Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа  по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с:

 федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373 в действующей редакции);

 учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  школа №9» на 2016-17 уч.г.;

 календарным учебным графиком на  2017-18 уч.г учебный год;

на основе:

  - программы «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г. (УМК «Школа России»)

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч.

В программу внесены следующие изменения: интегрирован материал курса «Азбука Смоленского края» при изучении следующих тем:

1. Общество. Человек – часть общества. АСК:  «Герб и флаг Смоленской области»

2.Природа в опасности. АСК: «Охрана природы родного края»

3. Берегите воду! АСК: « Водоёмы Смоленского края»

4. Разнообразие растений. АСК «Растения  нашего края»

5. Разнообразие животных. АСК «Животный мир Смоленской области»

6. В царстве грибов. АСК «Грибы Смоленской области»

7. Полезные ископаемые. АСК «Полезные ископаемые Смоленской области»

8. Растениеводство. П.р. по теме: Исследование с.х. растения и описание его по плану.

АСК: «Смоленский лён»

9. Достопримечательности городов. АСК: «Храмы и монастыри Смоленщины»

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

-  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

- Формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- Принятие и освоение  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- Развитие  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том  числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах , соц. справедливости и свободе

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствнной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соц. Ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

3. формирование умения планировать, контролировать учебные действия

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

5. использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач

6. активное использование речевых средств и средств ИКТ

7. формирование умения различать растения и животных, используя информацию,

полученную в ходе наблюдения

8. готовность слушать собеседника и вести диалог.

9. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

10. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

11. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

12. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание предмета

Человек и природа. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространениев природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно - нравственное благополучие граждан.

Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование и средства контроля.

Тема

Кол-во часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика        

12

6

Путешествие по городам и странам      

14

7

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

Практические работы

1. Обнаружение крахмала в продуктах питания

2. Исследование свойств воздуха

3. Исследование свойств воды

4. Исследование состава почвы

5. Измерение роста и массы тела человека

6.Определение наличия питательных веществ в продуктах питания

7.Измерение пульса на запястье и подсчет кол.его ударов в минуту при разной нагрузке  

8. Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра для очистки воды.

9. Исследование с.х. растения и описание его по плану

10. Рассматривание и сравнивание монет России по внешнему виду

Всего 10

Средства контроля: практические работы, проектные работы, итоговая контрольная работа (тестирование).

Календарно- тематическое планирование

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация изменений

План

Факт

1.

Природа. Разнообразие природы.

1

4.09

2.

Человек -  часть природы.

1

7.09

3.

Проект «Богатства, отданные людям».

1

11.09

4.

Общество. Человек – часть общества. АСК:  «Герб и флаг Смоленской области»

1

14.09

5.

Что такое экология.

1

18.09

6.

Природа в опасности.

1

21.09

7.

Тела, вещества, частицы

1

25.09

8.

Разнообразие веществ. П.р по теме: Обнаружение крахмала в продуктах питания

1

28.09

9.

Воздух и его охрана. П.р.по теме: «Исследование свойств воздуха»

1

2.10

10

Вода. Свойства воды П.р. по теме:Исследование свойств воды

1

5.10

11

Превращение и круговорот воды.

1

9.10

12

 Берегите воду! АСК: « Водоёмы Смоленского края»

1

12.10

13

Как разрушаются камни.

1

16.10

14

Что такое почва? П.р.по теме: Исследование состава почвы

1

19.10

15

Разнообразие растений. АСК «Растения Смоленской области»

1

23.10

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

26.10

17

Размножение и развитие растений.

1

6.11

18

Охрана растений.

1

9.11

19

Разнообразие животных. АСК «Животный мир Смоленской области»

1

13.11

20

Кто что ест? Проект: «Разнообразие природы родного края»,

1

16.11

21

Размножение и развитие животных.

1

20.11

22

Охрана животных.

1

23.11

23

В царстве грибов. АСК «Грибы Смоленской области»

1

27.11

24

Великий круговорот жизни.

1

30.11

25

Организм человека. П.р.по теме: «Измерение роста и массы тела человека»

1

4.12

26

Органы чувств.

1

7.12

27

Надёжная защита организма.

1

11.12

28

Опора тела и движение.

1

14.12

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров». П.р. по теме: Определение наличия питательных веществ в продуктах питания

1

18.12

30

Дыхание и кровообращение. П.р. по теме: Измерение пульса на запястье и подсчет количества его ударов в минуту при разной нагрузке

1

21.12

31

Умей предупреждать болезни.

1

25.12

32

Здоровый образ жизни.

1

28.12

33

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

11.01

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

15.01

35

Огонь, вода и газ.

1

18.01

36

Чтобы путь был  счастливым.

1

22.01

37

Дорожные знаки.

1

25.01

38

Проект « Кто нас защищает?».

1

29.01

39

Опасные места.

1

1.02

40

Природа и наша безопасность.

1

5.02

41

Экологическая безопасность. П.р по теме: Знакомство с устройством бытового фильтра для очистки воды.

1

8.02

42

Для чего нужна экономика?

1

12.02

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

15.02

44

Полезные ископаемые. АСК «Полезные ископаемые Смоленской области»

1

19.02

45

Растениеводство. П.р. по теме: Исследование с.х. растения и описание его по плану. АСК: «Смоленский лён»

1

22.02

46

Животноводство.

1

26.02

47

Какая бывает промышленность

1

1.03

48

Проект «Экономика родного края».

1

5.03

49

Что такое деньги? П.р. по теме: Рассматривание и сравнивание монет России по внешнему виду

1

12.03

50

Государственн. бюджет.

1

15.03

51

Семейный бюджет.

1

19.03

52

Экономика и экология.

1

22.03

53

Экономика и экология.

1

2.04

54

Золотое кольцо России.

1

5.04

55

Города золотого кольца.

1

9.04

56

Достопримечательности городов. АСК: «Храмы и монастыри Смоленщины»

1

12.04

57

Проект  «Музей  путешествий».

1

16.04

58.

Наши ближайшие соседи.

1

19.04

59.

На севере Европы.

1

23.04

60.

Что такое Бенилюкс?

1

26.04

61.

В центре Европы.

1

28.04

62-63.

По Франции и Великобритании.

(Великобритания.)

2

3.05

7.05

64.

На юге Европы.

1

10.05

65.

По знаменитым местам мира.

1

14.05

66.

Промежуточная аттестация-тестовая работа.

1

17.05

67

Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий».

1

21.05

68

Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий».

1

24.05

Учебно-методическое обеспечение :

1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник .для общеобразовательных учреждений в 2 частях.

2.А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса « Мир вокруг нас»- М. Просвещение, 2012.,

3. Электронное сопровождение к учебнику.

4.Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.

5. Окружающий мир .Контрольно-измерительные материалы.3 класс.М., ВАКО,2013

6. Программа «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г. (УМК «Школа России»)

7. Болотова С. А. Азбука Смоленского края ч.1. Мир природы. – Смоленск: «Русич», 2004.

 8. Болотова С. А. Азбука Смоленского края ч. 2. Мир истории. – Смоленск: «Русич», 2004.

9. Болотова С. А. Азбука Смоленского края ч. 3. Мир культуры. – Смоленск: «Русич», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"

Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаи­модействии;знакомство с методами изучени...

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" к УМК А. А. Плешакова2 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена  на основе Федерального компонента стандарта начального общего обра­зования по окружающему миру,...

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Программа составлена для учащихся , обучющихся по УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...

Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окруж...