Программа внеурочной деятельности "Самый умный"
рабочая программа по теме

Программа  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное представление о различных видах заданий на смекалку, занимательных логических задач. Ребенок получает  возможность попробовать свои силы в роли участника интеллектуальных конкурсов, познакомиться с требованиями к оформлению решения олимпиадных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению. В результате решается проблема подготовки выпускников начального звена к участию в дистанционных интеллектуальных конкурсах и очных турах олимпиад, решению нестандартных задач. Учитель имеет возможность не только подготовить школьников к участию в различных олимпиадах, но и провести предварительный отбор наиболее одаренных детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samyy_umnyy.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

                                                                                                                                                                                                                                                           

«  УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                                                                                                               Директор школы:

_______________

Программа внеурочной деятельности

младших школьников «Самый умный»

                                                                                                                                                                                                                  Составитель:

учитель начальных  классов

Русанова С.В.

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Протокол № __ от «___» ________ 20__г.

Принята на методическом совете

Протокол № __ от «___» ________ 20__г.

                                                                                   

2011г.

Пояснительная записка

        Программа по  курсу «Самый умный» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

1. В апреле 2010 года под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию. Одним из вопросов заседания был вопрос о поддержке одаренных детей.

По мнению главы государства, поиск и поддержка талантливых детей может иметь успех только в том случае, если будет проводиться системно, на всех уровнях включая региональное и муниципальное звено. Именно талантливые люди являются теми, кто двигает прогресс, кто занимается модернизацией государства, общества, экономики, отметил Президент. [4]

Одним их пунктов президентской инициативы является «Развитие системы поддержки талантливых детей» Президент рекомендует развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, а так же систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.

2. При организации работы с одарёнными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы  необходимо создать  такую образовательную среду, которая смогла бы обеспечивать  возможность развития и проявления творческой активности как детей, явно проявляющих свою одаренность, так и детей со скрытыми её (одаренности) формами.  К каждому ученику применять индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения. 

В условиях перехода на стандарты нового поколения особенно актуально умение находить оригинальные решения, мыслить нестандартно и творчески.  Программа  «Самый умный» способствует развитию ключевых компетенций ребенка, стимулирует познавательный интерес, выводит ребенка на новый уровень общения.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

7. Уже с 1 класса одной из форм развития познавательных способностей является участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах с использованием ресурсов сети Интернет.

       

  Цель данного курса: создание условий для развития интеллектуального потенциала младших школьников.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков успешного применения полученных знаний и умений в процессе участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Краткая характеристика программы

Программа  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное представление о различных видах заданий на смекалку, занимательных логических задач. Ребенок получает  возможность попробовать свои силы в роли участника интеллектуальных конкурсов, познакомиться с требованиями к оформлению решения олимпиадных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению. В результате решается проблема подготовки выпускников начального звена к участию в дистанционных интеллектуальных конкурсах и очных турах олимпиад, решению нестандартных задач. Учитель имеет возможность не только подготовить школьников к участию в различных олимпиадах, но и провести предварительный отбор наиболее одаренных детей.

В процессе обучения активно используются различные виды деятельности: игра, практические действия с предметами, составление схем и таблиц. Это по преимуществу практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно строить рассуждение, дать начальные сведения по способам решения нестандартных задач, привить интерес к чтению  книг, уточнить и расширить представления школьников об окружающем мире.

Возраст детей, участвующих в реализации данной   программы 

В реализации программы участвуют дети, обучающиеся в 1 – 4  классах общеобразовательной школы.

Сроки реализации   программы

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю), во 2 – 4 классах 68 часов (2 часа в неделю). Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Особенности организации образовательного процесса

           Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение всего занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Модель занятия такова:

РАЗМИНКА (5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. (10 минут)

Задания предлагаются в игровой форме, позволяющей формировать положительную мотивацию, интерес к приобретению новых знаний, способствуют формированию навыка эффективного мышления. Например, «расшифруй», «помоги герою», «пройди испытания» и т.п. Используемые на этом этапе занятия задания позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

Задания составлены  на основе компетентностного подхода. Каждый тест структурно состоит из заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей: компетентности разрешения проблемы (самоорганизационные), информационной компетентности, коммуникационной компетентности, и логических общеучебных умений и навыков.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (4 минуты)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Итог занятия, рефлексия. (1 минута)

Выяснение личного отношения к занятию, определение уровня успешности каждого ребенка.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 3) увеличение объема материала;

 4) наращивание темпа выполнения заданий;

 5) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- успешно участвовать в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Способы достижения результатов первого уровня

Взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Формы достижения результатов первого уровня

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Способы достижения результатов второго уровня

  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Формы достижения результатов второго уровня

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальные школьные марафоны, конкурсы.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Способы достижения результатов третьего уровня

Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Формы достижения результатов третьего уровня

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

           В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и второго уровня и частично третьего.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по результатам  обследования школьным психологом перед поступлением в школу. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

- итоги участия в конкурсах и олимпиадах.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из интеллектуальных конкурсов и олимпиад , при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

         Также показателем эффективности занятий по курсу   являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Учебно-тематический план  

Содержание курса

Программа включает в себя 5  основных блоков:

                                «Занимательная математика»

(14 часов в 1 классе, 16 часов во 2 – 4 классах)

Предполагается обучение детей решению логических задач с   использованием рисунков, таблиц, схем. Большое внимание уделяется развитию логического мышления, внимания, навыков устного счета с использованием различных вычислительных приемов. Также детям даются первоначальные знания в области логики: обучение построению высказываний, определению их истинности, знакомство с простейшими алгоритмами.

«Чтение – вот лучшее учение»

(14 часов в 1 классе, 16 часов во 2 – 4 классах)

Цель данного блока - мотивировать и формировать интерес к детским книгам, формировать навык правильного типа читательской деятельности. Блок включает материал, позволяющий научить детей разгадывать ребусы, шарады, кроссворды. Школьники  учатся пользоваться различными видами словарей, знакомятся с разновидностями олимпиадных заданий,   лингвистических игр – буриме, анаграммами, шарадами и т. п. Также уделяется внимание работе с  пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями речи.

«Знатоки русского языка»

(14 часов в 1 классе, 16 часов во 2 – 4 классах)

Занятия в  этом блоке способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, графике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда!»

(14 часов в 1 классе, 16 часов во 2 – 4 классах)

Этот блок способствует углублению интереса к  окружающему миру, формированию собственного положительного отношения к окружающей среде. Блок включает материал, который позволит научить детей решать задания на установление причинно-следственных связей, на развитие экологической культуры, мышления природосообразного характера.  

Интеллектуальные конкурсы

(10 часов в 1 классе, 12 часов во 2 – 4 классах)

Данный раздел предполагает непосредственное участие  детей  в интеллектуальных конкурсах. Школьники  учатся рационально использовать время, отведенное на выполнение заданий, самостоятельно пользоваться различными видами схем, таблиц.  Дети знакомятся с такими формами проведения конкурсов, как олимпиада, интеллектуальный марафон, викторина. Важным является обучение школьников подробной записи решения, пояснений к ответу, аргументированию своей точки зрения. При подведении итогов очень важна рефлексия, выявление типичных затруднений.

Для разработки календарно-тематического  планирования необходимо учесть темы уроков по изучаемым предметам, тогда  внеурочная деятельность по предмету будет  органично сочетаться  с учебным процессом, что позволит в полной мере реализовать принцип интеграции.

Примерное тематическое планирование для 1 класса

Тема

Количество часов

Название раздела

Содержание

Уровень воспитательных результатов

Теория

Практика

1

Кто может стать самым умным?

1

Интеллектуаль

ные конкурсы

Беседа о том кто хочет и может стать самым умным.

Мультимедиа игра Учимся мыслить

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

2

Волшебные фигуры

 

1

«Занимательная математика»

Игра на расширение представлений о геометрических фигурах, конструирование животных из геометрических фигур.  

3

Волшебные фигуры

1

«Занимательная математика»

Китайская головоломка «Танграм», конструирование фигур, раскраска и сгибание.

4

Весёлый алфавит

1

«Знатоки русского языка»

Беседа об истории азбуки. Игра «Азбука загадок»

5

В звуко-буквенной стране.

1

«Знатоки русского языка»

Решение головоломок, шарад.

6

Путешествие в книжкино море.

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Беседа о книгах, какие бывают книги, кто их пишет. Любимые детские книги и их авторы.

7

Пословицы, поговорки

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Практическое знакомство с пословицами и поговорками. Игра «Собери пословицу»

8

Как прекрасен этот мир!  

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Беседа об окружающей среде, о ее красоте. О правилах поведения в природе.

9

Живое – неживое

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Расширение понятий о живой и неживой природе. Игра «природное лото»

10

Как люди научились считать

1

«Занимательная математика»

Как считали в разные времена. Арифметика каменного века. Живая счетная машинка. Игра»Путешествие во времени»

11

Бывают ли у слов родственники

1

«Знатоки русского языка»

Понятие «родственные слова», разгадывание ребусов и шарад.

12

Дом, где книжки живут

(экскурсия в библиотеку)

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Знакомство с библиотечной системой. Как правильно выбрать книгу. Викторина.

Уровень 3 - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

13

У природы нет плохой погоды

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Знакомство с природными явлениями. Природа Хакасии. Дневник наблюдения за погодой. Игра «Метеорологи»

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

14

В путешествие с Эму

1

Интеллектуальные конкурсы

Решение заданий прошлых лет конкурса Эрудитов. Подготовка к текущему конкурсу.

