Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ п.В.Фиагдон
План – конспект
открытого урока
Предмет: «Окружающий мир»
4 класс
учитель начальных классов:
Гуриева А.В.
21 декабря 2017 год
Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА (Слайд 1)
Программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков
учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2014г.
Тип урока:
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообщистве; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование:мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса».
Ход урока
- 1.Организационный момент
- Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
- Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
21 декабря самый короткий день и самая длинная ночь.
II. Повторение пройденного материала
Ответьте на вопросы теста. Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
_____________________________
1. Перегной - это:
А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.
2. Участником почвообразования является:
А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.
3. Верхний, плодородный слой земли - это:
А) почва; Б) перегной; В) чернозем.
4. 1 сантиметр почвы образуется за:
А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.
5. Самый ценный вид почв в России:
А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.
Оценка____________ Проверил_________________
Взаимопроверка
Карта природных зон: Презентация слайд 2
Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.
2. Определение темы и цели урока.
Мотивация
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.
- А кто из вас скажет, что такое лес?
- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.
- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”.Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план .
Составляют план.
1. Что такое лес?
2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
3. Как обитатели леса связаны между собой?
3. Реализация построенного проекта.
- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.
Работа над новым материалом. Моделирование коллажа
- Мы с вами будем составлять коллаж : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы.(уч-ся наклеивают деревья и кустарники)
А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?
– Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)
- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)
Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)
- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?
Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
- На какой пункт плана мы ответили? (1)
Итак, мы с вами в лесу.
– Внимательно рассмотрите лес.
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
– Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Что это за ярус? (деревья)
- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (Сосна, ель, лиственница, бук, вяз,береза,осина, дуб).
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация Слайд 5
Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришвин. Слайд 6
- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)
.- Как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.
Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8
О животных. Перечислите животных смешанных широколиственных лесов. Мозговой штурм
См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаимопроверкой. Наклеить передать в др. группу свою работу V. Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10(лет)
- Какой пункт плана выполнили? (2)
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.
Работа в парах. Моделирование Цепи питания
- Сейчас мы займёмся моделированием.
- А что это такое?
- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб;
сосна (шишка)→белка→ласка→волк.
Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.
- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?
Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»
- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников, и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9
- Какой пункт плана мы выполнили? (3)
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.
Слайд 10
Нужны ли лесу грибы?
Слайд 11
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 12
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)
Слайд 13
Лесная подстилка
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Физкульминутка: Съедобное - несъедобное
5. Подведение итогов
– Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?
Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.
– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?
Плакат «Правила поведения в лесу»
– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
6. Домашнее задание.
- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника;
2) выполните задание в тетради стр.76-77
3)творческая работа «Мини – сочинения».
– продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
6. Рефлексия:
Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?
- Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10
-Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. ( оценочный лист урока)
- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 2) Карта природных зон: Презентация слайд 2
Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.
- Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
- Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)
(Слайд 3 )
- Что такое почва?
- Что считают основным свойством почвы?
(Слайд 4)
- Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?
- Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов? - Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?
(Слайд 5- 6)
- Что необходимо делать для защиты почвы?
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Слайд 7
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
- Какая задача у нас сегодня на уроке?
-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
IV. Открытие нового знания
-Что такое лес? (ответы детей) (Слайд 8-9)
(Слайд 10)
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
V. Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
(Слайд 11)
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.
VI. Работа по новой теме
Слайд 12
Работа по учебнику с.166-167
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
Слайд 13
- Вспомните, что такое цепи питания.
Слайд 14
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Слайд 15-16
Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
Слайд 17
Работа в группах
* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания
Слайд 18
Работа в тетради
с. 77 в. 4
Слайд 19
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.
Слайд 20
Нужны ли лесу грибы?
Слайд 21
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 22
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)
Слайд 23-26
Лесная подстилка
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Слайд 27
Польза леса
Слайд 28
VII. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом
Слайд 29
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке
- Я:
- узнал
- удивился
- задумался
- запомнил
- научился
- засомневался
- повторил
- не понял
Слайд 30
Д/з:
с.164 - 169, прочитать
Т.с. 76 - 77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
Презентация "Жизнь леса" к межрегиональному конкурсу "Это мои горы"
Виды уголков природы Республики Адыгея и Краснодарского края. Застывшие мгновения жизни леса подсмотренные автором презентации....
Жизнь леса. Лес — природное сообщество
Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...
Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...