Окружающий мир. Тема: «Невидимое сокровище» 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе "Невидимое сокровище"
УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevidimoe_sokrovishche.pptx | 734.13 КБ |
nevidimoe_sokrovishche.docx | 28.24 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.68 КБ |
prilozhenie_2.docx | 12.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Он невидимый , и всё же Без него мы жить не можем. ( ВОЗДУХ)
№ Вопросы по теме урока Используйте свои знания Ответы после изучения и исследования 1. Какие газы входят в состав воздуха? 2. Воздух прозрачен или непрозрачен? 3. Имеет ли воздух цвет? 4. Имеет ли воздух запах? 5. Что происходит с воздухом при нагревании? 6. Что происходит с воздухом при охлаждении? 7. Как воздух проводит тепло?
Мы не смогли ответить, из каких газов состоит воздух и какие у него свойства.
1. Узнать, из каких газов состоит воздух. 2. Исследовать свойства воздуха . Цели :
1. Узнаем , какие газы входят в состав воздуха. 2. Исследуем свойства воздуха. План :
Состав воздуха Кислород Азот Углекислый газ
Тест по теме: «Невидимое сокровище» 1. Какие вещества входят в состав воздуха? б) кислород, азот, углекислый газ; 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания? б) кислород; 3. Какими свойствами обладают воздух? б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется? в) воздух плохо проводит тепло.
1. Узнать, из каких газов состоит воздух. 2. Исследовать свойства воздуха . Цели :
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: «Невидимое сокровище»
3 класс
Основные цели:
1. Знать основные газы, входящие в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).
2. Анализировать диаграмму состава воздуха.
3. Исследовать свойства воздуха.
Личностные результаты:
- осознавать важность воздуха для всех живущих на планете Земля;
- понимать состав воздуха;
- изучить свойства воздуха.
Метапредметные результаты:
Познавательные -
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- тренироваться в смысловом чтении текста учебника.
Регулятивные –
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Коммуникативные –
- воспитывать культуру общения, умение работать в парах;
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Предметные результаты:
- иметь представление о том, что воздух - это не только кислород, это смесь газов;
- знать свойства воздуха;
- называть газы, составляющие воздух;
- обосновывать значение воздуха для жизни человека.
Дидактические материалы: карточка пробного действия для работы в парах (приложение 1); карточка для самостоятельной работы с самопроверкой (приложение 2).
Оборудование: презентация; учебник для 3 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.; оборудование для опытов: колба, лабораторный стакан, 2 стеклянные трубки, штатив с держателями, спиртовка.
Демонстрационный материал: карточки для демонстрации на школьной доске (известное высказывание, состав воздуха, свойства воздуха).
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел у нас звонок, начинается урок!
Тема нашего урока «Невидимое сокровище». А вот о каком невидимом сокровище мы будем говорить, вы узнаете чуть позже. (Слайд 1)
- Перед вами известное высказывание.
«Солнце, … и вода – наши лучшие друзья.»
- Какое слово пропущено?
- На уроке мы продолжим разговор о природе, и вы узнаете много нового и интересного, значит, каким будет урок? (Урок «открытия» нового знания.)
- С чего начнем работу на уроке? (С повторения знаний.)
- Актуализация знаний. Пробное учебное действие.
- На какие три группы можно разделить всё, что изображено на картинках?
(Слайд 2)
- Чем газы отличаются от жидкостей и твёрдых тел?
- Приведите примеры газов.
- Отгадайте загадку. (Слайд 3)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
- Речь на нашем уроке пойдёт о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе? (Ответы учеников.)
- Молодцы, вы много знаете о воздухе. Поработав в паре, подумайте и ответьте на вопросы, из каких газов состоит воздух, какие свойства есть у воздуха. (Слайд 4), (Приложение 1).
Задание для пробного действия.
- А сначала давайте вспомним правила работы в паре (Слайд 5)
№ | Вопросы по теме урока | Используйте свои знания | Ответ после исследования |
1. | Какие газы входят в состав воздуха? | ||
2. | Воздух прозрачен или непрозрачен? | ||
3. | Имеет ли воздух цвет? | ||
4. | Имеет ли воздух запах? | ||
5. | Что происходит с воздухом при нагревании? | ||
6. | Что происходит с воздухом при охлаждении? | ||
7. | Как воздух проводит тепло? |
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. (Ответы у детей разные.)
- Кто не смог ответить на вопросы и заполнить таблицу?
- У кого был ответ, вы можете быть твердо уверены в правильности своего вывода? (Мы не уверены в правильности своего ответа) (Слайд 6)
- Какой следующий шаг? (Разобраться, почему возникло затруднение).
- Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание было предложено? (Мы должны были заполнить таблицу).
- С какими затруднениями вы столкнулись? (У всех ответы получились разные).
- А почему? (Мы не знаем состав и свойства воздуха).
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цели урока? (Слайд 7)
- Сегодня на уроке мы будем делать открытия, проводя наблюдения и исследования. Наш класс – это лаборатория. А как называют людей, которые работают в лабораториях? (Ученые.)
