Разработка урока "Как устроен организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гребенкина Наталия Геннадиевна

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «КАК УСТРОЕН ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Цель урока:  Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма.

Задачи урока:

1. Развивать умение классификации систем органов по их роли в организме (совершающие разнообразную работу, восстанавливающие силы, управляющие организмом) и умение ими сознательно управлять.

2. В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.

3. Развивать умение самостоятельно работать с учебником, дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.

Основные понятия: орган, система органов.

(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Создание в классе положительного эмоционального настроя.

- Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения этому предмету, что больше всего понравилось?

- Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.

а о и й к ж р ю щ у и м р   (окружающий мир)

 у ж е х е ю л с п а в о !

- Переверните карточки и прочитайте.

Желаю успехов!

3. Актуализация знаний.

- Какие живые организмы вам известны?

(производители, потребители, разрушители)

- Чем животные отличаются от других живых организмов?

(клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических)

- Чем позвоночные отличаются от других животных?

(позвоночные имеют скелет)

- В чём своеобразие строения млекопитающих?

(самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком; их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу; человек тоже относится к млекопитающим)

- Как называется самая маленькая часть организма?

(клетка)

(слайд 1)

- Что происходит в клетке?

(в клетке происходит обмен веществ; клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ)

- Группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?

(ткань)

- Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?

(орган)

- Какие органы вы знаете?

(обучающиеся перечисляют)

4. Постановка проблемного вопроса.

- Зачем человеку столько органов?

5. Поиск решения проблемы.

- Каждый орган в организме человека выполняет свою определённую функцию.

(дети кратко рассказывают о задачах разных органов)

Человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.

7. Объяснение нового материала.

(слайд 2)

(обучающиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма)

  • Голова – часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств – зрения, слуха, обоняния и вкуса.
  • Туловище – часть тела, состоящее из груди и живота, в котором находятся внутренние органы.
  • Руки – органы манипуляции внешними предметами.
  • Ноги – органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве.

- Может ли один орган выполнять общую задачу организма?

- С помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму.

- Каждый орган выполняет только свою определённую работу.

- Один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.

8. Совместное открытие знаний.

- Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

(органы должны работать согласовано)

- Итак, из чего состоит наш организм?

(из органов)

- А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?

Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов.

- Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?

(мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях)

(слайд 3)

- Рассмотрите рисунок.

- Назовите органы.

(обучающиеся дают краткую характеристику каждому)

- Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки; глаза, чтобы видеть предметы; нос – ощущать запахи; язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.

- К какой системе относятся перечисленные органы человека?

- Какую роль в организме играет данная система.

(вывод делают дети)

(самостоятельно заполняется таблица: часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов)

- Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет.

(слайд 4)

(совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система; дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме)

- Кости черепа защищают головной мозг; грудная клетка защищает сердце и лёгкие; кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук; позвоночник создаёт опору всему скелету; тазовый пояс даёт опору внутренним органам; кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног.

(после обсуждения заполняется таблица)

- Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться.

9. Физминутка (упражнения для глаз).

- Исходное положение – сидя.

- Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).

- Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый угол (4 раза).

- Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».

- Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4 раза).

- Перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).

(слайд 5)

(краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения)

- Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части переваривается. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.

(заполняется таблица)

- Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией.

(слайд 6)

(рассматривается схема выделительной системы человека; называются органы; даётся краткая характеристика каждому)

- Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.

(заполняется таблица)

- Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.

(слайд 7)

(обучающиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека; заполняется таблица)

- Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

(слайд 8)

(рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения; заполняется таблица)

- Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.

(слайд 9)

(рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им; определяется роль нервной системы в организме человека)

- Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

(заполняется таблица)

- Нервная система управляет всем организмом.

(слайд 10)

(рассматриваются рисунки; определяются функции кожи; заполняется таблица)

 

- Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.

- Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка, и его связь с организмом матери до рождения. Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

- Что выполняет каждая система органов?

Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить.

10. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

11. Итог урока.

- Можно ли заменить систему органов?

- Почему?

- Какие системы органов различают у человека?

- Какие органы дают нам возможность двигаться?

- Какие органы позволяют организму усваивать необходимые вещества?

- Какая система органов позволяет человечеству пополнять свою численность?

12. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клетка

Слайд 2

Внешнее строение человека голова туловище рука нога

Слайд 3

Органы чувств

Слайд 4

Опорно- двигательная система кости черепа грудная клетка кости верхней конечности позвоночник тазовый пояс кости нижней конечности

Слайд 5

Органы пищеварения пищевод слюнные железы желудок печень поджелудочная железа тонкая кишка толстая кишка прямая кишка

Слайд 6

Органы выделения

Слайд 7

Органы дыхания носовая полость трахея лёгкие

Слайд 8

Органы кровообращения сердце сосуды

Слайд 9

Нервная система головной мозг спинной мозг нервы

Слайд 10

Кожа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как устроен организм человека? Любой организм состоит из … органов.

Слайд 2

Как устроен организм человека? Группа органов, связанная друг с другом и совместно выполняющая общую задачу в организме система органов.

Слайд 3

Системы органов человеческого тела: 1 . Опорно–двигательная система. 2. Органы пищеварения. 3. Органы выделения. 4. Органы дыхания. 5. Органы кровообращения. 6. Нервная система. 7. Органы чувств.

Слайд 4

Опорно – двигательная система Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создает организму опору. Мышцы, сокращаясь, позволяют телу двигаться.

Слайд 5

Органы пищеварения Органы пищеварения снабжают организм человека «строительным материалом», за счёт которого происходит рост и обновление клеток, снабжает организм энергией.

Слайд 6

Органы дыхания Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

Слайд 7

Органы выделения Органы выделения выводят из организма вредные вещества.

Слайд 8

Органы кровообращения Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие –из клеток.

Слайд 9

Нервная система Управляет слаженной работой организма благодаря сигналам, распространяющимся по нервам .

Слайд 10

Органы чувств Снабжают информацией о состоянии внутренней и внешней среды.

Слайд 11

К О Ж А Выполняет защитную, выделительную, чувствительную функции.

Слайд 12

Органы размножения Обеспечивают зарождение человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100

Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок.  Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...

Урок ОМ Как устроен организм человека в 4 классе

Хочу поделиться материалами, которые помогут учителю провести урок интересно с минимальными затратами драгоценного времени. Удачи, коллеги!...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....

Как устроен организм человека

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека" по программе  "Школа 2100" (автор А.А.Вахрушев)...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс

Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...