Рабочая программа по окружающему миру ,3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основании авторской Н.Ф. Виноградовой, соответстует требованиям ФГОС НОО. В программе отражены практические работы, экскурсии, опыты. Контрольные работы по разделам программы включены в соответствии методическим пособием по окружающему миру (автор Н.Ф. Виноградова 3-4 классы, М: Вентана-Граф, 2013г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_om_3_abv_klassy_2019-2020.docx | 129.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол №1 От « » 08 2019 г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей начальных классов Протокол № ____ от «____» 08 2019г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Н.В..Андрющенко
«____» 08 2019г. | «Утверждено» Директор _________В.Д. Ремпель
Приказ № ____ от «____» 08 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
предметная область
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
(68 часов)
3а, 3б, 3в, классы
Составители:
Сивер А, И. -учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория;
с.Завьялово,2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования (2009г),( приказ №375 от 06.10.2009);
Приказа Министерства образования РФ №1576 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования(2010 г.);
авторской программы «Окружающий мир » для 3класса Н.Ф.Виноградовой (2013);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ЗСОШ №1;
Положения о Рабочей Программе МБОУ ЗСОШ №1 (http://scoolzvl.ucoz.ru/)
Цели и задачи учебного предмета « Окружающий мир»
( источник : программа «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
стр 3, стр 6):
представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт , умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся
- экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания
-нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;
- исторический аспект «складывания» общерусской культуры,
развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Особое значение состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися себя, своего Я.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Преподавание предмета «Окружающий мир » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Обществознание и естествознание»(окружающий мир)ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе в объеме 68часов (2 часа в неделю). В целях выполнения ФГОС и авторской программы в полном объёме предусмотрена корректировка часов в Рабочей Программе на основании календарного учебного графика на 2019 -2020уч. год и расписания занятий через объединение близких по содержанию тем, уплотнение учебного материала в «Листе корректировки РП».
- Результаты освоения курса«Окружающий мир»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Окружающий мир» учащимися 3 класса достигаются
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты
- интеллектуальные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные: способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения,
характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом,
особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
— приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду,
вещи и т. п. разных эпох;
— называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картами,контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус,
план, карту).
Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
— проводить несложные опыты по размножению растений;
— проводить классификацию животных по классам;
выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника
Методы, средства и формы обучения в работе с одаренными детьми (высокомотивированными) и детьми, испытывающими трудности в обучении
детьми, испытывающими трудности в обучении | с одаренными детьми |
-наглядный, практический методы познания окружающего мира; -элементы творческой и поисковой деятельности: использования стимулирующего введения, проблемных вопросов; - смена форм учебной деятельности -дидактические и ролевые игры; - обсуждение текстов, видеоматериалов, участие в учебном диалоге; -стимулирование вопросов со стороны учащихся; - работа в паре и временных группах; -согласование объёма домашних заданий; - отмечать положительные моменты в работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении; -ИКТ | -методы творческого характера – проблемные, поисковые, проектные в сочетании с индивидуальной и групповой работой -роль организатора, координатора в совместно-распределённой групповой деятельности; - наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку; - дидактические и ролевые игры; игры-моделирование; -логические задачи и дискуссии по темам урока; -презентации на основе наблюдений; - задания повышенной сложности в учебнике и РТ - использование разнообразных источников и способов получения информации (справочники, энциклопедии и т. Д) -ИКТ |
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир » для 3 класса
Планирование и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Окружающий мир» для 3 класса Н.Ф.Виноградовой. Программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний содержательных линий:
Человек как биологическое существо;
Я и другие люди;
Человек и мир природы;
Человек и общество;
История родной страны.
Реализуется через учебник «Окружающий мир,3 класс в 2 частях» Н.Ф. Виноградова–М.: Вентана–Граф.
Учебный план
Класс | Объем учебного предмета | Раздел, тема | Количество учебного времени |
3 класс | 68ч | Земля – наш общий дом | 7 |
Человек изучает Землю | 4 | ||
Царства природы | 27 | ||
Наша Родина: от Руси до России | 11 | ||
Как люди жили в старину | 12 | ||
Как трудились в старину | 7 | ||
Всего | 68ч |
Практических работ- 2
Экскурсий- 6
Опытов- 4
Уроки-обобщения -2
Проверочные работы (тематический контроль) – 5 ( Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г.)
Текущий контроль по предмету, позволяющий оценить текущие и итоговые результаты обучения окружающему миру в 3 классе, реализуется через ТПО Н.Ф. Виноградова «Тетрадь для проверочных работ», окружающий мир, 3 класс,ч1,ч2 , М.: Вентана–Граф.
