Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Введение в экологию» для 4-х классов составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
- Основная образовательная программа общего образования;
- Положение о рабочих программах;
На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия «Введение в экологию» для 1-4 классов под редакцией Е.С. Воробьёвой, 2015г.
Рабочая программа «Введение в экологию» предназначена для обучающихся 4-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста.
Основными задачами являются:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
- формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влияние человека на природу, традициях нравственно-эстетического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной средах;
- формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;
- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;
- развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
- развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
- усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях
1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания курса «Введение в экологию» обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:
- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;
- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
- понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
- установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
- развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.
В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
- анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и др.;
- корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;
- использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и др. для улучшения результата.
Познавательные УУД:
- владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
- планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
- владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
- выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
- владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
- соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
- излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы.
В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить представление о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
- овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
- приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
- начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);
- научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.
- Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел курса | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | |
1 | Вве Введение | 1 час | Важная роль маленьких и больших созданий природы Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе. |
2 | Приспособленность животных к условиям обитания | 19 час | В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка. Мой дом – моя крепость. Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и способы укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк: наблюдение и уход за животными живого уголка. Поиграем в прятки Покровительная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов. О чём предупреждают нас животные? Правила поведения на природе. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка. Чудеса ориентировки Способы ориентировки животных в окружающей среде. Миграции животных. Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведения потомства. Правила поведения на природе. Наблюдения и уход за животными живого уголка. Быстрее, выше, сильнее Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животные-рекордсмены. Удивительные животные моего родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные? Острый зубок, крепкий коготок Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных – угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка. Это моя территория! Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка. |
3 | Взаимоотношения в мире животных | 5 час | Вместе - дружная семья Животные родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах и семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка. Меню для ежа, лисы и медведя Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушения. Регуляция численности видов животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, парк. Кто в теремочке живёт? Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные-квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между животными организмами. Наблюдения в природе, изготовление кормушек для птиц. |
4 | Животный мир планеты | 5 час | Территория жизни: от полюса до полюса Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком, последствия этих действий. Животный мир родного края. Экскурсия в зоологический парк. Подводные этажи Животный мир морей, океанов и пресноводных водоёмов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоёмов. Хозяйственная деятельность человека – причина сокращения численности обитателей водоёмов. Обитатели водоёмов своего родного края. Охраняемые водоёмы России и родного края. Тайные землекопы Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие – причина сокращения численности обитателей почвы. «Подземные жители» родного края – наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке. |
5 | Взаимоотношения человека и животных | 4 час | Животные в нашей жизни Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека? Подготовка экологического проекта. «Мы в ответе за тех, кто рядом». Наши домашние любимцы История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми мы ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Подготовка экологического проекта «мы в ответе за тех, кто рядом». Мы за них в ответе Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего края. Исчезнувшие виды. Охрана животных. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом». |
3. Календарно-тематический план
№ | Тема, основное содержание учебного занятия | Используемые ресурсы | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Объекты и формы текущего контроля | Дата проведения учебного занятия | ||
план | факт | ||||||
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Важная роль маленьких и больших созданий природы Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе. | Интерактивная доска. | Целеполагание-постановка задач занятий | Беседа | |||
Приспособленность животных к условиям обитания (19 ч) | |||||||
2 | В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода. Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. | Интерактивная доска. http://ppt4web.ru/ehkologija/vozdukh-v-zhizni-zhivotnykh.html | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | Выполнение индивидуального задания. Практическая работа | |||
3 | “Исследуем, проверяем, ищем и находим…” Приспособленность животных к условиям среды обитания. | Интерактивная доска. http://uslide.ru/biologiya/31630-tri-sredi-obitaniya-organizmov-prisposoblennost-or.html | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Практическая работа | |||
4 | Экскурсия в парк «Шишки еловые, шишки сосновые» Наблюдения в природе: экскурсия в парк. | Природный материал | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Собеседование. Практическая работа | |||
5 | Творим чудеса своими руками “Дарами край сибирский наш богат…” Мастерим поделки из природного материала | Интерактивная доска. Природный материал | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Защита выполненных заданий Групповая работа. Практическая работа | |||
