Разработка урока "Как устроен организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._kak_ustroen_organizm_cheloveka.doc | 48.5 КБ |
urok_1_a._kak_ustroen_organizm_cheloveka.ppt | 804.5 КБ |
urok_1_b._kak_ustroen_organizm_cheloveka.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «КАК УСТРОЕН ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»
Цель урока: Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма.
Задачи урока:
1. Развивать умение классификации систем органов по их роли в организме (совершающие разнообразную работу, восстанавливающие силы, управляющие организмом) и умение ими сознательно управлять.
2. В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.
3. Развивать умение самостоятельно работать с учебником, дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
Основные понятия: орган, система органов.
(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Создание в классе положительного эмоционального настроя.
- Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения этому предмету, что больше всего понравилось?
- Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.
а о и й к ж р ю щ у и м р (окружающий мир)
у ж е х е ю л с п а в о !
- Переверните карточки и прочитайте.
Желаю успехов!
3. Актуализация знаний.
- Какие живые организмы вам известны?
(производители, потребители, разрушители)
- Чем животные отличаются от других живых организмов?
(клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических)
- Чем позвоночные отличаются от других животных?
(позвоночные имеют скелет)
- В чём своеобразие строения млекопитающих?
(самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком; их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу; человек тоже относится к млекопитающим)
- Как называется самая маленькая часть организма?
(клетка)
(слайд 1)
- Что происходит в клетке?
(в клетке происходит обмен веществ; клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ)
- Группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?
(ткань)
- Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?
(орган)
- Какие органы вы знаете?
(обучающиеся перечисляют)
4. Постановка проблемного вопроса.
- Зачем человеку столько органов?
5. Поиск решения проблемы.
- Каждый орган в организме человека выполняет свою определённую функцию.
(дети кратко рассказывают о задачах разных органов)
Человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.
7. Объяснение нового материала.
(слайд 2)
(обучающиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма)
- Голова – часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств – зрения, слуха, обоняния и вкуса.
- Туловище – часть тела, состоящее из груди и живота, в котором находятся внутренние органы.
- Руки – органы манипуляции внешними предметами.
- Ноги – органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве.
- Может ли один орган выполнять общую задачу организма?
- С помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму.
- Каждый орган выполняет только свою определённую работу.
- Один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.
8. Совместное открытие знаний.
- Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?
(органы должны работать согласовано)
- Итак, из чего состоит наш организм?
(из органов)
- А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?
Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов.
- Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?
(мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях)
(слайд 3)
- Рассмотрите рисунок.
- Назовите органы.
(обучающиеся дают краткую характеристику каждому)
- Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки; глаза, чтобы видеть предметы; нос – ощущать запахи; язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.
- К какой системе относятся перечисленные органы человека?
- Какую роль в организме играет данная система.
(вывод делают дети)
(самостоятельно заполняется таблица: часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов)
- Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет.
(слайд 4)
(совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система; дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме)
- Кости черепа защищают головной мозг; грудная клетка защищает сердце и лёгкие; кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук; позвоночник создаёт опору всему скелету; тазовый пояс даёт опору внутренним органам; кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног.
(после обсуждения заполняется таблица)
- Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться.
9. Физминутка (упражнения для глаз).
- Исходное положение – сидя.
- Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).
- Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый угол (4 раза).
- Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».
- Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4 раза).
- Перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).
(слайд 5)
(краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения)
- Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части переваривается. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.
(заполняется таблица)
- Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией.
(слайд 6)
(рассматривается схема выделительной системы человека; называются органы; даётся краткая характеристика каждому)
- Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.
(заполняется таблица)
- Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.
(слайд 7)
(обучающиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека; заполняется таблица)
- Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
(слайд 8)
(рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения; заполняется таблица)
- Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
(слайд 9)
(рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им; определяется роль нервной системы в организме человека)
- Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.
(заполняется таблица)
- Нервная система управляет всем организмом.
(слайд 10)
(рассматриваются рисунки; определяются функции кожи; заполняется таблица)
- Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.
- Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка, и его связь с организмом матери до рождения. Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.
- Что выполняет каждая система органов?
Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить.
10. Самостоятельная работа в рабочей тетради.
11. Итог урока.
- Можно ли заменить систему органов?
- Почему?
- Какие системы органов различают у человека?
- Какие органы дают нам возможность двигаться?
- Какие органы позволяют организму усваивать необходимые вещества?
- Какая система органов позволяет человечеству пополнять свою численность?
12. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешнее строение человека голова туловище рука нога
Органы чувств
Опорно- двигательная система кости черепа грудная клетка кости верхней конечности позвоночник тазовый пояс кости нижней конечности
Органы пищеварения пищевод слюнные железы желудок печень поджелудочная железа тонкая кишка толстая кишка прямая кишка
Органы выделения
Органы дыхания носовая полость трахея лёгкие
Органы кровообращения сердце сосуды
Нервная система головной мозг спинной мозг нервы
Кожа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как устроен организм человека? Группа органов, связанная друг с другом и совместно выполняющая общую задачу в организме система органов.
Системы органов человеческого тела: 1 . Опорно–двигательная система. 2. Органы пищеварения. 3. Органы выделения. 4. Органы дыхания. 5. Органы кровообращения. 6. Нервная система. 7. Органы чувств.
Опорно – двигательная система Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создает организму опору. Мышцы, сокращаясь, позволяют телу двигаться.
Органы пищеварения Органы пищеварения снабжают организм человека «строительным материалом», за счёт которого происходит рост и обновление клеток, снабжает организм энергией.
Органы дыхания Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
Органы выделения Органы выделения выводят из организма вредные вещества.
Органы кровообращения Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие –из клеток.
Нервная система Управляет слаженной работой организма благодаря сигналам, распространяющимся по нервам .
Органы чувств Снабжают информацией о состоянии внутренней и внешней среды.
К О Ж А Выполняет защитную, выделительную, чувствительную функции.
Органы размножения Обеспечивают зарождение человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100
Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок. Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...
Урок ОМ Как устроен организм человека в 4 классе
Хочу поделиться материалами, которые помогут учителю провести урок интересно с минимальными затратами драгоценного времени. Удачи, коллеги!...
Открытый урок по окружающему миру "Как устроен организм человека"
Урок обощения 4 класс...
Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...
Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....
Как устроен организм человека
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека" по программе "Школа 2100" (автор А.А.Вахрушев)...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс
Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...