3. Поурочно-тематическое планирование
Кол-во часов | Темы уроков | Примечание Основные методы и приёмы |
Земля – наш общий дом - 7 ч | ||
1 | Где и когда ты живешь. | Моделирование «ленты времени». |
2 | Солнечная система. Опыт «Распространение тепла от его источника». | Работа со схемой «Солнечная система» Составление высказываний на тему «Что расскажут о Солнце люди разных профессий». Опыт (1) |
3 | Солнечная система. Опыт «Смена сезонов, дня и ночи» | Опыт (2) Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле».Обсуждение текста «Земля — шар» |
4 | Условия жизни на Земле. Опыт « Роль света и воды в жизни растений». | Опыты: проращивание семян фасоли Опыт (3) |
5 | Условия жизни на Земле. | Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле. Опыт: «Свойства воздуха». Работа со схемой «Погода». |
6 | Условия жизни на земле Экскурсия на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охрана воды от загрязнения | Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?» экскурсия (1) |
7 | Условия жизни на земле. Проверочная работа «Земля -наш общий дом» | Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г. |
Человек изучает Землю - 4 ч | ||
1/ 8 | Человек познаёт мир. | Мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов». |
2/ 9 | Человек познаёт мир . Практическая работа «Работа с картой» (1) | Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей). |
3/ 10 | Человек познаёт мир. | Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей). |
4/ 11 | Человек познаёт мир. | Работа со схемой: обобщение на тему «Способы познания окружающего мира». |
Царства природы - 27 ч | ||
1/ 12 | Бактерии | Учебный диалог: обсуждение проблемы «Какие живые существа на Земле самые маленькие?». |
2/ 13 | Грибы | «Чем грибы отличаются от растений», мини-дискуссия |
3/ 14 | Грибы | Совместная деятельность (работа в парах): рассказ- описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки). |
4/ 15 | Растения культурные и дикорастущие | Совместная деятельность (работа в группах): описательный рассказ о растении (по выбору с использованием справочной литературы). |
5/ 16 | Если бы на земле не было растений. | Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений? Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Какие растения „кормят“, „лечат“, „одевают“ человека» |
6/ 17 | Растения прекрасные, но опасные. | Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила ». |
7/ 18 | Разнообразие растений на Земле. | Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле |
8/ 19 | Разнообразие растений на Земле .Практическая работа «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами « (2) | Практическая работа (2) |
9/ 20 | Как живет растение. | Мини-дискуссия: обсуждение предположения «Верно ли высказывание, что у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?» |
10/ 21 | Как живет растение. | Опыты: «Листья содержат влагу». Учебный диалог: характеристика плодов разных растений. |
11/ 22 | Размножение растений. | Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Как долго живут растения» (на основе анализа текста и сравнения рисунков). |
12/ 23 | Размножение растений. Опыт «Состав почвы» (4) | Опыт: выращивание растения. |
13/ 24 | Размножение растений. | Учебный диалог: способы распространения растений (с ориентировкой на рисунки и подсказку). |
14/ 25 | Культурные растения в жизни человека. | Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло земледелие». |
15/ 26 | Культурные растения в жизни человека. | Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на схему). |
16/ 27 | Красная книга России. | Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге». |
17/ 28 | Красная книга России. | Учебный диалог: «Причины исчезновения растений». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках». |
18/ 29 | Разнообразие мира животных. | Мини-дискуссия: «Может ли природа жить без животных?» |
19/ 30 | Разнообразие мира животных. | Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика. |
20/ 31 | Животные –живые существа (организмы). | Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются в окружающей среде». Индивидуальное задание: классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку). |
21/ 32 | Животные –живые существа (организмы). | Учебный диалог: «Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться?» Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». |
22/ 33 | Беспозвоночные животные. | Мини-дискуссия: обсуждение предположений «Почему разные насекомые имеют различное строение?». |
23/ 34 | Беспозвоночные животные. | Воображаемая ситуация: рассказ-описание от первого лица. |
24/ 35 | Позвоночные животные. | Учебный диалог: «Особенности строения хищных рыб». Наблюдения: особенности рыбы как животного. |
25/ 36 | Позвоночные животные. | Рассматривание иллюстраций и составление рассказа- описания «Пресный и солёный водоёмы». |
26/ 37 | Природные сообщества. . Экскурсия в природное сообщество (лес). (2) | Экскурсия (2) Учебный диалог: «Почему зверей называют млекопитающими Учебный диалог: «Цепи питания» (с опорой на иллюстрации). ». |
27/ 38 | Почему люди приучили диких животных. Проверочная работа «Царство природы» | Мини-дискуссия: «Почему создают заповедники» (работа со схемой). Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г. |
