Методическая разработка экологической игры - викторины для начальной школы «Будь другом природе».
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
предлага. разработку внеклассного мероприятия по экологии для детей начальной школы. Данный методический материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. В ходе внеклассного мероприятия дети закрепляют знания о природе, учатся беречь природу и заботиться о братьях наших меньших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatie.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка экологической игры - викторины
для начальной школы «Будь другом природе».
Описание: предлагаем разработку внеклассного мероприятия по экологии для детей начальной школы. Данный методический материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. В ходе внеклассного мероприятия дети закрепляют знания о природе, учатся беречь природу и заботиться о братьях наших меньших.
Цели:
Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Задачи:
- Способствовать формированию научного мировоззрения и экологического сознания через развитие представлений о взаимосвязи свойств живых организмов и процессов, протекающих в биосфере;
- Развивать познавательный интерес, коммуникативные и информационно-коммуникационные компетенции.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе внеклассной деятельности;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Метапредметные:
- умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения;
- устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
Познавательные:
- умение находить информацию из различных источников, классифицировать ее и использовать для решения определенных учебных задач;
- умение выделять общее и частное в изучаемой информации, существенное и несущественное;
- умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач;
- умение составлять план выступления, делить его на смысловые части, пересказывать текст;
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
- умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
- умение находить нужную информацию для решения поставленных задач;
- умение описывать объект, характеризовать его качества;
- умение составлять небольшой монологический рассказ;
Методы:
Индивидуально - групповая работа, частично-поисковый, практический, с использованием ИКТ, системно-деятельностный.
Технологии:
Сотрудничества, интерактивные игровые, дифференцированного обучения, КТД.
Возраст учащихся:
7-10 лет
Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация, сказка «Репка», глобус, костюмы для сценки «Репка», отходы (консервные банки, бутылки и т.д.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Класс разбивается на 2 команды. У каждой команды название, девиз, эмблема.
Команда «Стерхи» (белые журавли).
Наш девиз: «Мы, как стерхи благородны, душой и разумом -чисты».
Команда «Олени»
Наш девиз: «Пароход - хорошо, паровоз - хорошо, а олени - лучше!».
Учитель держит в руках глобус.
2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1 ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2 ученик:
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3 ученик:
Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4 ученик:
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5 ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации
Учитель: – Оглянитесь ребята вокруг: какой восхитительный, удивительный мир нас окружает – леса и поля, озера и реки, моря и океаны, горы, небо, солнце, животные и птицы. Это природа. И наша с вами жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит нас, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. У русского писателя Паустовского К.Г. есть такие замечательные слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек сыздавна восхищался твореньями, которые создала наша матушка природа: её удивительными растениями и животными. Мы все с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой, без нее просто невозможно прожить: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться
Обильна и разнообразна природа. В воздухе ли, на суше, в воде ли и под водой- всюду кипит и бьёт ключом жизнь. Данная жизнь полна различных тайн, загадок, чудес. Сейчас мы с вами проведем викторину «Будь другом природе». Соревноваться будем командами, каждая победившая в конкурсе команда получает так называемую «ЯМАЛКУ», пусть это будет нашей единицей вознаграждения, ну а в конце выигравшая команда получит медаль «Знаток природы».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Учитель объявляет начало игры.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
И пусть борьба кипит сильней,
А ваша дружба крепче с ней.
1-й КОНКУРС. Викторина «Если знаешь ты лес, а также птиц и зверей-называй их поскорей».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1.Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3.Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4.Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5.Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6.У кого на сучке кладовая? (У белки).
7.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8.Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец ... ( Соболь).
11. Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...(Песец).
12. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
13.Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень).
2-й КОНКУРС «Цветы –украшение нашей земли».
Все люди на Земле любят цветы, задумывались ли вы над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, делает беднее свою Родину? Это так. Ведь луг – часть родной Земли. И его красота – часть красоты Родины. Кто-то любит полевые цветы, кто-то садовые, а кто-то те, которые растут в оранжерее.
1) Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок, белый реснички. (ромашка)
2) Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
3) Ковёр цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу.
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный…(тюльпан)
4) Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещает фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (ландыш)
5) На зелёной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развел этот шар. (одуванчик)
6) Все знакомы с нами.
