Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Есина Ольга Валерьевна

«Введение в экологию» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Рабочая программа к курсу «Введение в экологию» для 4-х классов составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
  • Основная образовательная программа общего образования;
  • Положение о рабочих программах;

                На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия «Введение в экологию» для 1-4 классов под редакцией Е.С. Воробьёвой, 2015г.

         Рабочая программа «Введение в экологию» предназначена для обучающихся 4-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

         Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста.

               Основными задачами являются:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
  • формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влияние человека на природу, традициях нравственно-эстетического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной средах;
  • формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;
  • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
  • усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях

1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение содержания курса «Введение в экологию»  обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:

  • формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;
  • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
  • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
  • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
  • развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять итоговый контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
  • анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и др.;
  • корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;
  • использовать предложения и оценки  учителей, одноклассников, родителей и др. для улучшения результата.

Познавательные УУД:

  • владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
  • планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
  • владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
  • соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
  • излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты освоения учащимися содержания программы.

В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представление о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
  • овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
  • приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
  • начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);
  • научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

1

 Вве Введение

1 час

Важная роль маленьких и больших созданий природы

Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе.

2

Приспособленность животных к условиям обитания

19 час

В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода

Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Мой дом – моя крепость.

Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и способы укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк: наблюдение и уход за животными живого уголка.

Поиграем  в прятки

Покровительная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов. О чём предупреждают нас животные? Правила поведения на природе. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк;  наблюдение и уход за животными живого уголка.

Чудеса ориентировки

Способы ориентировки животных в окружающей среде. Миграции животных. Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведения потомства. Правила поведения на природе. Наблюдения и уход за животными живого уголка.

Быстрее, выше, сильнее

Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животные-рекордсмены. Удивительные животные моего родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные?

Острый зубок, крепкий коготок

Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных – угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Это моя территория!

Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

3

Взаимоотношения в мире животных

5 час

Вместе -  дружная семья

Животные родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах и семейных парах животных. Правила поведения на природе  в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Меню для ежа, лисы и медведя

Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные «санитары».  Природное равновесие  и последствия его нарушения. Регуляция численности видов животных. Наблюдения в природе: экскурсия  на пришкольный участок, парк.

Кто в теремочке живёт?

Неконкурентные  взаимоотношения между животными. Животные-квартиранты и животные –  нахлебники.  Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между животными организмами. Наблюдения в природе, изготовление кормушек для птиц.

4

Животный мир планеты

5 час

Территория жизни: от полюса до полюса

Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных.  Перемещение животных человеком, последствия этих действий. Животный мир родного края. Экскурсия в зоологический парк.

Подводные этажи

Животный мир морей, океанов и пресноводных водоёмов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоёмов. Хозяйственная деятельность человека – причина сокращения  численности обитателей водоёмов. Обитатели водоёмов своего родного края. Охраняемые водоёмы России и родного края.

Тайные землекопы

Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие – причина сокращения численности обитателей почвы. «Подземные жители» родного края – наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке.

5

Взаимоотношения человека и животных

4 час

Животные в нашей жизни

Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека? Подготовка экологического проекта. «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Наши домашние любимцы

История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми мы ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Подготовка экологического проекта «мы в ответе за тех, кто рядом».

Мы за них в ответе

Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего края. Исчезнувшие виды.  Охрана животных. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

                                                                                      3. Календарно-тематический план

Тема,

основное содержание

учебного занятия

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Объекты и

формы текущего контроля

Дата проведения учебного занятия

план

факт

Введение (1 ч)

1

Важная роль маленьких и больших созданий природы

     Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе.

Интерактивная доска.

Целеполагание-постановка задач занятий

Беседа

Приспособленность животных к условиям обитания (19 ч)

2

В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода.

Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных.

Интерактивная доска.

http://ppt4web.ru/ehkologija/vozdukh-v-zhizni-zhivotnykh.html

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Выполнение индивидуального задания. Практическая работа  

3

“Исследуем, проверяем, ищем и находим…”

Приспособленность животных к условиям среды обитания.

Интерактивная доска.

http://uslide.ru/biologiya/31630-tri-sredi-obitaniya-organizmov-prisposoblennost-or.html

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Практическая работа  

4

Экскурсия в парк «Шишки еловые, шишки сосновые» 

Наблюдения в природе: экскурсия  в парк.

Природный материал

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Собеседование. Практическая работа  

5

Творим чудеса своими руками “Дарами край сибирский наш богат…”

Мастерим поделки из природного материала

Интерактивная доска. Природный материал

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Защита выполненных заданий Групповая работа. Практическая работа

6

Творим чудеса своими руками “Дарами край сибирский наш богат…”

Выставка и защита проектов.

Мастерим поделки из природного материала

Природный материал

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Защита выполненных заданий Групповая и индивидуальная работа. Практическая работа

7

Мой дом – моя крепость

Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных  условий окружающей среды. Способы защиты.

Интерактивная доска

http://ppt4web.ru/ehkologija/sreda-obitanija3.html

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге

Групповая работа

8

Подготовка животных к зиме.

Как различные животные готовятся к зиме? Подготовка к зиме  животных – необычный процесс, за которым очень интересно наблюдать (подготовка жилья, запас пищи и т.д.).  

Интерактивная доска

http://ppt4web.ru/biologija/kak-zhivotnye-gotovjatsja-k-zime.html

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Защита выполненных заданий

9

Зимняя спячка. (медведь, барсук, ёж, белка)

Зимняя спячка —приспособление животных к тому, чтобы пережить холодное время года. Для некоторых животных - единственный способ избежать голодной смерти.