Наша Родина: от Руси до России -11ч | ||
1/ 39 | Как люди узнают о прошлом. | Сюжетно-ролевая игра: «На раскопках древнего го- рода». Построение схемы «Как люди узнают о прошлом». |
2/ 40 | Восточнославянские племена. | Учебный диалог: работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне? »). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация «Мир древних славян». |
3/ 41 | Первые русские князья. | Учебный диалог: работа по карте — расположение Древнерусского государства. |
4/ 42 | Первые русские князья. | Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему? |
5/ 43 | Первые русские князья. | Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева. |
6/ 44 | Как Москва стала столицей. Урок-обобщение «Московская Русь» | Работа с картой «Московское государство»: поиск ответа на вопрос «Какие земли были присоединены с 1462 по 1503 г. к Москве?». Построение «ленты времени»: «Образование Московского государства». |
7/ 45 | Иван IV Грозный- первый русский царь. | Рассказ-описание: «Портрет Ивана Грозного» (по репродукции картины И. Глазунова «Иван Грозный»). |
8/ 46 | Пётр I Великий. | Совместная деятельность (работа в парах): ответ на вопрос «Почему Петра I называют Великим?». |
9/ 47 | Екатерина II Великая. | Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Портрет Екатерины Великой» (на основе сравнения двух репродукций картин — А. Антропова и В. Боровиковского); рассказ-рассуждение «Какой портрет можно назвать парадным и почему?». |
10/ 48 | Последний российский император Николай II. Урок –обобщение «Россия» Проверочная работа «Наша Родина от Руси до России» | Учебный диалог: «Какой была Россия при Николае II?» Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г |
11/ 49 | Советская Россия. СССР. Экскурсия в краеведческий (исторический) музей (3) | Экскурсия (3) Совместная деятельность в группах: работа со справочной литературой — поиск ответа на вопрос «Какие республики входили в состав СССР?». |
Как люди жили в старину-12 ч | ||
1//50 | Из истории имён | Совместная деятельность в группах: по отрывкам из былин предположить происхождение имён былинных героев |
2/ 51 | Какими людьми были славяне. | Дифференцированные задания: подбор пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи и доброте; анализ высказывания Н. Карамзина, ответы на вопросы по картине Г. Михайлова «Игра в жмурки». |
3/ 52 | Какими людьми были славяне. | Учебный диалог (на основе анализ текстов учебника): «Какими были наши предки — славяне?» |
4/ 53 | Скажи,какой у тебя дом. . .Экскурсия в художественный музей (4) | Экскурсия (4) |
5/ 54 | Скажи, какой у тебя дом… | Анализ последовательной серии рисунков, составление рассказа-рассуждения на тему «Как менялись на Руси постройки». |
6/ 55 | По одежке встречают. | Учебный диалог (на основе рассматривания иллюстраций): сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют нательной одеждой?». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: анализ одежды изображённых персонажей, классификация по признакам «зажиточный», «богатый», «бедный |
7/ 56 | По одежке встречают. | Совместная деятельность (в парах): анализ иллюстраций и классификация головных уборов; выдвижение предположения — поиск ответа на вопрос «Какие головные уборы носили богатые люди, а какие — простолюдины?». |
8/ 57 | По одежке встречают. Экскурсия в учреждение быта и культуры. (5) | Экскурсия (5) |
9/ 58 | Русская трапеза. | Чтение и обсуждение текстов «Хлеб да вода — крестьянская еда» и «Богатый дом — обильная еда». |
10/ 59 | Верования языческой Руси. | Обсуждение вывода: «До принятия христианства наши предки верили во многих богов». |
11/ 60 | Верования языческой Руси .Проверочная работа «Как люди жили в старину» | Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г |
12/ 61 | Принятие христианства на Руси. | Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России », рассказ-рассуждение о своей национальности и вере. |
Как трудились в старину-7 ч | ||
1/ 62 | Что создавалось трудом крестьянина? Экскурсия на предприятие (сельскохозяйственное производство) (6) | Экскурсия (6) Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?» (с опорой на рисунки). |
2/ 63 | Что создавалось трудом крестьянина? | Учебный диалог: обсуждение проблемы «При каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?» |
3/ 64 | Что создавалось трудом ремесленника? | |
4/ 65 | Что создавалось трудом ремесленника? Проверочная работа «Как трудились в старину» | Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г |
5/ 66 | Что создавалось трудом рабочего | Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей?». |
6/ 67 | Что создавалось трудом рабочего? | Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». |
7/ 68 | Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках. | Учебный диалог: обсуждение проблемы «Почему одними из первых изобретений человека были колесо, орудия труда, оружие, гончарный круг»; сравнение высказанных предположений с текстом учебника. |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ЧАСОВ )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"
Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...