15

Конкурс Эрудитов

1

Интеллектуальные конкурсы

Участие в международном дистанционном конкурсе Эрудитов. Выявление первичной информации об уровне сформированности компетенций

Уровень 3 - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

16

Путешествие по числовому лабиринту

1

«Занимательная математика»

Логические задания с числами и цифрами: магические квадраты, закономерности, цепочки

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

17

Путешествие по числовому лабиринту

1

«Занимательная математика»

Командный конкурс «Числовые старты»  

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

18

Ее величество Величина

1

«Занимательная математика»

Беседа о величинах, старинных и современных мерах измерений величин. Придумывание собственных мерок длины и массы.

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

19

Кружит Земля

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Понятия «причина и следствие». Солнечная система. Смена времен года, смена дня и ночи.

20

Кружит Земля

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Решение заданий на установление причинно-следственных связей, кроссвордов и загадок о смене времен года, смене дня и ночи.

21

Четыре художника

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Интерактивная беседа о временах года. Названия месяцев. Стихи о временах года хакасских поэтов. Раскрашивание картинок. Игра-тест «Времена года»

22

Фонетические приключения

1

«Знатоки русского языка»

Командный конкурс-путешествие «Победи дракона Звукоеда»

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

23

Волшебные кирпичики

1

«Знатоки русского языка»

Практическое знакомство с частями слова. Заучивание веселых рифмовок.  

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

24

Волшебные кирпичики

1

«Знатоки русского языка»

Дидактические игры, головоломки, шарады.

25

Я – поэт, зовусь я …

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Практическое знакомство с литературным жанром «стихотворение», его особенностями.  

26

Творческая мастерская

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Учимся сочинять короткие стихи

27

У сказки тихий голосок

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Интерактивная беседа. Понятие сказка, герои сказки, сказочные предметы. Викторина.

28

Игры со словами.

1

«Знатоки русского языка»

Дидактические игры, головоломки, шарады, направленные на развитие знаний о составе слова.

29

«Загадки Кощея»

1

Интеллектуальные конкурсы

Математическая командная игра-конкурс

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

30

Учимся решать ребусы.

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Решение ребусов, составление собственных ребусов.

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

31

Кто такие «кроссворды» и «шарады»?

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Понятие кроссворд, шарада, виды кроссвордов.

32

Учимся разгадывать кроссворды и шарады

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Разгадывание кроссвордов по материалам детских книг.

33

Кому нужна логика?

1

«Занимательная математика»

Понятие логика, приемы логического мышления

34

Учимся решать логические задачи

1

«Занимательная математика»

Приемы решения логических задач: схемы, рисунки.

35

В путешествие с Эму

1

Интеллектуальные конкурсы

Решение заданий прошлых лет конкурса Специалистов. Подготовка к текущему конкурсу.

36

В путешествие с Эму

1

Интеллектуальные конкурсы

Решение заданий прошлых лет конкурса Специалистов. Подготовка к текущему конкурсу.

37

В путешествие с Эму

1

Интеллектуальные конкурсы

Решение заданий прошлых лет конкурса Специалистов. Подготовка к текущему конкурсу.

38

Конкурс Специалистов

1

Интеллектуальные конкурсы

Участие в международном дистанционном конкурсе Специалистов. Выявление предметных способностей.  

Уровень 3 - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

39

Загадки животного мира

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Понятие «животные», общие признаки, логические задания, головоломки, кроссворды о животных

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

40

Загадки животного мира

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Виртуальная экскурсия-наблюдение «Внешний вид разных животных»

41

Заколдованные буквы

1

«Знатоки русского языка»

Дидактический театр (подготовка к мини-спектаклю) , орфографические загадки и головоломки.

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

42

Заколдованные буквы

1

«Знатоки русского языка»

Дидактический театр (подготовка к мини-спектаклю) , орфографические загадки и головоломки.

43

Учимся решать логические задачи

1

«Занимательная математика»

Графическое моделирование

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

44

Загадки животного мира

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Викторина «В царстве животных»

45

Учимся решать логические задачи

1

«Занимательная математика»

Приемы решения логических задач.

46

О чем шепчут деревья

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Беседа о деревьях. Отличие деревьев от других растений, виды деревьев. Разгадывание кроссворда, загадок

47

Учимся красноречию.

1

«Знатоки русского языка»

Понятие «красноречие», зачем оно нужно. Как правильно общатьяс.

48

Учимся дружить с книгой.

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Практическая работа с книгой. Что такое «литературный сборник»

49

Играем с Эму

1

Интеллектуальные конкурсы

Участие в международном конкурсе Творческих команд

Уровень 3 - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

50

Внимание, ты – докладчик!