Интерактивная доска

http://www.myplanet-ua.com/zimnyaya-spyachka/

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Защита выполненных заданий

Практическая работа

10

Жизнь животных зимнего леса (волк, лиса, заяц, рысь, лось)

Жизнь животных в зимнем лесу. Как животные сами заботятся о себе и приспосабливаются к окружающим условиям. Помощь людей.

Интерактивная доска

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/01/16/zimnie-zapasy-zhivotnykh

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Защита выполненных заданий

Практическая работа

11

Поиграем в прятки

Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов.

Интерактивная доска.

http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Biologija-Adaptatsija/006-Pokrovitelstvennaja-okraska.html

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Практическая работа

12

Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные»

Обобщение и активизация знаний детей о диких животных наших лесов и их детенышах.

Интерактивная доска.

https://educontest.net/component/content/article/51-1/24698--l-r-.html

Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Викторина. Практическая работа

13

Чудеса ориентировки

Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграции животных.

Интерактивная доска

http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/orientacija-zhivotnykh-v-prostranstve.html

Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации

Защита выполненных заданий

14

Сезонные изменения в жизни птиц осенью.

Сезонные явления в жизни птиц. Перелётные птицы.

Интерактивная доска

http://www.myshared.ru/slide/549793/

Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации

Фронтальный опрос

Исследование

Практическая работа

15

Зимующие птицы. Изготовление простых кормушек.

Какие птицы зимуют в наших лесах? Изготовление кормушек для птиц

Бросовый материал (Коробки, бутылки пластиковые)

Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей.

Практическая работа

16

Быстрее, выше, сильнее

Животные  - рекордсмены. Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида.

Интерактивная доска

http://uslide.ru/okruzhayuschiy-mir/18686-zhivotnierekordsmeni.html

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге

Защита выполненных заданий

17

Познавательно-развлекательная игра «Животные  родного края».

Удивительные животные родного края.

Интерактивная доска

http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/rastenija-i-zhivotnye-rodnogo-kraja-sezonnye-izmenenija.html

Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Игра-викторина. Практическая работа

18

Острый зубок, крепкий коготок

Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания.

Интерактивная доска

http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/okruzhayushchiy-mir/

Постановка и решение проблем, развитие творческих способностей. Поиск информации

Фронтальный опрос

19

Угроза существования редких видов животных

Могут ли животные защититься от человека?

Интерактивная доска

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Исследование

Практическая работа

20

Это моя территория!

Ареал обитания. Защита животными своей территории обитания. Турниры животных. Правила поведения на природе.

Интерактивная доска

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Фронтальный опрос

Взаимоотношения в мире животных (5 ч)

21

Вместе – дружная семья

Животные – родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства.

Интерактивная доска

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала.

Защита выполненных заданий

22

Меню для ежа, лисы и медведя

Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и  последствия его нарушения.

Интерактивная доска

https://infourok.ru/material.html?mid=1182

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Практическая работа

23

Кто в теремке живёт?

Животные – квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными.

Интерактивная доска

http://www.myshared.ru/slide/151602/

http://www.myshared.ru/slide/583074/

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Фронтальный опрос

24

Поисковая работа “Куда исчезли бобры?”.

Как на жизнь бобра влияет соседство человека?

Интерактивная доска

http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_quotbobryquot-27075.htm

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе

Исследование

Практическая работа

25

Игра-КВН  «Знаем ли мы свой лес?»

Обобщение представления детей о лесе и его обитателях: животных, птицах, насекомых, деревьях, растениях.

Интерактивная доска

Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Игра-КВН

Практическая работа

Животный мир планеты (5ч)

26

Территория жизни: от полюса до полюса.

Животный мир природных зон планеты.

Карта природных зон 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/09/prirodnye-zony-rossii

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Исследование

Практическая работа

27

Животный мир тайги, степи, пустыни.

Расселение животных. Перемещение животных человеком, последствия этих действий.

Карта природных зон 

Интерактивная доска

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Защита выполненных заданий

Практическая работа

28

Подводные этажи.

Животный мир морей, океанов и пресноводных океанов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта животного мира водоёмов.

Интерактивная доска. Плакаты. Аквариум

 Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Практическая работа Групповая работа

29

Исследовательская работа «Обитатели водоёмов родного края».

Охраняемые водоёмы родного края.

Интерактивная доска

http://www.myshared.ru/slide/406424/

Выявление проблем, способы их решений. Поиск информации Развитие любознательности.

Исследование.

Практическая работа

30

Тайные землекопы.

Животный мир почвы. Экологическая роль почвенных организмов.

Интерактивная доска

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/12/07/prezentatsiya-okruzhayushchiy-mir-3-klass-pochva

Выявление проблем, способы их решений

Защита выполненных заданий

Практическая работа

Взаимоотношения человека и животных (4 ч)

31

Животные в нашей жизни.

Роль животных в нашей жизни. Нужна ли диким животным помощь человека.

Интерактивная доска

https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_dikie_i_domashnie_zhivotnye_3klass-159156.htm

Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Выявление проблем, способы их решений . Правила участия в диалоге.

Беседа

32

Наши домашние любимцы.

Роль животных в нашей жизни. Подготовка к проекту «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Интерактивная доска

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе

Исследование.

Практическая работа

33

Мы за них   в ответе.

Причины сокращения численности животных.  Исчезнувшие виды.

Интерактивная доска

Выявление проблем, способы их решений

Реферат

Практическая работа

34

Защита проектов в виде стендового доклада.

Подведение итогов по программе.

Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Интерактивная доска

Оценка .Самооценка Подведение итогов. Выводы.

Защита экологических проектов.

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...