Технологическая карта урока.1-2 окружающий мир, по программе «Начальная школа 21 век».
план-конспект урока по окружающему миру

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Тема урока: «Птичь разговоры», «Птичьи голоса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.kar.docx55.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Пушковой Галины Алексеевны

МКОУ Вараксинской ОШ

Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино 2017год.

Класс: 1-2 окружающий мир, по программе «Начальная школа 21 век»

Тема урока: «Птичь разговоры», «Птичьи голоса»

Тип урока: урок-исследование  по окружающему миру ( проект   «Лесная газета»)

Цели урока:

2-кл.Создать условия для формирования представлений о лесных жителях - птицах, особенностях их строения и поведения.

1-кл. Создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной, прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам; способствовать развитию коммуникативных навыков

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-учить наблюдать и рассказывать о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием);

-сформировать у учащихся представление о  особенности строения тела птиц и их поведения;

-познакомить с причинами сезонных изменений в их жизни;

-систематизировать представление о характерных признаках весны в живой и неживой  природе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- формировать умения извлекать информацию из , текстов ,презентаций;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-иметь представление о зимующих и перелетных птицах;

- осуществлять смысловое чтение;

- обобщать и классифицировать;

-расширять свой кругозор.

 

Регулятивные:

-формировать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве ;

-формировать умения выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные:

-развивать умения слушать и понимать других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-осуществлять  помощь в сотрудничестве;

-формировать умения договаривать о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

-формировать уважительное отношение к чужому мнению, желание помочь товарищу;

-развивать наблюдательность, умение сопоставлять, выделять существенные признаки и делать выводы;

Основные понятия: «гнездование», «перелётные», «зимующие».

Межпредметные связи: литературное чтение, технология.

Методическое оснащение урока:

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор .

 2.Дидактическое обеспечение:  учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1-2 класс»,рабочие папки, картинки  птиц, презентация  «Птичьи разговоры весной», магнитная доска с фигурами птиц, газета «Юный эколог»,раздаточный  материал (карточки для рефлексии, критерии  оценки, карточки с заданиями, заготовки «птичек»).

       3.Программное обеспечение: Vord       Pover Point.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, стимулирования и мотивации.

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

          № п/п

и название этапа/

цель

Обучающие и развивающие

компоненты, задания  и упр

ажнения

Форма УД

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Время

I. Мобилизующий этап(Организации-онный)

Цель: настроить учащихся на работу.

1.Приветствме.

Ф

Ребята, у нас на уроке окружающего мира сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

Слайд№1

Приветствие учащихся

Организация своего рабочего места.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации

1/

II. Мотивация познавательной деятельности

Цель: введение в учебную деятельность.

1.Речевая разминка.

2.Разгадывание загадки.

3.Повторение ранее изученного.

3.Разгадывание загадки.

Ф

И

Речевая разминка.

Громко прозвенел звонок-

 Начинается урок.

 Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

С. №2

 Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному

 И научишься всему!

-Отгадайте, о каком времени года идёт речь?

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю.

Движения полна…

 Зовут меня

С. № 3

-Назовите весенние месяцы. Как в народе называют месяц март. Почему?

Послушайте звуки весны и запомните их.

-А сейчас посмотрите, где мы с вами оказались?

.С.№4

- Как изменилась температура воздуха с приходом весны!
– Что произошло с почвой?
– Если потеплело, то что стало с водоемами?
– Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной?
- А на водоемах, если растаял лед?
- Если появились первые цветы, то кто появился?

-С появлением насекомых, кто прилетает?

- Так как одним предложением, сказать какие изменения происходят с приходом весны?

- Сделайте вывод.(2-кл.).

Вывод:

С№5

-Какие царства живой природы вы знаете? (1-кл.)

-Какое царство пропущено?

-Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек».

-Какие природные сообщества вы знаете? (2-кл).

-Что такое сообщество?

-А какое природное сообщество здесь отсутствует? В сообщество леса мы отправимся поздней.

