Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание
презентация к уроку

Салахутдинова Найся Флюровна

При изучении  курса «Окружающий мир» учащиеся начальной школы  знакомятся с природными объектами в реальных условиях, что положительно сказывается на качестве знаний и умений изучать природу своего края, на качестве непрерывного экологического образования. Для  углубленного изучения надо  проводить экологическую практику учащихся начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_praktika.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическая практика учащихся начальной школы:

организация и содержание».

   При изучении  курса «Окружающий мир» учащиеся начальной школы  знакомятся с природными объектами в реальных условиях, что положительно сказывается на качестве знаний и умений изучать природу своего края, на качестве непрерывного экологического образования. Для  углубленного изучения надо  проводить экологическую практику учащихся начальных классов .

Задачи практики ориентированы на воспитание позитивно-ценностного отношения к родному краю, формирование начальных умений оценивания экологического состояния объектов природы, прогнозирование изменений в естественных и антропогенных системах, моделирование мероприятий по охране природы и улучшению среды жизни человека и других живых организмов. Данная практика является средством углубленного изучения природных объектов и взаимосвязей «человек- природа-общество» на территории родного края, развития эмоционально-ценностной сферы младшего школьника. При проведении экологической практики  даются опережающие домашние задания перед экскурсиями, практическими работами и опытами.

Одной из задач экологической практики младших школьников является осознание своего места в окружающей природе, в космосе, определение субъектного отношения личности к своему краю.  Следует подчеркнуть, что проведение экологической практики помогает учащимся начальной школы познать окружающую природу и осознать себя в ней, убедиться в необходимости, полезности формируемых знаний, попытаться применить их в решении конкретных посильных задач сохранения природы своего края.

Программа экологической практики предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи. Понимание необходимости обеспечения благоприятных условий для жизни живых существ воспитывает у младших школьников активное, заботливое отношение ко всем объектам природы, происходит воспитание экологической культуры как результата экологического образования в системе развития личности.

Экологическая практика  проводится в течение всех четырех лет обучения. В содержание экологической практики входит организация самостоятельных опережающих наблюдений природы младшими школьниками в течение летних каникул (солнце, вода, почва, воздух, растения, грибы, животные, человек). Система летних заданий выполняется без непосредственного руководства учителя, предполагая опережающую самостоятельную деятельность учащихся перед изучением в каждом классе курса «Окружающий мир» и других дисциплин.

В 1 классе учащиеся знакомятся со способами изучения окружающего мира с помощью органов чувств. На экологической практике ведется наблюдение и изучение многообразия объектов окружающего мира и их взаимосвязей. Изучаются такие вопросы, как солнце — источник света и тепла на земле; вода и ее роль в природе; вода и здоровье человека; почва; значение почвы для других объектов природы; разнообразие полезных ископаемых и их роль в природе; воздух, его значение; растения и их значение в природе; установление связей растений с другими объектами природы; животные и их значение в природе; установление связей животных с другими объектами природы; человек - часть природы; изучение способов отражения природы человеком. Систематически ставится задача формирования экологически адаптированного поведения младшего школьника.

Во 2 классе  учащиеся с помощью учителя (родителей) изучают сообщество и его жизнь в течение суток и разное время года. На выбор изучается одно сообщество в летние каникулы и одно сообщество в течение учебного года (сад, лес, болото, водоем, луг, поле, огород). Программа экологической практики включает такие вопросы, как наблюдение смены дня и ночи как следствия вращения Земли вокруг воображаемой оси. Утро, день, вечер, ночь. Изучение причин изменения температуры воздуха в течение суток. Выяснение роли чистого воздуха для природы и человека. Изучение сообщества, его обитателей, условий их жизни, взаимосвязей, оценка экологического состояния сообщества. Изучение степени сохранения сообщества человеком. Меры по охране природы человеком. Познание природы органами чувств, сознанием, речью (устной и письменной). Выяснение роли природы в жизни человека и общества. В III классе  изучается несколько сообществ с установлением сезонной и суточной ритмики природных объектов своего края. Программа экологической практики включает наблюдение летних изменений природы в различных природных сообществах края (леса, поля, луга, водоема, сада). Проводятся также наблюдения осенних, зимних, весенних (ранняя и поздняя весна) изменений природы в сообществах края. Учащиеся устанавливают взаимосвязи между объектами и явлениями неживой и живой природы, изучают приспособления объектов живой природы к сезонным условиям неживой природы края, изучают влияние человека на природу и природы на человека в разные сезоны года. В IУ классе  программа экологической практики состоит из двух разделов:

изучение небольшой территории своей местности и изучение способов сохранения природных объектов в деятельности человека (изучается или памятник природы, или часть заказника, заповедника и т.д.).

   Изучение своей местности включает вопросы: наблюдение погоды края; изучение способов ориентирования во времени и пространстве; изучение форм поверхности края; почв; полезных ископаемых; изучение водоемов края и их изменений; изучение изменений, приспособлений растительного и животного мира на участках, занятых лесом, полем, лугом, болотом, садом, водоемом; установление связи между разнообразием природы и единством природы родного края; меры по охране природы края и восстановлению природных ресурсов; изучение условий жизни редких растений и животных края, мер по их сохранению.

Основными формами экологической практики являются экскурсии, учебные прогулки, обработка полученных результатов. Экскурсии сочетаются с работой по картам области, района и т.д. Основные методы, которые используются при проведении практики: наблюдение окружающего мира; практические работы, опыты в природе и классе; работа с учебниками, детской литературой, словарями, энциклопедиями, определителями; видеосъемка, фотографирование и т.д. В ходе экологической практики всегда проводится посильная практическая деятельность, направленная на сохранение природы и формирование бережного отношения к ней.
Результаты экологической практики фиксируются в тетрадях юного эколога, которые являются рабочей тетрадью для учащихся начальной школы
. Она помогает учителю регулировать процесс изучения природы родного края учащимися, развития их наблюдательности и воспитания экологической культуры в целом. В тетради фиксируются результаты работы учащихся непосредственно во время проведения экологической практики.
  Анализ результатов проведения экологической практики показывает положительную тенденцию повышения познавательного интереса младших школьников при изучении природы своего края, осознанности усвоения эколого-краеведческих знаний. Учащиеся с большим желанием выполняют предложенные практические работы на местности, где они проживают, определяют и изучают объекты и явления природы родного края в реальных условиях, устанавливают экологические взаимосвязи. Проведение практики помогает  формировать у учащихся начальной школы умений оценивать экологическое состояние объектов природы, прогнозировать и проводить конкретную работу по сохранению природных ресурсов своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Стендовый доклад. Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся начальной школы. декабрь 2017

Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся   начальной школы. деабрь 2017...

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...

Презентация на тему "Формирование экологической грамотности учащихся начальной школы"

Работа по экологическому образованию проводится на уроках окружающего мира («Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова).Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между жив...