Путешествие по материкам 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Вербицкая Ирина Анатольевна

 

Научить узнавать и показывать на карте мира все материки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Путешествие по материкам 2 класс94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ № 4 г. Сургут

Разработка урока

 «Путешествие по материкам»

по окружающему миру для 2 класса

Учитель: Вербицкая Ирина Анатольевна

Окружающий мир. 2 класс. ТЕМА: «Путешествие по материкам».

Цели урока:

I. Образовательные

- Помочь детям усвоить новое понятие «материки».

- Научить узнавать и показывать на карте мира все материки.

II. Развивающие:

- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

III.Воспитательные:

-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе.

Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации

Минимум: учащиеся  должны перечислять  материки, уметь показывать их на карте; должны узнать об особенностях каждого материка.

Понятия:  материк

Оборудование: Учебник для 2-го класса «Окружающий мир»,  ч.2. Автор А.А. Плешаков. (УМК «Школа России»), компьютер, мультимедийный проектор, карта материков.

УУД,  формируемые на уроке:

Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Мотивация

II. Определение темы и постановка целей урока

а) Словарная работа

б) Работа с физической

картой мира

 Работа на доске

в) Индивидуальная работа

III. Возникновение проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.

а) Работа с контурной картой

Работа по парам.

IV.Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний.

V. Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

VII. Закрепление новых знаний и умений.

Работа с рабочей тетрадью

Задание 2 стр. 77

Работа по учебнику

VIII. Рефлексия

IX. Домашнее задания.

X. Подведение итогов.

- Здравствуйте, ребята!  Сейчас я проведу урок   окружающего мира.

-Мне очень интересно, а любите  ли вы путешествовать?

-Подскажите, как называется раздел «Окружающего мира», который вы изучаете.

-Выберите, какие путешествия вы уже совершали.

Путешествие по Москве.

Путешествие по Оке.

Путешествие по планете.

Путешествие по материкам.

(Выбирают темы и вешают на доску).

-А по материкам вы ещё не путешествовали?

-А хотите совершить такое путешествие?

Определите тему урока. (Открываем учебники с. 118)

Прочитайте тему нашего урока.

 (Открывается тема урока на доске).

-Ребята, а зачем нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправимся в путь?

(Цели урока открываются на доске)

-  Перед тем как путешествовать по материкам, нам нужно знакомится с непонятными словами

Материк (континент) -

Маршрут -

Диспетчерский эталон -

Эталон -

Информация -

Достопримечательность -

Континент -

-А теперь внимательно все слушаем. Это физическая карта мира. Здесь расположены все материки мира. Всего шесть материков:

1) Северная Америка ( С. А - это материк, большую часть которого занимают две страны. -Соединенные Штаты Америки (США) и Канада) 

2) Южная Америка (Ю. А - материк в Западном полушарии, по площади - это четвертый  материк планеты )

3) Африка (Африка - это самый жаркий материк. Второй по величине материк после Евразии)

4) Евразия (самый большой материк, его делят на две части света: Европа и Азия)

5) Австралия (это самый малый по площади, самый сухой и малонаселенный материк нашей планеты)

6) Антарктида (Антарктида - в ней нет ни лесов, ни рек. Весь материк покрыт ледником)

-Видите, на середине доски написано слово "Материки". Мы должны вспомнить названия всех материков и приклеить на свое местоположение.

-Как вы думаете, на чём можно отправиться в путь, и успеть побывать на каждом материке за урок? 

Мчится в небе голубом

Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет

совершает самолет,

А еще быстрей - вот эта

Межпланетная ракета!

- Эти виды транспорта хороши, но какой быстрее всех названных?

Ракета - летательный аппарат, движущийся вследствие отбрасывания высокоскоростных горячих газов, создаваемых реактивным (ракетным) двигателем.

     Мы полетим с вами на ракете. И познакомимся с материками.

- С какого материка вы хотели бы начать путь?

 - Путешествие начнём с материка, на котором находится наша Родина. Мы же улетаем из родного дома.