- Давайте, уважаемые ученые, составим план наших действий. (Слайд 8)
- Где ученик 3 класса может найти самую достоверную информацию о составе воздуха? (Учебник.)
- Реализация построенного проекта и решение исходных задач.
- Работая с учебником, вы ответили на первый вопрос.
- Что такое воздух?
- Каков состав воздуха?(Слайд 9):
- Какого газа в воздухе особенно много? (Азота.)
- Какого - совсем мало? (Углекислого газа.)
- Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.)
- Изучим свойства воздуха и занесём свои выводы в таблицу.
-Воздух прозрачен или непрозрачен?(Прозрачен.)
- Давайте сравним: тетрадь, учебник, стена, дверь непрозрачны, через них мы не видим другие предметы. А через воздух мы видим окружающие предметы.
-Имеет ли воздух цвет?(Ответы детей.)
-Действительно, доска зелёная, шкаф жёлтый, стена бежевая, растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета.
- Закройте глаза и представьте, что вы оказались в осеннем лесу. Какие запахи вы чувствуете?
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише (ручками по полу).
Деревце всё выше, выше (потянуться вверх).
- Вернёмся в город, в нашу лабораторию. Возле хлебного ларька пахнет хлебом, в аптеке и больнице пахнет лекарствами, на лугу пахнет травами и цветами, в осеннем лесу запах сырости, грибов и опавшей листвы. Имеет ли воздух запах? (Ответы детей.)
-Пахучие вещества смешиваются с воздухом, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.
- Что же происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Проведём опыты.
ОПЫТ 1
- Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Значит, при нагревании воздух расширяется.
ОПЫТ 2
- Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы видим, как вода поднимается в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.
- Почему дети на картинке зимой не мёрзнут. Кто сможет объяснить? (Слайд 10) (Дети высказывают свои предположения.)
- Правильно, ребята. Воздух плохо проводит тепло. Это ещё одно свойство воздуха.
Воздух находится везде. Он есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
- Молодцы!
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что такое воздух?
- О каких газах, входящих в состав воздуха вы узнали?
- Охарактеризуйте свойства воздуха.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ответьте на вопросы теста (Приложение 2):
Тест по теме: «Невидимое сокровище»
- Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладают воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
- Сравните свой ответ (Слайд 11):
Тест по теме: «Невидимое сокровище»
- Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладают воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
- У кого нет ошибок? У кого есть ошибки?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Благодаря проведённой работе, вы узнали, из каких газов состоит воздух и свойства воздуха. А что нового вы ещё узнали про воздух?
- Попробуйте задержать дыхание и сосчитать про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
- Всё верно, несколько минут. Без еды и воды человек может прожить несколько недель или несколько дней. Без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным и человеку.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Давайте вспомним, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? (Мы должны были узнать, какие газы входят в состав воздуха и свойства воздуха.) (Слайд 12):
- Достигли ли вы цели? (Да)
- Докажите свой ответ. (Ответы детей)
-Ребята, оцените свою работу. Перед вами наша Земля, окружите ее облаками, если вы смогли открыть для себя новые знания, в самостоятельной работе не было ошибок – белое облако, если вам было что-то непонятно или вы в самостоятельной работе допустили ошибку, выберите голубое облако. А если урок был для вас очень сложным и остались непонятные вопросы – синее облако.
(Планета на доске.)
- Уважаемые учёные, свою исследовательскую деятельность мы продолжим и на следующих уроках. Желаю вам удачи. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
№ | Вопросы по теме урока | Используйте свои знания | Ответы после изучения и исследования |
1. | Какие газы входят в состав воздуха? | ||
2. | Воздух прозрачен или непрозрачен? | ||
3. | Имеет ли воздух цвет? | ||
4. | Имеет ли воздух запах? | ||
5. | Что происходит с воздухом при нагревании? | ||
6. | Что происходит с воздухом при охлаждении? | ||
7. | Как воздух проводит тепло? |
№ | Вопросы по теме урока | Используйте свои знания | Ответы после изучения и исследования |
1. | Какие газы входят в состав воздуха? | ||
2. | Воздух прозрачен или непрозрачен? | ||
3. | Имеет ли воздух цвет? | ||
4. | Имеет ли воздух запах? | ||
5. | Что происходит с воздухом при нагревании? | ||
6. | Что происходит с воздухом при охлаждении? | ||
7. | Как воздух проводит тепло? |
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Невидимое сокровище»
- Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладают воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
Тест по теме: «Невидимое сокровище»
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладают воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносит пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Невидимое сокровище"
Урок окружающего мира в 3 классе по программе Перспектива по теме : "Невидимое сокровище". На уроке изучаются свойства воздуха. В ходе урока использованы разнообразные формы работы: опыты, обучающий в...
Урок окружающего мира.Тема "Невидимые нити."
Урок окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Невидимое сокровище" 3 класс. (УМК Перспектива)
Тема урока: «Невидимое сокровище»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; по...
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Невидимое сокровище"
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Невидимое сокровище"...
Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире»...
Урок окружающего мира Тема: «Невидимые нити» УМК Школа России
Урок окружающего мираТема: «Невидимые нити»...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема "Невидимые нити в весеннем лесу" УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна Викто...