Яркие, как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими гроздями,
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
7) Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка. (мак)
8) Прекрасная красавица
Боится лишь мороза,
В букете всем нам нравиться?
Какой цветочек? (роза)
3-й КОНКУРС «Знатоки поэзии о природе»
Назови следующую строчку.
Вопросы 1 команде:
1. Зима недаром злится, прошла ее пора —… (Весна в окно стучится
и гонит со двора.)
2. Белая береза под моим окном… (принакрылась снегом, точно серебром)
3. Еще земли печален вид, … (А воздух уж весною дышит,)
Вопросы 2 команде:
1. Чародейкою Зимою околдован, лес стоит —… (И под снежной бахромою,
неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.)
2. Унылая пора!.. (очей очарованье)
3. Уж небо осенью дышало… (уж реже солнышко блистало)
4-й КОНКУРС «Гонки по Ямалу»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.
Вопросы:
1. Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
2. Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
3. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике)
4. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле)
5. Что надо делать, чтобы поддерживать животных и птиц зимой? (Подкармливать)
6. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить костер, убрать мусор)
7. Хабарта - самый большой олень на земле, а как этого животного называют у нас на Ямале? (Лось)
8. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)
9. Это животное бывает полярным, сибирским, тундровым и наконец серым (Волк).
10. Об этом дереве сложены песни и стихи, оно упоминается в сказках и загадках, а давние времена были сложены еще и хороводные песни. (Береза)
Учитель: А теперь ПЕРЕМЕНА. Жюри подводит итоги 4 конкурсов. К нам на перемену пришла телеграмма от ГРИБОВ «Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, маринуйте, делайте икру. Но не уничтожайте нас – не вырывайте нас вместе с грибницей, иначе мы перестанем расти. Грибы»
Девочки поют грибные частушки.
- Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
- Кабы, кабы да кабы,
На мосту росли грибы ,
Сами бы варилися,
Сами в рот валилися.
- Ваня очень рано встал,
И грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
- Рано утром в лес пошла,
В дом поганок принесла.
Их нажарила и съела,
И от этого сдурела.
- На опушке у реки
Заблудились грибники.
Хитрые опятки
Играют с ними в прятки.
- Мы частушки честно пропели
И хотим ещё сказать:
Чтобы не пришлось лечиться,
Грибы умейте различать!
Жюри объявляет итоги 4-х конкурсов и награждает победителей «ЯМАЛКАМИ».
5 - й КОНКУРС. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу
(«Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде. (ведущий загадывает загадки о природе, животных, человеке и т.д.).
6-й КОНКУРС. «Забавные зверюшки или мимо ходом».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Учитель: Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из нашей речки, полью. (Приносит воду розового цвета)
Дед: Что-то водичка у тебя странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая, красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника, там водичка всегда чистая (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет наша репка!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Это наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.
7-й КОНКУРС «Бюро погоды».
Учитель: Каждой команде дается пять минут. Кто больше напишет примет о погоде на завтрашний день, ну например: Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы. (К дождю)
Команды выполняют задание.
Примеры.
1. Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина. (К ухудшению погоды)
2. Ласточки летают над самой землей, воробьи нахохлились. (К дождю)
3. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошему дню)
4. Божья коровка, взятая на руки, быстро слетает. (К хорошей погоде)
5. Паук усиленно плетет сети. (К хорошей погоде)
6. Ярко-красное солнце на закате. (К ветреной погоде)
7. Росы нет на траве. (К дождливой погоде)
8. Птицы весело поют. (К хорошей погоде)
Пока жюри подводят итоги, выступают учащиеся.
1.Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2.Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3.Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знаток природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.
Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...
Экологическая игра-викторина для начальной школы
С презентацией...
Методическая разработка познавательной игры-викторины «Эти забавные животные» для учащихся 4 классов
Познавательная игра-викторина «Эти забавные животные»Подготовила:педагог-организаторМБОУ «СОШ №11» г.АбаканаЮркова Олеся Андреевна Советы на подготовительный период:...
Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".
Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...
Методическая разработка игрового занятия для учащихся начальной школы "Радость. Как её подарить другому человеку"
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Занятие способствует преодолению проблем в общении у учащихся первых класс...
Эта волшебная вода. Методическая разработка экологической игры
Занятие было проведено в рамках фестиваля мероприятий ФГОС...