6 | Творим чудеса своими руками “Дарами край сибирский наш богат…” Выставка и защита проектов. Мастерим поделки из природного материала | Природный материал | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | Защита выполненных заданий Групповая и индивидуальная работа. Практическая работа | |||
7 | Мой дом – моя крепость Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. | Интерактивная доска | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге | Групповая работа | |||
8 | Подготовка животных к зиме. Как различные животные готовятся к зиме? Подготовка к зиме животных – необычный процесс, за которым очень интересно наблюдать (подготовка жилья, запас пищи и т.д.). | Интерактивная доска http://ppt4web.ru/biologija/kak-zhivotnye-gotovjatsja-k-zime.html | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | Защита выполненных заданий | |||
9 | Зимняя спячка. (медведь, барсук, ёж, белка) Зимняя спячка —приспособление животных к тому, чтобы пережить холодное время года. Для некоторых животных - единственный способ избежать голодной смерти. | Интерактивная доска | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | Защита выполненных заданий Практическая работа | |||
10 | Жизнь животных зимнего леса (волк, лиса, заяц, рысь, лось) Жизнь животных в зимнем лесу. Как животные сами заботятся о себе и приспосабливаются к окружающим условиям. Помощь людей. | Интерактивная доска http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/01/16/zimnie-zapasy-zhivotnykh | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | Защита выполненных заданий Практическая работа | |||
11 | Поиграем в прятки Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов. | Интерактивная доска. http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Biologija-Adaptatsija/006-Pokrovitelstvennaja-okraska.html | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Практическая работа | |||
12 | Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные» Обобщение и активизация знаний детей о диких животных наших лесов и их детенышах. | Интерактивная доска. https://educontest.net/component/content/article/51-1/24698--l-r-.html | Осознание качества и уровня усвоения знаний. | Викторина. Практическая работа | |||
13 | Чудеса ориентировки Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграции животных. | Интерактивная доска http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/orientacija-zhivotnykh-v-prostranstve.html | Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации | Защита выполненных заданий | |||
14 | Сезонные изменения в жизни птиц осенью. Сезонные явления в жизни птиц. Перелётные птицы. | Интерактивная доска | Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации | Фронтальный опрос Исследование Практическая работа | |||
15 | Зимующие птицы. Изготовление простых кормушек. Какие птицы зимуют в наших лесах? Изготовление кормушек для птиц | Бросовый материал (Коробки, бутылки пластиковые) | Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. | Практическая работа | |||
16 | Быстрее, выше, сильнее Животные - рекордсмены. Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. | Интерактивная доска http://uslide.ru/okruzhayuschiy-mir/18686-zhivotnierekordsmeni.html | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге | Защита выполненных заданий | |||
17 | Познавательно-развлекательная игра «Животные родного края». Удивительные животные родного края. | Интерактивная доска http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/rastenija-i-zhivotnye-rodnogo-kraja-sezonnye-izmenenija.html | Осознание качества и уровня усвоения знаний. | Игра-викторина. Практическая работа | |||
18 | Острый зубок, крепкий коготок Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. | Интерактивная доска http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/okruzhayushchiy-mir/ | Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации | Фронтальный опрос | |||
19 | Угроза существования редких видов животных Могут ли животные защититься от человека? | Интерактивная доска | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Исследование Практическая работа | |||
20 | Это моя территория! Ареал обитания. Защита животными своей территории обитания. Турниры животных. Правила поведения на природе. | Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Фронтальный опрос | |||
Взаимоотношения в мире животных (5 ч) | |||||||
21 | Вместе – дружная семья Животные – родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. | Интерактивная доска | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. | Защита выполненных заданий | |||
22 | Меню для ежа, лисы и медведя Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушения. | Интерактивная доска https://infourok.ru/material.html?mid=1182 | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Практическая работа | |||
23 | Кто в теремке живёт? Животные – квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. | Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Фронтальный опрос | |||
24 | Поисковая работа “Куда исчезли бобры?”. Как на жизнь бобра влияет соседство человека? | Интерактивная доска http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_quotbobryquot-27075.htm | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе | Исследование Практическая работа | |||
25 | Игра-КВН «Знаем ли мы свой лес?» Обобщение представления детей о лесе и его обитателях: животных, птицах, насекомых, деревьях, растениях. | Интерактивная доска | Осознание качества и уровня усвоения знаний. | Игра-КВН Практическая работа | |||
Животный мир планеты (5ч) | |||||||
26 | Территория жизни: от полюса до полюса. Животный мир природных зон планеты. | Карта природных зон http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/09/prirodnye-zony-rossii | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Исследование Практическая работа | |||
27 | Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком, последствия этих действий. | Карта природных зон Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Защита выполненных заданий Практическая работа | |||
28 | Подводные этажи. Животный мир морей, океанов и пресноводных океанов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоёмов. | Интерактивная доска. Плакаты. Аквариум | Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Практическая работа Групповая работа | |||
29 | Исследовательская работа «Обитатели водоёмов родного края». Охраняемые водоёмы родного края. | Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности. | Исследование. Практическая работа | |||
30 | Тайные землекопы. Животный мир почвы. Экологическая роль почвенных организмов. | Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений | Защита выполненных заданий Практическая работа | |||
Взаимоотношения человека и животных (4 ч) | |||||||
31 | Животные в нашей жизни. Роль животных в нашей жизни. Нужна ли диким животным помощь человека. | Интерактивная доска https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_dikie_i_domashnie_zhivotnye_3klass-159156.htm | Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге. | Беседа | |||
32 | Наши домашние любимцы. Роль животных в нашей жизни. Подготовка к проекту «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Интерактивная доска | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе | Исследование. Практическая работа | |||
33 | Мы за них в ответе. Причины сокращения численности животных. Исчезнувшие виды. | Интерактивная доска | Выявление проблем, способы их решений | Реферат Практическая работа | |||
34 | Защита проектов в виде стендового доклада. Подведение итогов по программе. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Интерактивная доска | Оценка .Самооценка Подведение итогов. Выводы. | Защита экологических проектов. Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...