-А сейчас определить тему нашего урока, нам поможет загадка .

С.№ 6

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и 2 крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …..(птица).

-Определите тему урока?

Какие звуки мы слышали в начале урока?

 -Когда это происходит?

- Сформулируйте тему урока.

С№7

Тема урока: Птичьи разговоры весной.

С.№8

 Цели:

1. Познакомиться с изменением  в жизни птиц с приходом весны. Формировать представлений о птицах леса.

2. Учиться работать с разными источниками информации, делать выводы.

3Учиться работать и сотрудничать с товарищами, оценивать свою работу.

-У вас на партах лежат листы с изображением ясного, облачного  и пасмурного дня. Напротив выполненного задания, если вы его выполнили правильно и вам, оно                    понравилось – вы раскрашиваете ясный день -солнышко; если вам понравилось, но не все было понятно облачно – солнышко из-за тучки; а если не понравилось и ничего не понятно – пасмурно тучку. Погода сегодняшнего дня зависит от вас, а может и всей весны!

(Весна)

(Март, апрель, май)

(Март – капель)

(Полянка)

(Потеплело)

(Снег сошел, почва оттаяла) 

(Лед на водоемах растаял)
(Зазеленела трава, появились первые цветы)
(Проснулись рыбы)

 (Насекомые)

(Птицы)

1.С приходом весны  изменения произошли в живой и неживой природе.

2.В природе всё взаимосвязано.

(по одному адресу « прописаны»разные живые существа, обитают в одном месте, связаны между собой)

(Птицы)

(Голоса птиц)

(Пение)

(Весной)

Личностные:

проявлять позитивное отношение к познанию и учёбе.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

Личностные:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

 

2

III. Актуализация знаний

Цель: выяснить актуальность предстоящей работы по теме урока

1.Постановка проблемной ситуации.

Ф

-А знаете ли вы:

С.№9

-Какие птицы прилетают первые?

 -Где птицы вьют гнёзда?

-Почему птицы поют?

-Для чего птицам перья?

-Почему мы не может ответить на все эти вопросы сейчас?

-Актуальна (необходима на данный момент) наша работа?

-Сегодня мы с вами будем использовать ранее полученные знания о птицах, но и узнаем о изменение жизни птиц весной,  расширим свой кругозор, обновим наш проект и поменяем рубрики в нашей  газете  «Юный эколог» .

-Какие рубрики есть в нашей газете?

- Дадим возможность 2 классу обдумать информацию, сделать вывод:

-А первой страницей будет иллюстрация весеннего леса. Начальная страница газеты готова (учитель демонстрирует).

(Нет знаний, информации)

 Получив, нужную информацию мы получим ответы на многие вопросы.

Вывод:

-Газета состоит из рубрик, которые содержат статьи,

иллюстрации, рассказы, стихи, рисунки, различные интересные факты.

№1ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика«Зоркий глаз».

Личностные:

формирование осознанного смысла своих учебных действий

4/

IV. Поиск решения проблемы (открытия нового знания)

Цель: подготовить учащихся к обощённой деятельности и воспроизведению на новом уровне

1. Работа

с учебником,

1, 2кл.

2.Игра «Раздели птиц на группы».

2.Работа с презентацией

«Перелётные птицы».

3.Первичное закрепление полученной информации.

4. Физкульт-

Минутка.

5.Сообщение детей по теме «Птицы леса».

6.Работа в группе.

И

Ф

И

И

И

«Полянка»

-Посмотрите, на нашу поляну прилетели наши старые знакомые и гости. Кто они? 

-Вспомните отличительные признаки птиц.

Выскажите своё мнение, для чего птицам крылья?

-А вот зачем птицам перья, на этот вопрос ответ мы найдём на страницах учебника  2 го кл.(Стр.62 кл.,)

-А первый класс поможет второму кл. выбрать слова- действия, которые относятся к слову перья.

