"Водные богатства нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
4 класс
УМК «Школа России»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Ярмолюк О.Н
2018г.
Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: «Водные богатства нашего края».
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Московской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах.
Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; рабочая тетрадь – Плешаков А.А. 1 часть; компьютер; физическая карта Московской области; фотографии водоемов Московской области; тест для проверки домашнего задания по теме «Поверхность нашего края», глобус.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;
Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные УУД:
Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;
Ориентироваться в учебнике;
Планировать свои действия;
Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;
Осознавать ответственность за общее дело;
Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Понимать значение знаний для человека и принимать его;
Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ход урока
1. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?
- Что означает слово «край»?
- Как называется наш край?
- Что вы уже узнали о нашем крае?
Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае, но сначала вспомним какую темы мы с вами изучили на прошлом уроке? (Поверхность нашего края)
Сейчас мы с вами выполним тест и проверим, а на сколько же баллов вы усвоили темы нового раздела (5мин).
Я очень надеюсь, что каждый из вас справился с заданием. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест, ответы которого вы видите на слайде. (Учитель вместе с учениками разбирает вопросы).
- Поставьте оценки в соответствии с критериями Без ошибок – 5, 1-2 ошибки–4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более -2.
- Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого 3-4? У кого 5 и более?
- Молодцы, кто справился с заданиями, кто нет, нужно еще повторить.
- Кто хочет нам рассказать о поверхности нашего края?
- Как используют поверхность в нашем крае?
3. Мотивирование к учебной деятельности.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
1) Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
2) Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться «Вода»?
- Почему поэт предложил переименовать планету?
4. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах Московской области.
- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель мы поставим на урок?
-Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (записать вопросы на доске) ( какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.
5. «Открытие» нового знания.
- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?
- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?
- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)
- Какая вода в наших водоемах?
- А где вода соленая? (в морях и океанах)
- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.
- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)
- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)
-Что значит искусственные? (Созданные человеком)
Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?
Водоемы | |
Естественные | Искусственные |
Ручей | Канал |
Река | Пруд |
Озеро | Водохранилище |
Море | |
Океан |
- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Московской области? (Нет морей и океанов).
- А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?
- Рассмотрите карту Московской области. (Беседуют и работают по карте.)
- А какие части реки вы помните?
Давайте вспомним схему реки.
- Как называют место, где река берет свое начало?
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)
- Как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа-правый, слева левый).
Молодцы, вспомнили.
- А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (Беседуют)
Вода выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют …. (реки).
В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется ..... (устье). Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.
Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.
Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.
- Какие реки Московской области вы знаете? ( крупные реки Московской области: Москва, Ока, Волга, Дубна, Яхрома, Нара )
- Посмотрим на притоки у главной реки Московской области Волги.
Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья.
Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.
- А знаете ли вы, на берегу какой реки стоит город Подольск?
- А какие реки протекают в Подольске?
6. «Закрепление» первичного знания.
- Давайте мы с вами поработаем в парах и сделаем задание в рабочей тетради. Прочитайте задание. Что здесь нужно сделать? (Составить список водных объектов края)(реки, озера, болота)
- Работаем с картой Московской области. (Проверяют, учитель дополняет)
Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
6. «Открытие нового знания»
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)
- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)
Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.
- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?
Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.
- Как это может отразиться на рыбных богатствах?
- Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?
- Давайте откроем учебники и прочитаем статью «Значение водных богатств и их охрана».
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради. Прочитайте задание. (Составить схему «Значение водоемов в природе и жизни человека»). (Проверка)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты)
- Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?
ПАМЯТКА
1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. |
В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.
9. Подведение итогов.
- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.
- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достигнуть её.
- Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя»
9. Рефлексия деятельности
- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?
- Что на уроке получалось хорошо?
- Над чем еще нужно поработать?
10. Домашнее задание.
Приложение
Тест по теме «Поверхность нашего края»
1. Самая распространенная форма рельефа – это:
а) равнина; б) горы.
2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:
а) балка; б) холм; в) овраг.
3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым; г) коричневым.
4. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.
5. Нижняя часть горы, холма – это:
а) подошва; б) склон; в) равнина.
6. Есть у оврага, холма и горы:
а) вершина; б) склон; в) подошва.
7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:
а) балка; б) овраг; в) озеро.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:
а) гора; б) холм; в) терриконы.
Описание современных приёмов и методов, использованных в ходе урока.
Урок «Водные богатства нашего края» построен в соответствии с ФГОС, с применением информационно-коммуникационной технологией. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Родной край – часть большой страны» по курсу «Окружающий мир» 4 класс.
В ходе разработки урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели и задачи определяют сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На всех этапах урока присутствует мотивация, побуждающая ученика к действиям. Детям необходимо на протяжении всего урока использовать не только уже имеющиеся знания, но и находить новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, а также соответствовал жизненному опыту.
При постановки вопросов и определении зданий на уроке учитываются индивидуальные особенности учеников, дается только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулирует и повышает их активность.
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и является посильным для учеников 4 класса. Учебная информация является привлекательной для учащихся. За счет привлекательности содержания знаний и подачи материала, повышается возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время используется эффективно, запланированный объем укладывается в рамки.
- Межпредметные связи: русский язык, технология (человек и вода)
- Форма контроля: фронтальная, устная, письменная.
- Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
- Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения (при определении темы, целей и задач урока) здоровьесберегающая (физкультминутка, посадка во время урока), информационно-коммуникационная (презентация)
- Методы обучения: словесные (рассказ, работа с книгой, беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, презентация), практические (самостоятельная работа).
- Приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Презентация Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"
Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...
Водные богатства нашего края
Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......
Водные богатства нашего края.
Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....