-Полетим с материка Евразия. Осталось определиться, куда полетим. Работать будете в парах.  Каждая пара выбирает свой маршрут. Маршруты лежат в диспетчерской. Подойдите, выберите себе маршрутный лист.

- Маршруты определены. Пары отправляются в полёт к своим материкам. Сегодня вы не только путешественники, но и исследователи. Вы должны прилететь на свой материк и там найти информацию об особенностях материка. Вам помогут информационные карты. Изучите их внимательно и по возвращению расскажите, что вы узнали о материке.

А какую информацию мы можем узнать?

Эталон вывешивается на карту.

(Информационные карты прикреплены к материкам на карте мира)

- Вспомните правило работы в парах. Как должны работать товарищи?

- Наши глаза много информации прочитали и устали. Отдохнём.

Следите глазами за полетом ракеты.

- Пора возвращаться домой.

- Расскажите, что вы узнали о материках интересного.

1 пара - исследователи  Евразии.

2 пара - исследователи Северной Америки.

3 пара - исследователи Южной Америки.

4 пара - исследователи Африки.

5 пара - исследователи Австралии.

6 пара - исследователи Антарктиды.

-Вы приготовили хорошие сообщения о материках, а я приготовила вам загадки:

 

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ...

(Австралии.)

Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой …

(Африке)

Здесь горы-великаны –

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас …

(Евразии)

Там очень холодно всегда.

Там льды не тают никогда,

Кусты, деревья не растут

И птички гнёздышки не вьют.

Там постоянных нет селений,

Живут пингвины и тюлени.

На южном полюсе она

Материком размещена.

(Антарктида)

- Какой материк большую часть занимают две страны?

            (Северная Америка)

-В каком материке есть тропические леса?

                                         (Южная Америка)

 

-Открываем рабочие тетради стр. 77, задание 2

-Будем установить соответствие между названиями материков и линиями фотографии.

1) Евразия - дома

2) Северная Америка - Большой каньон

3) Южная Америка - Испанская семья

4) Австралия - сумчатые звери

5) Антарктида - пингвины

6) Африка - пирамиды

Вывод: - Читаем правило на стр.123

      На земле шесть материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка,  Африка,  Австралия,  Антарктида. Самый большой материк - Евразия, самый маленький - Австралия.

-Каждый человек должен знать и любить свою страну.

-Путешествие наше подошло к концу, если оно вам понравилось, и вы узнали много интересной информации, то наклейте на ракету красные  окошки, если были какие-то трудности в путешествии, то синие окошки, а если путешествие было сложным и чего-то не удалось, то зеленые окошки.

1. Прочитать тема стр. 118-123

2. Работа с карточками.

3. Составить  рассказ «Материк моей мечты».

- Какой материк самый большой?

- Какие животные обитают в Северной Америке?

-В каком материке течет река Амазонка?

-В ней нет ни лесов, ни рек. Климат этого материка суровый.

О каком материке идет речь?

-Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!

- Желаю вам новых интересных путешествий! Не забудьте всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение!

                                                      (слайд 1)

- Да.

- Путешествие.

-Нет

-Да

-Путешествие по материкам

- Познакомиться с географическим положением  материков.

- Научиться находить материки на карте мира.

- Узнать об особенностях каждого материка.

 

                                               

1) Евразия    2) Северная Америка

3) Южная Америка    4) Африка

5) Австралия    6) Антарктида

                                                          (слайд 2)

 - На самолёте, ракете, поезде…

                                                          (слайд 3)

- Ракета.

                                                         (слайд 4)    

 

                             

                                              (слайд 5,6, 7)

 

- Да.

Выслушиваются ответы детей.

- С Евразии.

1) Евразия - Антарктида - Австралия

2) Евразия - Северная Америка - Африка

3) Евразия - Южная Америка - Евразия

Ученики работают в парах с учебниками и информационными картами.

Работать в парах надо вместе.          

                                           

               (Слайд 8-16)

Евразия расположена в Северном полушарии. Евразия – самый большой по площади материк на Земле с очень разнообразной природой. В Евразии находится наша Родина - Россия, Республика Тыва. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию.

В Европе размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языков.

