II. Мотивация познавательной деятельности
Цель: введение в учебную деятельность. | 1.Речевая разминка.
2.Разгадывание загадки.
3.Повторение ранее изученного.
3.Разгадывание загадки.
| Ф
И
| Речевая разминка. Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. С. №2 Наш урок - урок секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному И научишься всему! -Отгадайте, о каком времени года идёт речь? Я раскрываю почки В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движения полна… Зовут меня … С. № 3
-Назовите весенние месяцы. Как в народе называют месяц март. Почему? Послушайте звуки весны и запомните их. -А сейчас посмотрите, где мы с вами оказались? .С.№4 - Как изменилась температура воздуха с приходом весны! – Что произошло с почвой? – Если потеплело, то что стало с водоемами? – Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной? - А на водоемах, если растаял лед? - Если появились первые цветы, то кто появился? -С появлением насекомых, кто прилетает? - Так как одним предложением, сказать какие изменения происходят с приходом весны? - Сделайте вывод.(2-кл.). Вывод:
С№5 -Какие царства живой природы вы знаете? (1-кл.) -Какое царство пропущено? -Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек». -Какие природные сообщества вы знаете? (2-кл). -Что такое сообщество? -А какое природное сообщество здесь отсутствует? В сообщество леса мы отправимся поздней. -А сейчас определить тему нашего урока, нам поможет загадка . С.№ 6 Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку: Длинный клюв и 2 крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это …..(птица). -Определите тему урока? Какие звуки мы слышали в начале урока? -Когда это происходит? - Сформулируйте тему урока. С№7
Тема урока: Птичьи разговоры весной. С.№8
Цели: 1. Познакомиться с изменением в жизни птиц с приходом весны. Формировать представлений о птицах леса. 2. Учиться работать с разными источниками информации, делать выводы. 3Учиться работать и сотрудничать с товарищами, оценивать свою работу.
-У вас на партах лежат листы с изображением ясного, облачного и пасмурного дня. Напротив выполненного задания, если вы его выполнили правильно и вам, оно понравилось – вы раскрашиваете ясный день -солнышко; если вам понравилось, но не все было понятно облачно – солнышко из-за тучки; а если не понравилось и ничего не понятно – пасмурно тучку. Погода сегодняшнего дня зависит от вас, а может и всей весны!
|
(Весна)
(Март, апрель, май) (Март – капель)
(Полянка)
(Потеплело)
(Снег сошел, почва оттаяла) (Лед на водоемах растаял) (Зазеленела трава, появились первые цветы) (Проснулись рыбы)
(Насекомые)
(Птицы)
1.С приходом весны изменения произошли в живой и неживой природе. 2.В природе всё взаимосвязано.
(по одному адресу « прописаны»разные живые существа, обитают в одном месте, связаны между собой)
(Птицы) (Голоса птиц) (Пение)
(Весной)
| Личностные: проявлять позитивное отношение к познанию и учёбе.
Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
| 2
|
IV. Поиск решения проблемы (открытия нового знания)
Цель: подготовить учащихся к обощённой деятельности и воспроизведению на новом уровне
|
1. Работа с учебником, 1, 2кл.
2.Игра «Раздели птиц на группы».
2.Работа с презентацией «Перелётные птицы».
3.Первичное закрепление полученной информации.
4. Физкульт- Минутка.
5.Сообщение детей по теме «Птицы леса».
6.Работа в группе.
| И
Ф
И
И
И
| «Полянка» -Посмотрите, на нашу поляну прилетели наши старые знакомые и гости. Кто они? -Вспомните отличительные признаки птиц. Выскажите своё мнение, для чего птицам крылья? -А вот зачем птицам перья, на этот вопрос ответ мы найдём на страницах учебника 2 го кл.(Стр.62 кл.,) -А первый класс поможет второму кл. выбрать слова- действия, которые относятся к слову перья. Вывод:
Игра «Для чего птицам перья?» - Верно, по оперенью и крыльям мы обычно и узнаём птицу. -А чем они отличаются друг от друга? -Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими? Задание №1 Разминка «Раздели на группы» дети по очереди выходят к доске). 1.Проверка.(самооценка). -Распределите модели птиц, называя, их на две группы. -Выбираем только зимующих. -Эти птицы к нам прилетают весной, как мы их называем? -А последовательность их прилета мы восстановим поздней. -Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? - Что позволяет птицам вернуться весной в родные края? -Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. Родина птиц -это то место где птицы, строят гнёзда и выводят своих птенцов. «Кто прилетает первый?» -Кто первый чувствует весну? (читает 1-кл., стр.51) Слайд№10 -А кто прилетает первый вы узнаете если отгадаете загадки. Слайд№11 Грач. -Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачи- ха строит гнездо на дереве. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. Слайд№12 Жаворонок. -Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песне жаворонка. Свои гнёзда строит на земле в траве. Слайд №13 Скворец. -Любят дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. И кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки. Скворцы появляются в конце марта. Живут скворцы в скворечниках и дуплах деревьев.. Слайд №14 Соловей. -Словьи питаются только насекомыми. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Они принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. - Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, поговорок живут в народе. - Давайте и мы объясним смысл каждой пословицы. Задание №2. «Объясни пословицу». 2.Проверка.(самооценка) -А в рубрику «Литературная строка» я добавлю рассказ М.Богданова «Соловей». Слайд№15 Ласточка. -Прилетают ласточки в середине мая. Их легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетаю мухи и комары. Свои гнезда они строят под крышей дома человека. Из глины, травы, воды. Слайд№ 16 Аист. -В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом на крыше которого построит своё гнездо. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету. А ещё они не умеют петь. А только шипят и издают звуки своим клювом. Питаются аисты рыбой, мышами, змеями, лягушками. -А вот чем аист отличается от журавля и цапли? Ответ на этот вопрос найдёте в рубрике «Это интересно».
