Методическая разработка урока на тему "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Реймхе Мария Владимировна

Урок по окружающему миру "Наш край"( 4 класс, "Школа России"). Знакомство с географическим положением края, экономикой, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

УМК « Школа России».  Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Тема урока: « Наш край».

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: познакомить с географическим положением края, экономикой, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.

Формируемые УУД:

познавательные – осознавать познавательную задачу, работать с политико-административной картой России и картой ЯНАО,обобщать собственные представления,развивать умения извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текстов.

коммуникативные– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ,работать в группе

регулятивные– принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные:развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый; работа в группах

Оборудование: интерактивная доска, административная карта России;  карта ЯНАО, презентация «Моя малая Родина»

Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности. (СЛАЙД №1)

-У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их.

Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобней и начинаем наш урок.

Делу время - потехе час (хором)

-На уроке мы будем работать в группах. Какие правила вспомним?(дети вспоминаю правила работы в группе)

II.Актуализация знаний.

-Ребята, я думаю, что вы  многоузнали о  природных зонах России.

- Давайте  проверим, так ли это. Проведем мини-соревнование.

- Жетон получает команда, давшая верный ответ (жетоны на партах, дети берут их самостоятельно)

1.До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2.Почему в тундре береза карликовая? (Там очень холодная зима, высокое дерево сразу же вымерло бы. А маленькие прячутся под толстым слоем снега.)

3.Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день,

Кто же это? Олень

4. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это белка.

5.Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

6.Могут ли белый медведь и пингвин встретиться в жизни? (Нет)

7.  Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

8  Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

9.Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Объявляется победитель…

III.Самоопределение к деятельности.

Попробуйте найти начало и конец пословиц и поговорок. И сформулируйте тему урока. (СЛАЙД №2)

1. В родном краю сокол, в другом - ворона

2. Одна у человека мать- одна у него и Родина

3. Каждому свой край сладок.

4. Люби и знай свой отчий край

Дети формируют тему урока «Наш край»

-Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Откройте учебники и прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

 (На доске  тема урока:  «Наш край» - слайд №3)

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

-На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.

IV.Учебно-познавательная деятельность

-Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожегова.(СЛАЙД 4)

- Какие утверждения для нас подходят? (СЛАЙД №5)

Игра –Верно-Неверно (см.приложение). Зачитывают по одному утверждению.

-Какие карты вы знаете? (физическая, политическая, климатическая, административная)

-О чём нам может рассказать политико-административная карта?

-Сегодня карта будет нашим главным помощником.

-Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?(дети предполагают, высказывают версии)

- Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так   обозначаются края, округа, области, входящие в состав России. На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.

- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутия, Хабаровский край, Красноярский край и т.д.)

- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? На какой равнине? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.)

- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено  много небольших по площади республик, областей.)

-Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите. как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.

V.ФИЗМИНУТКА(СЛАЙД6)

-А теперь закройте глаза и послушайте  аудиозапись.(И.Корнилова«Северный край»). О каком крае пойдет речь?

VI .Первичное закрепление

-А теперь поподробнее познакомимся с картой нашего края.(Учитель показывает на карте - слайд 7)

-Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западно-Сибирской равнины и с севера омывается Карским морем.

- Какой город является главным на нашей территории? 

-Яма́ло-Не́нецкий автоно́мный о́круг — субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе.

-Административный центр автономного округа — город Салехард.

- Это наш край, наша малая Родина, которую мы должны любить и беречь.

-Я подготовила лист исследования для каждой группы. Заполните его, пожалуйста. Затем выходят по одному представителю от группы.

VII.Работа по новой теме

-Каждая группа проводила исследование по определенной тематике. И продукт вашего творчества-это презентация, сделанная вашими руками. Я думаю, мы все с удовольствием узнаем о ЯНАО  побольше.

-Географы покажут на карте наш округ (группа №2)

- Зоологи и ботаники расскажут о растениях и животных  нашего края (группа №1)

-Узнаем об экономике ЯНАО, достопримечательностях нашего города (группа №4)

- А экологи поделятся своими переживаниями (группа №3)

VIII.Рефлексия(СЛАЙД 8)

СИНКВЕЙН (каждая группа зачитывает  синквейн)

-Оцените себя в группах. Кто был в вашей группе самым активным, инициативным, кому бы вы поставили сегодня за работу 5?

-Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.

-Что интересного узнали о родном крае? Продолжите предложение: «Теперь я знаю, что …»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

IX.Домашняя работа - написать рассказ в форме РАФТ иностранцу о своем крае(СЛАЙД 9)

Интернет-ресурсы:

https://gufo.me/dict/ozhegov

https://www.yandex.ru/

https://nsportal.ru/n

http://prezentacya.ru/

https://infourok.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Соедините начало и конец пословицы. Сформулируйте тему урока.

1. В родном краю сокол,   одна у него и Родина    

2. Одна у человека мать,      свой отчий край

3. Каждому свой край сладок.

4. Люби и знай      в другом ворона

Игра «Верно-неверно»

       УТВЕРЖДЕНИЯ

ВЕРНО

НЕВЕРНО

1

Самая маленькая река в  ЯНАО- Обь

2

Административный центр ЯНАО - г. Новый Уренгой

3

На севере ЯНАО омывается Карским морем

4

Основой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа является добыча нефти и газа

ГРУППА №

ЛИСТ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

В какой природной зоне (зонах) расположен ЯНАО?_______________________________________________________________

Кто соседи ЯНАО? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крупные города ЯНАО?________________________________________________________________

Какие крупные реки протекают по территории ЯНАО? ______________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ГРУППА №

ВЫСОКИЙ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

СРЕДНИЙ

НИЖЕ СРЕДНЕГО

НИЗКИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему «Красота родного края»

Методическая разработка урока кубановедения....

Методическая разработка "Разнообразие природы родного края"

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края

Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...

Методическая разработка урока окружающего мира "Наш край Красноярский"

Обощение и систематизация знаний учащихся о Красноярском крае....

Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"

Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."...