Крупнейший остров Европы – Великобритания.

Крупнейшее озеро Европы – Ладожское.

Самая длинная река – Волга.

А́зия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию.

Высочайшая вершина мира Джомолунгма  в Гималаях (8848 м).

Озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты Земля.

Китай - крупнейшее по численности

населения государство мира.

Каспийское море — крупнейшее озеро мира.

На территории Азии расположено 54 государства.

В Азии живут представители трёх главных рас человечества — монголоидной (китайцы, корейцы, японцы), европеоидной (северяне России) и негроидной (жители юга Индии).

В Евразии водятся тигры, индийские слоны, питоны, яки, панды.

(слайд  17-22)

Северная Америка — материк в Западном полушарии, третий по площади материк нашей планеты.

Большую часть Северной Америки занимают 2страны, входящие в десятку самых развитых на нашей планете, - США и Канада.

В Северной Америке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком.

Секвойя – одно из самых высоких деревьев

на Земле.

Северной Америке водятся белые медведи, гризли, скунсы, волки, тапиры, дикобразы, койоты.

(слайд  23-26)

Южная Америка - материк в Западном полушарии, это четвертый по занимаемой площади материк планеты. По природным условиям он похож на Африку – влажные леса с яркими птицами и обезьянами и бескрайние травянистые равнины.

 Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный» материк.

Но здесь гораздо меньше пустынь и гораздо

больше гор. Это самый дождливый материк.

Водопад Анхель - самый высокий в мире

водопад, общая высота - 979 метров.

Амазонка - самая длинная и полноводная река мира. Её длина – 7100 км.

В Южной Америке водятся пумы, очковые медведи, эму, ягуары.

(слайд  27-30)

Африка - это второй по величине материк после Евразии. Африка — самый жаркий материк на Земле. Африка пересекает экватор. Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки.

Египетские пирамиды - представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

Нигде в мире не осталось столько крупных диких животных: львы, страусы, зебры, носороги, бегемоты, фламинго, жирафы, слоны, верблюды.

Нил - одна из двух величайших по протяжённости рек в мире (6670 м).

(слайд  31-33)

Австралия - это самый необычный материк земного шара континент, расположенный в Восточном и Южном полушариях Земли.  

На нём размещается только одно государство

– Австралия.  

Австралия – самый сухой материк.

Только в Австралии водятся кенгуру, коала и другие сумчатые звери, которые носят своих детёнышей в сумках на животе.

(слайд  34-36)

Антарктида – материк, расположенный на

самом юге Земли. Это самый холодный, покрытый льдом материк. На многие сотни километров в

Антарктиде простираются снежные равнины,

прерываемые иногда хребтами гор.

Из наземных животных обитают тюлени,

императорские пингвины, морские леопарды и поморники.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.

(слайд  37)

(слайд  37)

        (слайд  38)

        (слайд  38)

-Мудрая Черепаха, любительница путешествовать, придумала для вас задание. Угадайте, на каких материках сделаны эти фотографии. Соедините линиями фотографии и названия материков.

(слайд  39-40)

Дети наклеивают окошки на ракеты.

(слайд  41)

Записывают домашнее задание.

Евразия

В Северной Америке обитают белые медведи, гризли, скунсы, волки, тапиры, дикобразы, койоты

-Южная Америка

-Антарктида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по окружающему миру 2 класс "Путешествие по материкам"

Данная работа направлена на выявление знаний обучающихся о материках, их месторасположениях, особенностях....

«Путешествие по материку Евразия».Урок окружающего мира 4 класс.

Цель: Создание условий для самостоятельного усвоения учащимися  особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.Задачи:Образовательная: изучит...

Презентация к уроку Окружающий мир 4 класс "Путешествие по материку Евразия".

Я призываю вас сегодня попробовать доказать, что материк, на котором мы живем – удивительный и неповторимый и  принять участие в проекте «Материк Евразия – самый, самый, самый».  У нас...

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по материкам"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используется интерактивная доска, с помощью которой дети  разгадывают кроссворд и определяют ключевое слово, повторяют прав...