Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гуриева Аксана Владимировна

Конспект открытого  урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa.docx194.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ п.В.Фиагдон

nat2

План – конспект

                     открытого  урока

Предмет: «Окружающий мир»

                      4 класс

                                       учитель начальных классов:

                                       Гуриева  А.В.

                                               21 декабря 2017 год

 

Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА (Слайд 1)

Программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков

учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2014г.

Тип урока:

      Цели урока:

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообщистве; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.

       Оборудование:мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса».

                                                     Ход урока

  • 1.Организационный момент 
  • Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
  • Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

21 декабря самый короткий день и самая длинная ночь.

II. Повторение пройденного материала

Ответьте на вопросы теста. Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

_____________________________

1.        Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2.        Участником почвообразования является:

А) мышь;     Б) крот;    В) дождевой червь.

3.        Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва;     Б) перегной;     В) чернозем.

4.        1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет;     Б) 300 лет;     В) 3000 лет.

5.        Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая;     Б) черноземная;     В) болотная.

Оценка____________    Проверил_________________

Взаимопроверка

Карта природных зон: Презентация слайд 2

Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.

2. Определение темы и цели урока.

    Мотивация 

Весной веселит,

 летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

осенью умирает,

Весной опять оживает? (Лес)

О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!
 

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.

- А кто из вас скажет, что такое лес?

- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.

- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.

- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”.Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)

- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план .

Составляют план.

1. Что такое лес?

2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

3. Как обитатели леса связаны между собой?

3. Реализация построенного проекта.

- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Работа над новым материалом. Моделирование коллажа

- Мы с вами будем составлять коллаж : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

 «Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы.(уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?

– Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

 Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

- На какой пункт плана мы ответили? (1)

Итак, мы с вами в лесу.

– Внимательно рассмотрите лес.

– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.

По научному лесные «этажи» называют ярусами.

- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

 – Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (Сосна, ель, лиственница, бук, вяз,береза,осина, дуб).

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация  Слайд 5

Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришвин. Слайд 6

- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)

.- Как вы думаете, лесу грибы нужны?

- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.

Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8

 О животных. Перечислите животных смешанных широколиственных лесов. Мозговой штурм

См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаимопроверкой. Наклеить передать в др. группу свою работу V. Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10(лет)

- Какой пункт плана выполнили? (2)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.

Работа в парах. Моделирование Цепи питания

- Сейчас мы займёмся моделированием.

- А что это такое?

- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например:  ель → жук→дятел→ястреб;

 сосна (шишка)→белка→ласка→волк.

Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?

Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»

- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников, и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )

– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)

Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.

  Слайд 10

Нужны ли лесу грибы?

  Слайд 11

Работа по учебнику

Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»

Слайд 12

Значение грибов для леса

- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.         

- Грибами питаются и лечатся животные.

- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней,  упавших сучьев, отмершей листвы)

Слайд 13

Лесная подстилка

  Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.

Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Физкульминутка: Съедобное - несъедобное

5. Подведение итогов

 – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?

 Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообщаЖивотные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.

– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?

Плакат «Правила поведения в лесу»

– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля, 

Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

6. Домашнее задание.

- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника;

2) выполните задание в тетради стр.76-77

3)творческая работа «Мини – сочинения».

– продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …

6. Рефлексия:

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?

- Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10

-Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. ( оценочный лист урока)

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 2) Карта природных зон: Презентация слайд 2

Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.

  • Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)

     (Слайд 3 )

  1. Что такое почва?
  2. Что считают основным свойством почвы?

(Слайд 4)

 - Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?

-  Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов?                                               - Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?

(Слайд 5- 6)

- Что необходимо делать для защиты почвы?

III. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку.

Весной веселит,

 летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

осенью умирает,

Весной опять оживает? (Лес)

 - О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)

Слайд 7

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои.

- Какая задача у нас сегодня на уроке?

-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?

IV. Открытие нового знания

-Что такое лес? (ответы детей)  (Слайд 8-9)

       (Слайд 10)

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.

По научному лесные «этажи» называют ярусами.

V. Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

(Слайд 11)

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.

VI. Работа по новой теме

Слайд 12

Работа по учебнику с.166-167

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

Слайд 13

- Вспомните, что такое цепи питания.

Слайд 14

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Слайд 15-16

Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Слайд 17

Работа в группах

* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания

Слайд 18

Работа в тетради
с. 77 в.  4

  Слайд 19

Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.

  Слайд 20

Нужны ли лесу грибы?

  Слайд 21

Работа по учебнику

Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»

Слайд 22

Значение грибов для леса

- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.         

- Грибами питаются и лечатся животные.

- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней,  упавших сучьев, отмершей листвы)

Слайд 23-26

Лесная подстилка

  Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.

Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

 Слайд 27

Польза леса

Слайд 28

VII. Итог урока

- Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом

Слайд 29

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

  • Я:
  • узнал
  • удивился
  • задумался
  • запомнил
  • научился
  • засомневался
  • повторил
  • не понял

Слайд 30

Д/з:

 с.164 - 169, прочитать

Т.с. 76 - 77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Презентация "Жизнь леса" к межрегиональному конкурсу "Это мои горы"

Виды уголков природы Республики Адыгея и Краснодарского края. Застывшие мгновения жизни леса подсмотренные автором презентации....

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...