"Водные богатства нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Розработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

УМК «Школа России»

 Выполнила:

Учитель начальных классов

 Ярмолюк О.Н        

2018г.


Конспект урока.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема: «Водные богатства нашего края».

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Московской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.
  2. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах.

Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; рабочая тетрадь – Плешаков А.А. 1 часть;  компьютер; физическая карта Московской области; фотографии водоемов Московской области; тест для проверки домашнего задания по теме «Поверхность нашего края», глобус.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;  находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ход урока

1. Организационный момент.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?

- Что означает слово «край»?

- Как называется наш край?

- Что вы уже узнали о нашем крае?

 Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае, но сначала вспомним какую темы мы с вами изучили на прошлом уроке? (Поверхность нашего края)

Сейчас мы с вами выполним тест и проверим, а на сколько же баллов вы усвоили темы нового раздела (5мин).  

Я очень надеюсь, что каждый из вас справился с заданием. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест, ответы которого вы видите на слайде.  (Учитель вместе с учениками разбирает вопросы).

- Поставьте оценки в соответствии с критериями Без ошибок – 5, 1-2 ошибки–4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более -2.

- Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого 3-4? У кого 5 и более?

- Молодцы, кто справился с заданиями, кто нет, нужно еще повторить.

 - Кто хочет нам рассказать о поверхности нашего края?

 - Как используют поверхность в нашем крае?

3. Мотивирование к учебной деятельности.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

1)   Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2)   Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться «Вода»?

- Почему поэт предложил переименовать планету?

4. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах Московской области.

- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы поставим на урок?

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (записать вопросы на доске) ( какие водоёмы бывают?  На какие группы можно разделить водоёмы?  из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы.  Какие водоемы есть в нашем крае?)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.

5. «Открытие» нового знания.

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.

- На какие группы разделим?  (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?

Водоемы

Естественные

Искусственные

Ручей

Канал

Река

Пруд

Озеро

Водохранилище

Море

Океан

- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Московской области? (Нет морей и океанов).

- А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?

- Рассмотрите карту Московской области.  (Беседуют и работают по карте.)

- А какие части реки вы помните?

Давайте вспомним схему реки.

  • Как называют место, где река берет свое начало?
  • Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)

- Как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа-правый, слева левый).

Молодцы, вспомнили.

- А расскажите мне, как  же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (Беседуют)

Вода выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют …. (реки).

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется ..... (устье). Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

- Какие реки Московской области вы знаете? ( крупные реки Московской области: Москва, Ока, Волга, Дубна, Яхрома, Нара )

- Посмотрим на притоки у главной реки Московской области Волги.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья.

 Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. 

        - А знаете ли вы, на берегу какой реки стоит город Подольск?

        - А какие реки протекают в Подольске?

6. «Закрепление» первичного знания.

- Давайте мы с вами поработаем в парах и сделаем задание в рабочей тетради. Прочитайте задание. Что здесь нужно сделать? (Составить список водных объектов края)(реки, озера, болота)

- Работаем с картой Московской области. (Проверяют, учитель дополняет)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

6. «Открытие нового знания»

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)

- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

- Как это может отразиться на рыбных богатствах?

- Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

- Давайте откроем учебники и прочитаем статью «Значение водных богатств и их охрана».

 -  Как взрослые и дети должны охранять водоемы? 

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради. Прочитайте задание. (Составить схему «Значение водоемов в природе и жизни человека»).  (Проверка)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты)

- Предлагаю вас составить  памятку поведения у водоема.  Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

9. Подведение итогов.

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

- Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя»

9. Рефлексия деятельности

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо?

- Над чем еще нужно поработать?

10. Домашнее задание.


Приложение

Тест по теме «Поверхность нашего края»

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        б) зеленым;        в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

Описание современных приёмов и методов, использованных в ходе урока.

Урок «Водные богатства нашего края» построен в соответствии с ФГОС, с применением информационно-коммуникационной технологией. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Родной край – часть большой страны» по курсу «Окружающий мир» 4 класс.

В ходе разработки урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели и задачи определяют сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На всех этапах урока присутствует мотивация, побуждающая ученика к действиям. Детям необходимо на протяжении всего урока использовать не только уже имеющиеся знания, но и находить новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, а также соответствовал жизненному опыту.

При постановки вопросов и определении зданий на уроке учитываются индивидуальные особенности учеников, дается только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулирует и повышает их активность.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и является посильным для учеников 4 класса. Учебная информация является привлекательной для учащихся. За счет привлекательности содержания знаний и подачи материала, повышается возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время используется эффективно, запланированный объем укладывается в рамки.

  1. Межпредметные связи: русский язык, технология (человек и вода)
  2. Форма контроля: фронтальная, устная, письменная.
  3. Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
  4. Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения (при определении темы, целей и задач урока) здоровьесберегающая (физкультминутка, посадка во время урока), информационно-коммуникационная (презентация)
  5. Методы обучения: словесные (рассказ, работа с книгой, беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, презентация), практические (самостоятельная работа).
  6. Приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Презентация Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"

Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...

Водные богатства нашего края

Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......

Водные богатства нашего края.

Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....