Урок окружающего мира. Воздух - это смесь газов.
план-конспект по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру.
Воздух - это смесь газов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira._vozduh_-_eto_smes_gazov.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир 3 класс
Тема: Воздух-смесь газов.
Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;
Задачи:
- познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;
- развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;
Метапредметные: научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;
Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
- оборудование для проведения опытов;
- карточки для кластера;
- «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.»;
- мини-кластеры по группам;
-Экологические задачи (раздаточный материал);
- индивидуальные оценочные листы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк Окружающий нас мир
Начинается урок. Интересно познавать.
Тихо девочки за парту сели, Его тайны и загадки
Тихо мальчики за парту сели. Мы готовы разгадать.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.
Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)
- Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача - угадать и привести примеры.
Банка сокровищ.
- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)
- А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)
- Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке?(нет) Посмотрите внимательно.(нет, ничего)
- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище: « Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Что это?»
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь?
- Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем на конференции, составим кластер.
- Как мы сможем ответить на вопросы, которые поставим перед собой? (проведём опыты или исследования, используем жизненный опыт, воспользуемся материалом учебника и помощью учителя).
3.Постановка проблемы.
Работа с текстом.
- Про воздух говорят: « Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:1) Что такое воздух? 2) Какой газ самый важный и почему? 3) Что такое атмосфера? 4) Сколько человек может прожить без воздуха?
Заполнение диаграмм.
Заполнение диаграмм « Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:
Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.
- Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
Физминутка.
4.Совместное открытие знаний.
Доказываем реальность воздуха.
- Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?
- Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах ( 1 мин): мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы - это лаборатории.
Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)
Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)
Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Свойства воздуха.
- Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.
1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?
Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.
2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?
Вывод: воздух легче воды.
3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?
Вывод: воздух сжимаем и упруг.
4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
Вывод: воздух не имеет запаха.
Опыт 5. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)
Вывод: воздух поддерживает горение.
-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)
Опыт 6. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.
Опыт 7. Разбор опыта в учебнике.
- Что происходит? Почему это стало возможным?
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер. Послушаем стихотворение о свойствах воздуха (3 учащихся):
Он прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,
Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,
Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла
Он окутывает нас. И лежит на них каймой.
Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,
Пахнет свежестью смолистой, Мы о нём не говорим.
Пахнет дубом и сосной. Просто мы его вдыхаем -
Ведь он нам необходим.
Физминутка
5.Первичное закрепление.
Работа в группах.
- Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: « Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
- Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.
Телеграмма.
- Казалось бы человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле? К нам пришла телеграмма: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Жители города».
- Выберите и наклейте, что является источником загрязнения воздуха (работа в парах с картинками).
Экологические задачи.
- Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Установка очистных сооружений)
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Озеленение окружающей среды)
Тест « Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.
- О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.
Кислород (Д) Азот (М)
- Какими свойствами обладает воздух?
Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)
- Что может навредить воздуху?
Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)
- Может ли человек долго обходиться без воздуха?
Да (П) Нет (Г)
- Послушаем стихотворение « Берегите свою планету»
6.Подведение итогов. Рефлексия.
- Назовите тему урока одним словом. ( воздух)
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? ( жизнь)
- Заполните индивидуальный оценочный лист.
- Приём « Светофор». С помощью стикера покажите, как усвоен материал:
Тема непонятна –
Остались вопросы –
Я всё понял –
7.Домашнее задание. ( по выбору)
- Нарисовать рисунок на формате А4, написать не менее 5 правил: « Как сделать город чистым»;
- подготовить сообщение о воздухе;
- составить кроссворд по теме « Воздух».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Презентация к уроку окружающего мира Воздух вокруг нас 3 класс
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха...
урок окружающего мира "Воздух"
Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Тема: «Воздух и его свойства воздуха».Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской де...
Презентация к уроку окружающего мира "Воздух"
Красочная презентация к уроку окружающего мира...
Урок окружающего мира "Воздух и его свойства" в 3 классе
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (Школа России)...
Конспект урока окружающего мира " Воздух и его охрана" ( УМК " Школа России", 3 класс )
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: Тема: «Воздух и его охрана»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»...
Конспект урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Воздух и его охранаЦели деятельности учителя: формирование представлений о составе и свойствах воздуха и как его беречьПланируемые результатыПредметные:Знать соста...