Программа по предмету "Живой мир " 4"в "класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Николаева Елена Викторовна

Рабочая программа учебного предмета "Живой мир" для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_4klass.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска»

Утверждаю

Приказ №___

от «__» августа 2018г.

Директор  

____________С.А.Дюг

Согласована

Зам.директора по учебной работе

_______И.В.Вдовенкова

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» августа 2018г.

Рассмотрена на МО учителей

Протокол №  1

от «__» августа2018г.

Руководитель МО

_____Л.В.Мартыненкова

Рабочая учебная программа

для обучающихся 4 «В» класса

на 2018-2019 учебный год по предмету:

живой мир

Составлена на основе программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования и науки  Российской Федерациипод редакцией  И.М. Бгажноковой.

Программу составила учитель:

Николаева Е.В.

Смоленск 2018г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана программа:

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017) на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:

Основа содержания обучения данному предмету:  

Программа составлена на основе:

-Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.

-Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой (В.В. Воронковой и др.), допущенной Министерством образования РФ, 2014 год. (

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

-Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

-УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цель:

-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи:

  • Развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • Закрепление представления о солнце как источника света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы и смене времен года;
  • Изучение воды и его свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;

Воспитание интереса и бережного отношения к природе. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями

Программа адресована обучающимся 4 «В» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Краткие сведения о категории обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для обучающихся, получающих образование по II варианту АООП, характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Учащиеся данной категории отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, при чем уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен даже у обучающихся одного возраста. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. При этом речь самих учащихся отличается невнятностью, косноязычием и малораспространенностью.

Внимание – крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости.

Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, также отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. А для некоторых обучающихся наоборот характерна повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство, которые сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

В связи с неразвитостью волевых процессов, обучающиеся данной категории не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.        

Коррекционные задачи:

  • Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
  • Вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • Формирует знания учащихся о природе своего края;
  • Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании курса обучающиеся в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

-правильно называть изученные объекты и явления;

-различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия;

-правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений используемых в быту;

-различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

-соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

-определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

Содержание учебного предмета

Название раздела в программе

Количество часов

 (68ч)

I.

Сезонные изменения в  природе

10ч

II.

Неживая природа

20ч

III.

Живая природа.

30ч

IV.

Повторение

Календарно-тематическое планирование

по живому миру на 2018/2019 учебный год

учитель: Николаева Е.В. Класс  

Количество часов на 1 полугодие: всего  32,  в неделю  2;

         на 2 полугодие: всего 36, в неделю 2.                

Содержание тем

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

по факту

1 четверть

18ч

Раздел «Сезонные изменения в природе»

Тема: Сезонные изменения в неживой природе

1.

Закрепление представлений о влиянии солнца на изменения в природе и смену времен года.

1

03.09

2.

Экскурсия: « Наблюдение за высотой солнца над горизонтом»

1

07.09

3.

Чередование времен года. Названия месяцев. Осенние месяцы

1

10.09

4.

Пр.работа: «Знакомство с календарями»

1

14.09

5.

Экскурсия в природу : «Осенние явления природы»

1

17.09

Тема: Растения и животные в разное время года

1

Растения в разное время года

1

21.09

2

Домашние животные в разное время года

1

24.09

3

Дикие животные в разное время года

1

28.09

Тема: Сад, огород, поле в разное время года

1

Сад, огород в разное время года

1

01.10

2

Поле, лес в разное время года

1

05.10

3

Экскурсия в природу

1

08.10

Тема: Труд людей города и села в разное время года

1

Труд сельских жителей осенью

1

12.10

2

Значение овощей и фруктов для человека.

1

15.10

3

Труд городских жителей осенью

1

19.10

4

Пр.работа: «Уборка пришкольной территории»

1

22.10

Раздел:«Неживая природа»

1

Почва. Состав почв

1

26.10

2

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

1

29.10

3

Способы обработки почвы.

1

2.11

2 четверть

14ч

4

Формы поверхности Земли.

1

12.11

5

Пр.работа: «Работа с контурной картой»

1

16.11

Раздел «Сезонные изменения в природе»

Тема: Сезонные изменения в неживой природе

1

Экскурсия: «Высота солнца зимой»

1

19.11

2

Зимние месяцы. Зимние явления природы

1

23.11

Тема: Труд людей города и села в разное время года

1

Труд сельских жителей зимой

1

26.11

2

Труд городских жителей зимой

1

30.11

3

Пр.работа: «Уборка снега»

1

03.12

Раздел: «Живая природа»

Тема: Растения

1

Растения сада, огорода, леса, их сравнение.

1

07.12

2

Растения культурные и дикорастущие.

1

10.12

3

Лекарственные растения: календула, зверобой.

1

14.12

4

Редкие растения и их охрана.

1

17.12

5

«Красная книга России»

1

21.12

6

 «Красная книга Смоленской области»

2

24.12

28.12

3 четверть

20(-1)ч

7

Парк (сквер). Создание человеком парков.

1

14.01

8

Растения поля. Рожь, пшеница, овес.

1

18.01

9

Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека.

1

21.01

10

Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.

1

25.01

11

Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

1

28.01

12

Пр.работа: «Зарисовка растений поля»

1

01.02

Раздел «Сезонные изменения в природе»

Тема: Сезонные изменения в неживой природе

1

Изменения в природе с приближением весны

1

04.02

2

Весенние месяцы. Весенние явления природы

1

08.02

Тема: Труд людей города и села в разное время года

1

Труд сельских жителей весной

1

11.02

2

Труд городских жителей весной

1

15.02

3

Пр.работа: «Уборка пришкольной территории»

1

18.02

Раздел: «Живая природа»

Тема: Животные

1

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья.

1

22.02

2

Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма.

1

25.02

3

Разнообразие пород домашних животных.

3(-1)

01,04.03

4

Птицы. Разнообразие птиц.

1

11.03

5

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве.

1

15.03

6

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

1

18.03

7

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

1

22..03

4 четверть(-1)

16ч

8

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

1

01.04

9

Насекомые – вредители. Первая помощь при укусе насекомых

1

05.04

10

Экскурсия в природу

1

08.04

Тема: Человек

1

Голова и мозг человека.

1

12.04

2

Профилактика травматизма головного мозга.

1

15.04

3

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

1

19.04

4

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.

1

22.04

5

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

1

26.04

6

Зоопарк. Заповедник, Лесничество.

1

29.04

Раздел «Сезонные изменения в природе»

Тема: Сезонные изменения в неживой природе

1

Изменения в природе с приближением лета. Летние месяцы. Летние явления природы

1

06.05

Тема: Повторение

1

Повторение раздела «Растения»

2

13.05

17.05

2

Повторение раздела «Животные»

2

20.05

24.05

3

Викторина «Всезнайка»

1

27.05

Праздничные дни – 8 марта,10мая.Учебный материал пройден за счет уплотнения темы «Повторение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...