Вывод:

Игра  «Для чего птицам перья?»

- Верно, по оперенью и крыльям мы обычно и узнаём птицу.
-А чем они отличаются друг от друга?

-Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?

Задание №1 Разминка

«Раздели на группы»

дети по очереди выходят к доске).

1.Проверка.(самооценка).

-Распределите модели птиц, называя, их на две группы.

-Выбираем только зимующих.

-Эти птицы к нам прилетают весной, как мы их называем?

-А последовательность их прилета мы восстановим поздней.

-Какова главная причина того, что осенью многие птицы
улетают от нас?

- Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

-Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

Родина птиц  -это то место где птицы, строят гнёзда и  выводят своих птенцов.

 «Кто прилетает первый?»

-Кто первый чувствует весну? (читает 1-кл., стр.51)

Слайд№10

-А кто прилетает первый вы узнаете если отгадаете загадки.

Слайд№11 Грач.

-Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом
начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачи-
ха строит гнездо на дереве. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Слайд№12  Жаворонок.

-Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками.
В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песне жаворонка. Свои гнёзда строит на земле в траве.

Слайд №13  Скворец.

-Любят дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит.  И кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки.

Скворцы появляются в конце марта. Живут скворцы в скворечниках и дуплах деревьев..

Слайд №14 Соловей.

-Словьи питаются только насекомыми. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Они

 принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.

- Люди с давних времён с большим уважением, любовью
и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, поговорок живут в народе.

- Давайте и мы объясним смысл каждой пословицы.

Задание №2.  «Объясни пословицу».

2.Проверка.(самооценка)

-А в рубрику «Литературная строка» я добавлю рассказ М.Богданова «Соловей».

Слайд№15 Ласточка.

-Прилетают ласточки в середине мая. Их легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетаю мухи и комары. Свои гнезда они строят под крышей дома человека. Из глины, травы, воды.

Слайд№ 16 Аист.

-В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом на крыше которого построит своё гнездо. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету. А ещё они не умеют петь. А только шипят и издают звуки своим клювом. Питаются аисты рыбой, мышами, змеями, лягушками.

-А вот чем аист отличается от журавля и цапли? Ответ на этот вопрос найдёте в рубрике «Это интересно».

-Вы хорошо отгадывали загадки, и в нашу газету я ещё добавлю загадки о перелётных птицах.

-На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной?

Вывод:

Задание №3

 «Накорми птицу»(дети выполняют на карточках).

3.Проверка.Самооценка.

С.№17

 Задание №4 «Где, чей дом?»

4Проверка.Самооценка.

С.№18

Физкультминутка

С.№19

Музыка.

Руки подняли и помахали –

Это деревья шумят.

В сторону руки и помахали –

Это к нам птицы летят.

Кружимся, кружимся,

В танце весёлом

Гнёздышки строят они.

Быстро присели, руки сложили –

Просят они тишины.

Встали и тихо за парты все сели.

Знанья нам очень важны.

- С такой дружной компанией  мы

отправляемся в весенний лес.

- А как надо вести себя в лесу?

-В рубрику «Мы друзья природы» я добавлю памятку.-

Какая главная причина, что одни жиаут в лесу, адругие о

Задание №5. «Угадай птиц леса по описанию».Самооценка.

 Слайд № 20-21

Слайд№ 22-23

Слайд№ 24-25

(самооценка)

Сообщение детей о птицах леса.

-Ребята нашего класса подготовили сообщения о птицах, которых можно встретить и в парках и наших  леса. И сейчас мы их послушаем.

«Почему птицы  поют?»

-Когда поют люди?

-А для чего птицы пою?   Чтобы ответить на этот вопрос мы создадим экспертную группу. Повторим правила работы в группах. 

«Почему птицы  поют?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «поют» и сделайте вывод:

Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?».  Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

Вывод -1кл.

(Птицы)

(Имеются крылья, тело покрыто перьями.)