-Вы хорошо отгадывали загадки, и в нашу газету я ещё добавлю загадки о перелётных птицах.
-На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? Вывод:
Задание №3 «Накорми птицу»(дети выполняют на карточках). 3.Проверка.Самооценка. С.№17 Задание №4 «Где, чей дом?» 4Проверка.Самооценка. С.№18
Физкультминутка
С.№19 Музыка. Руки подняли и помахали – Это деревья шумят. В сторону руки и помахали – Это к нам птицы летят. Кружимся, кружимся, В танце весёлом Гнёздышки строят они. Быстро присели, руки сложили – Просят они тишины. Встали и тихо за парты все сели. Знанья нам очень важны.
- С такой дружной компанией мы отправляемся в весенний лес. - А как надо вести себя в лесу? -В рубрику «Мы друзья природы» я добавлю памятку.- Какая главная причина, что одни жиаут в лесу, адругие о
Задание №5. «Угадай птиц леса по описанию».Самооценка.
Слайд № 20-21 Слайд№ 22-23 Слайд№ 24-25 (самооценка)
Сообщение детей о птицах леса. -Ребята нашего класса подготовили сообщения о птицах, которых можно встретить и в парках и наших леса. И сейчас мы их послушаем. «Почему птицы поют?» -Когда поют люди? -А для чего птицы пою? Чтобы ответить на этот вопрос мы создадим экспертную группу. Повторим правила работы в группах. «Почему птицы поют?» Текст для работы Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют» и сделайте вывод: Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта. Вывод -1кл.
|
(Птицы) (Имеются крылья, тело покрыто перьями.) (Летать)
(Защищаться от перегрева, холода и ушибов, летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде)
(Формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т. д.)
(Птицы перелётные и птицы зимующие.)
(Отсутствие пищи: насекомых и рыб.) (Появление насекомых и рыбы)
Читают хорошо читающие дети.(Овсянка, синица ,чиж)
Пословицы ,собранные детьми вывешиваю на доску.
№2ПРОЕКТ« Юный эколог»
Рубрика«Литературная строка»№2
№3ПРОЕКТ« Юный эколог»
Рубрика«Это интересно»№3
№1ПРОЕКТ« Юный эколог»
Рубрика « Подумай»№4.
Вывод:(Птицы строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов.)
№5ПРОЕКТ« Юный эколог»
Рубрика «Мы друзья природы» №5 Ребята, помните! Нельзя разорять гнёзда птиц. Стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
(Синицы, сороки, вороны)
Правила работы в группах 1.Вежливо обращайтесь друг с другом. 2.Выслушивайте мнение каждого. 3.Не перебивайте говорящего. 4.Доказывайте свои версии. 5.В группе ответы дает каждый. 6.Умеешь сам - научи другого.
Карточки 1. привлекают внимание самочек | охраняют территорию | предупреждают об опасности | сигнал, помогающий не потеряться | сигнал, созывающий вместе |
| не служит ни для какой цели | высматривать добычу на земле | кормят птенцов |
| Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение формировать умение осознавать и формулировать проблему
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя,по воспроизведению в памяти).
Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и классификацию.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач, развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи
Личностные: следуют нормам здоровьесберегающего поведения
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
| 23 |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.
|
1.Самопроверка по эталону
| И | -Проверим, как внимательно вы слушали и запомнили те сведения, которые узнали о птицах. -Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом. 1.Перья птицам необходимы для того, чтобы: С№26
а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест. |
| б) защищаться от перегрева, холода и ушибов
|
| в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде |
|
-Самооценка 2.Птицы поют для того, чтобы: С№27 а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности |
| б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта |
| в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов
|
|
-Самооценка
3.Птицы весной: С№28 а) строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов, охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей.
|
| б) воркуют, щебечут, чирикают, летают.
|
|
|
-Самооценка.
|
(Дети выступают с сообщениями).
|
Познавательные: - выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивные: - проверить выполнение задания и вносить корректировку
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи
Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и классификацию.
|
|