стр.41. Давайте повторим, какие выводы мы сделали в своих исследованиях? (У птиц 2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.) (приложение №1, слайд 5)
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
Мы увидели орла
И зажмурили глаза.
Поморгали, посмотрели.
Птицы наши улетели.
Чтобы знанья получать,
Будем снова птиц искать.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Учитель: Наши глазки отдохнули и готовы к работе. А теперь посмотрим, чем птицы отличаются друг от друга. Для этого нужно в филворде (приложение №10) найти среди букв названия птиц. Слова могут располагаться только сверху вниз или слева направо. Экспедиционные группы собираются у флажка. На эту работу вам дается 3 минуты.
а | д | б | ф | и | л | и | н | с |
о | р | ё | л | а | н | о | п | к |
ж | у | р | а | в | л | ь | л | я |
с | о | т | м | и | к | а | н | у |
п | е | л | и | к | а | н | у | в |
д | о | б | н | р | и | т | к | н |
о | с | п | г | у | с | о | в | а |
с | о | к | о | л | т | у | а | н |
Учитель: Сели на место. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Сколько птиц нашла 1 группа? 2? 3? 4? 5?. Проверяем. Называть слова будем сначала по горизонтали (сверху вниз). Затем по вертикали (слева направо). (приложение №1, слайд 6) Молодцы! Посмотрите в экспедиционном журнале на стр. 42 фотографии этих птиц. Какие особенности птиц вы увидели? Для чего органу такой клюв? Какой птице и для чего нужны когти? Почему у фламинго длинные ноги?
Почему же птицы такие разные? Проверим, правильные ли выводы мы сделали. Посмотрите в экспедиционный журнал на стр.43. Я читаю, а вы внимательно следите за текстом. Так почему же птицы такие разные?
Посмотрите на перо воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса. У всех птичек разные перья, но все такие красивые.
Учитель: Как люди узнали об этих особенностях птиц? Например, я, как и все орнитологи, многих птиц могу узнать по голосу. Давайте послушаем пение птиц и попытаемся угадать, какая птица издает эти звуки.
Слушание пения птиц. (приложение №1, слайд 7)
Учитель: заливается кто? соловей
гогочет кто? гусь
кудахчет кто? курица
крякает кто? утка
курлычет кто? журавль
стрекочет кто? сорока
ухает кто? филин
чирикает кто? воробей
тенькает кто? синица
кукует кто? кукушка
Учитель: Посмотрите, что я нашла! Гнездо! А кто знает, почему в гнезде все яички маленькие, а одно большое? Кто из птиц подкидывает свои яйца в чужие гнёзда? Почему она это делает? (Кукушка поздно прилетает к нам и рано улетает. Она не успевает высидеть птенцов сама, поэтому отдает их в чужую семью.)
VII. Подведение итогов. Работа в парах на компьютере.
Учитель: Молодцы! Но наша экспедиция подходит к концу. И сейчас мы посмотрим, как вы запомнили новый материал. Составим отчет по нашим наблюдениям. Сядьте в пары. Вам нужно будет прочитать вопрос, выбрать правильный ответ, навести на него курсор мышки и кликнуть 1 раз. Если вы ошиблись, попробуйте еще раз. Открываем волшебный чемоданчик и начинаем заполнять отчет о результатах экспедиции.
Дети садятся за компьютер и выполняют тест. (приложение №2-6)
1. Птицы – это часть природы…
- мёртвой
- неживой
- живой
2. Какую из птиц можно назвать домашней?
- воробей
- аист
- утка
3. Какую из птиц можно назвать дикой?
- курица
- сокол
- гусь
4. Чем покрыто тело птиц?
- шерсть
- чешуя
- перья
5. Сколько у птиц ног?
- две
- четыре
- шесть
6. Чего нет у птиц?
- клюв
- крылья
- жабры
7. Найди лишнее слово.
- сокол
- пингвин
- бобр
8. Как называется ученый, изучающий птиц?
- биолог
- зоолог
- орнитолог
Коллективная проверка.
Учитель: Закончили работу. Поднимите руки те, кто заполнил отчет без ошибок. Молодцы! У кого была одна ошибка? Тоже хорошо. У кого было несколько ошибок, дома еще раз внимательно прочитает выводы в учебнике. Закройте волшебный чемоданчик.
VIII. Оценивание.
Учитель: Спасибо за работу на уроке. На память о нашем уроке вы получаете закладку с изображением самых красивых птичек. А что же это за птички, мы обсудим на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Масса как новый признак сравнения объетов"
Данный конспект урока поможет учащимся лучше усвоить материал по новой теме....
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
Статья "Формирование умения проводить классификацию, определяя существенные признаки"
В статье описана методика развития абстрактного мышления у младших школьников и формирования у обучающихся умения проводить классификацию, определяя существенные признаки.Современный уровень развития ...
Исследование особенностей мышления и выделение существенных признаков у младших школьников
В статье рассматриваются методики по изучению особенностей мышления и выделение существенных признаков у младших школьников...
Конспект урока Птицы. Строение птиц.
Цель: Уточнить и расширить представления обучающихся о птицах. Формировать умение правильно оказывать помощь зимующим птицам. Задачи:Об...
Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи
Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признакаминаречия как части речи...