«Знатоки русского языка»

Обучение элементарным приемам выступления на публике.

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

51

Состязания  юных риторов.

«Знатоки русского языка»

Игровая программа по культуре речи

52

Лес – не школа, а всему учит.

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Животные и растения леса. Леса Хакасии. Правила поведения в лесу.

Виртуальное путешествие на лесную полянку.

53

Лес – не школа, а всему учит.

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

54

Шифры и знаки.

1

«Занимательная математика»

Решение заданий на разгадывание шифров, знаковых записок.

55

В мире алгоритмов.

1

«Занимательная математика»

Понятие «алгоритм», решение заданий с алгоритмами. Алгоритмы в нашей жизни.

56

Человек и природа

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Установление причинно-следственных связей влияния человека на природу. Решение логических заданий.

57

Люди разные важны, люди разные нужны.

1

«Я люблю тебя навсегда, окружающая среда»

Установление причинно-следственных связей между личностью и обществом.

58

Наш друг – словарь.

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Что такое «словарь». Какие бывают словари. Кто пишет словари. Игра «Найди слово в словаре»  

59

Учимся фантазировать.

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Сочинение сказки.  

60

Что может рассказать одно предложение?

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Учимся видеть многое в немногом. Находим различную информацию в одном предложении.

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

61

Литературный калейдоскоп

1

«Чтение – вот лучшее учение»

Игровая программа о книгах и их авторах

62

«В моей Вообразили»

1

«Знатоки русского языка»

 «Занимательная математика»

Задания на воображение на материалах по русскому языку и математике.

Уровень 1 - приобретение социальных знаний

63

Внимание! Внимание!

1

Задания на развитие памяти

64

Решение творческих задач

1

Приемы решения творческих задач. Групповая работа

65

Решение творческих задач

1

66

Легко ли быть эрудитом?

Интеллектуальные конкурсы

Подведение итогов. Дидактический театр

Занятие-путешествие «Приключения самых умных"

Уровень 2 - получение школьником опыта переживания,  ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Материально – техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Компьютер.
  4.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008, Цифровой образовательный ресурс (ЦОР), ООО «Нью Медиа Дженерейшн», г.Москва,

www.NMG.ru 

  1. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, Электронный образовательный ресурс  (ЭОР), ООО «РГМ Мультимедиа», 2003
  2. Авторские интерактивные учебные презентации. Разрабатывается руководителем кружка.
  3. Авторские интерактивные учебные плакаты
  4. ЭОР «Природа. Человек. Общество»
  5.  «Супердетки» Диски «Геометрия в игровой форме», «Тренировка быстрого чтения», «Веселый диктант», Компания «Мультисофт», 2008г.

Литература

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.
  5. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
  6. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М., Вита-Пресс, 2001.
  7. Гин С.И. Приемы педагогической техники, пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2001.
  8. Глушенкова М. Юный мыслитель // Мой ребенок. – 2006, № 1
  9. Дни наук в начальной школе: сценарии предметных праздников/авт-сост.Г.ИВасиленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156с.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  11. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения
  13. Рабочая концепция одаренности. М., 1998
  14. Чистякова Г. Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. – 2006, № 10. – с.10-15.

Интернет ресурсы:

  1. Детский сайт Интернетенок http://internetenok.narod.ru/ 
  2. Детский сайт Детский мир http://www.detskiy-mir.net/ 
  3. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов,  www.shcoolcollection.edu.ru
  4. Логозаврия http://www.logozavr.ru/631/ 
  5. «Математика и конструирование» http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a2ba24f2e917b1f9accd80b71/118912/?interface=pupil&class=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24
  6.  «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24&subject[]=25 

  1. «Природа, человек, общество»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/?interface=pupil&class=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24&subject[]=25

  1. Ребусы http://vkusnyasha.ru/rebus.html 
  2. Эрудит – марафон учащихся. http://cerm.ru/index.php?action=article&a=24 
  3. Сеть творческих учителей, www.it-n.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Самый умный»

Краткая характеристика программыПрограмма  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное ...

Программа внеурочной деятельности "Растим здоровых, умных, добрых".

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.Данная программа рассчитана на ...

Программа внеурочной деятельности "Умное перышко" 4 класс

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Умное перышко" (программа клуба юных журналистов)...

Рабочая программа внеурочных занятий для учащихся 3 «А» класса «Умники и умнички» .

Рабочая программа внеурочных занятий разработана на основе авторской программы Н. Б. Истоминой...

Планирование внеурочной деятельности "Умное пёрышко".

Планирование внеурочной деятельности предназначено для учителей начальной школы...

"Умное стекло. История изобретений": из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности

Авторы статьи делятся опытом создания временной тематической выставки "Умное стекло. История изобретений" в музее гимназии, в основу которой была положена исследовательская работа  учен...