Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Невидимое сокровище"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе по программе Перспектива по теме : "Невидимое сокровище". На уроке изучаются свойства воздуха. В ходе урока использованы разнообразные формы работы: опыты, обучающий видеофильм, работа с учебником, тетрадью на печатной основе, дополнительной литературой, работа с презентацией из электронного приложения. Урок построен в соответствии с планируемыми результатами к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок составлен по теме: "Невидимое сокровище", на котором изучаются свойства воздуха. | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 15.11.2013
Задачи:
- Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.
- Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.
- Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека
- Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради.
- Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики
Новые слова: атмосфера, кислород, Монгольфьер, Д.И. Менделеев
Ход урока
- Определение темы урока. (1 мин)
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Мотивация обучающихся. Постановка задач урока. (6минут)
Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.
Наличие воздуха
Учитель показывает пустую пробирку.
- Что в этой пробирке? (Ничего нет)
- Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой).
- Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? (Воздух).
- Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах.
- Следующие опыты наглядно продемонстрируют наличие воздуха:
Демонстрация 1 опыта (Тагиев Владислав)
- Положи на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьми книгу и толкни ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол?
- Положи снова бумагу на стол и взмахни над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумай, что теперь толкнуло лист на пол.
- Проведи второй эксперимент в другом месте помещения. Подумай, что это доказывает.
Вывод: воздух находится везде
Демонстрация 2 опыта (Дидух София)
- Налей в стакан воду. Брось в стакан с водой кусочек сахара, комок почвы, кирпичную крошку. Напиши, что ты увидел.
Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в твердых телах.
Демонстрация 3 опыта (Терникова Ксения)
- Остуди стакан с водой, поставив его в холодильник.
- Внеси охлажденный стакан с водой в тёплое помещение. Пронаблюдай, что появится на внутренних стенках стакана через некоторое время.
Вывод: воздух есть в воде.
- Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? (запаха нет)
- Не имеет запаха.
Опыт: используя духи (освежитель воздуха), брызнуть. Через некоторое время запах распространяется по помещению.
Вывод: воздух всегда находится в движении
Ветер на службе у человека (3 минуты)
- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (Начинается ветер).
- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» - думали они. Но произошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.
- Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы).
- Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.
- Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха - ветер).
Опыт (проводит учитель): теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль. (2 минуты)
- Горячий воздух поднимается, а холодный опускается вниз (7 минут)
- Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма вверх различных предметов. (Просмотр развивающего видео фильма «Монгольфьер» http://www.youtube.com/watch?v=GY6j8HXju_w)
- Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения.
- Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? (Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер).
- Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата).
- Он был оснащен рулём, и гребным винтом
- Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? (Свойства горячего воздуха).
- Состав воздуха (2 минуты)
- Что же такое воздух?
(Электронное приложение - состав воздуха)
Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха.
- Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа.
- Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего?
Демонстрация 1 опыта (Рогальникова Ксения) (6 минут)
- Зажги невысокую свечу.
- Накрой свечу стаканом, наблюдай, что происходит (не дай свече погаснуть)
- Немного приподними стакан, наблюдай, что происходит с пламенем огня.
Вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.
Демонстрация 2 опыта (Кондрашова Анастасия)
- Зажги три свечи.
- Одну свечу накрой стаканом, другую накрой банкой. Третью ни чем не накрывай.
Вывод: чем больше поступает воздуха для горения, тем оно сильнее.
- Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой. Толщина её достигает более 1 000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.
- Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле?
- Ребята, именно кислород поддерживает горение. при прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться?
- Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения. Но кислород необходим не только для дыхания.
Чтение рассказа "Невидимое сокровище" в книге А.А Плешакова "Великан на поляне". (5 минут)
- Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку?
Работа по рабочей тетради с. 43
- Прозрачность
- Бесцветность
- О каком свойстве вы не можете сказать с уверенностью? (Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении).
Демонстрация опыта (учитель) (5 минут)
- Нагреваю колбу, в стакан с водой выходит воздух
Вывод: При нагревании воздух расширяется
- Гашу огонь, охлаждаю колбу, вода поднимается в трубку
Вывод: При охлаждении воздух сжимается
- Упруг (демонстрация мяча)
- Плохо проводит тепло
Итог урока. (5 минут)
1. Работа на компьютере (выполнение проверочной работы – Электронное приложение к учебнику).
2. Фронтальная проверочная работы (выполнение проверочной работы - учебный диск).
3. Отметки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"
презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"...
Урок окружающего мира 4 класс по теме: "Невидимая сила"
Конспект урока, презентация, карта исследователя...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...