(Летать)

(Защищаться от перегрева, холода и ушибов, летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде)

(Формой тела, клюва,
цветом оперенья, голосом и т. д.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  (Птицы перелётные
и птицы зимующие.)

(Отсутствие пищи: насекомых и рыб.)

(Появление насекомых и рыбы)

Читают хорошо читающие дети.(Овсянка, синица ,чиж)

 

Пословицы ,собранные детьми вывешиваю на доску.

№2ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика«Литературная строка»№2

№3ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика«Это интересно»№3

№1ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика « Подумай»№4.

Вывод:(Птицы строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

№5ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика «Мы друзья природы» №5

Ребята, помните!

Нельзя разорять гнёзда птиц.

Стрелять в них из рогаток!

Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.

 Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

(Синицы, сороки, вороны)

Правила работы в группах

1.Вежливо обращайтесь друг с другом.

2.Выслушивайте мнение каждого.

3.Не перебивайте говорящего.

4.Доказывайте свои версии.

5.В группе ответы дает каждый.

6.Умеешь сам - научи другого.

Карточки 1.

привлекают внимание самочек

охраняют территорию

предупреждают об опасности

сигнал, помогающий не потеряться

сигнал, созывающий вместе

не служит ни для какой цели

высматривать добычу на земле

кормят птенцов

Познавательные:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя,по воспроизведению в памяти).

Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и классификацию.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи

Личностные: следуют нормам здоровьесберегающего поведения

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания


23

V.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.

1.Самопроверка по эталону

И

-Проверим, как внимательно вы слушали и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.

-Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.

1.Перья птицам необходимы

             для того, чтобы:

С№26

а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

б) защищаться от перегрева, холода и ушибов

в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде

-Самооценка

2.Птицы поют для того, чтобы:

С№27

а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности

б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта

в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов

-Самооценка

3.Птицы весной:

С№28

а)  строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов, охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей.

б)  воркуют, щебечут, чирикают, летают. 

-Самооценка.

 

(Дети выступают с сообщениями).

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивные:

- проверить выполнение задания и вносить корректировку

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи

Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и классификацию.

VI.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Фиксация во внешней речи причины затруднения

-Что на уроке у вас не получалось, вызывало затруднения?

-Что запомнилось?

-Что было интересно?

-Вы довольны своей работой?

Регулятивные: контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

1/

VII.Итог

урока.

Рефлексия

Цель: Оценка учащимися своей учебной деятельности

-А теперь возьмите листочки самооценки и посчитайте,  каких дней у вас больше пасмурных, облачных, солнечных.

-Я вам раздам  «жаворонков» вестников весна. Разместите их на том месте, каких дней у вас получилось больше.

И вы увидите свой результат работы.

-Вы заметили, что одна из рубрик осталась? Сюда я размещу статью о празднике «Березола».Люди радовались тому, что с каждым днём приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как бы летящих, и с хохолками. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками».

-За хорошую работу я вам раздам тоже жаворонков, а творческим заданием вам будет раскрасить вестников весны, и придумать закличку.

(Дети выходят к доске и оценивают свою работу).

№6ПРОЕКТ« Юный эколог»

Рубрика«Это интересно»№6

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для предоставления результатов.

1/

Выставление оценок.

-Как вы думаете, удалось нам  ответить на вопросы, поставленные вначале

урока. Посмотрите, у нас получилось

обновить все рубрики нашей газеты? ----Где вы можете  найти много интересного. Почему мы рады прилёту птиц?

 -Верно  Птицы – красота природы.- Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одну птицу, ни одно живое  существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает. 

(Птицы – красота природы).

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого материала

4/

.Задание на дом.

Творческое, задание на дом у вас есть, а 2-кл., подготовить пересказ по выбору.

1/

Итого: 45/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС

Класс:  2 «Б» классПредмет:  Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века

Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что  данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только мате...

технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века" "А. А. Блок. "Россия"

ТемаА. А. Блок. «Россия»Цели Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысл...

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...