Урок- экскурсия "В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Работка урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе «В гости к осени».
Цель: формирование представления об осени как о времени года, уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять признаки осени, названия осенних месяцев, наблюдать явления природы осенью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учеб. Деятельности, использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, уважительно относиться к тому, что тебя окружает, беречь природу родного края.
- Орг. момент.
Долгожданный дан звонок, он пойдет ребятам впрок.
Какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какие изменения в неживой природе происходят с наступлением осени? (ответы детей)
Какие изменения в живой природе происходят с наступлением осени? (ответы детей)
У нас сегодня необычный урок, а урок-экскурсия. Мы пойдем наблюдать за изменением природы с наступлением осени.
(учащиеся одеваются и выходят на улицу)
- Экскурсия в природу.
Первая остановка «Неживая природа».
Ребята, что относится к неживой природе? (ответы детей)
Посмотрите на небо, что заметили? ( небо синее, много облаков)
Как греет солнышко? ( не так как летом) Можно ли нас смотреть на солнце? Почему?
Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью.
( солнышко светит, но не греет так сильно как летом, небо чаще покрыть облаками, идет дождь, но он холодный)
Учитель: с наступление осени наступает похолодание.
Вторая остановка « Живая природа».
А) Посмотрите под ноги, что вы видите? (траву, насекомых, цветы)
Что можете сказать о траве и цветах? (вянут и желтеют)
Почему? (похолодало)
Б) Отгадайте загадки:
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)
Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт. (Майский жук)
Как их можно назвать одним словом? (насекомые)
Все ли эти насекомые живут у нас в Приморском крае?
А каких еще насекомых можете назвать?.
Что происходит с насекомыми осенью?
В) Игра « Чьи плоды?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Какие деревья растут в нашем селе?
Что происходит с деревьями осенью? (опадают листья, окрашиваются в разные цвета)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат — это значит… (Листопад)
Учитель: Листопад – самое красивое явление природы.
О нем нам расскажет…
В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки. Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.
Теперь вам понятно, почему деревья сбрасывают листья на зиму?
Г) «Перелётные птицы»
Какие птицы прилетают к нам весной? (ответы)
Как их называют?
А вы знаете, какие птицы улетают последними? (водоплавающие: цапли, утки, бакланы).
Почему? (им еще есть корм в воде)
Почему ласточки, грачи, зяблики уже улетели? (стало мало насекомых)
Учитель: В нашем крае есть удивительная утка-мандаринка, которая занесена в Красную книгу. О ней нам расскажет…
Утка мандаринка – маленькая птичка, которая входит в число 10 самых красивых пернатых мира. Это символ китайской культуры. Фото утки мандаринки можно встретить в Китае повсюду. Ее изображали художники прошлых времен. Мандаринка — небольшая утка массой до 700 граммов. Питается моллюсками, червями, икрой рыб, семенами водных растений. Излюбленными местами этих птиц являются водоемы, с растущими рядом с ними деревьями и с завалами бурелома. Именно в таких местах уткам мандаринкам безопасно и комфортно. Мандаринка хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только когда ранена. От своих родственников эти пернатые отличаются и способом гнездования. Они предпочитают высокие деревья. Там они гнездятся и проводят большую половину своего свободного времени, отдыхают. Время активных действий этих пернатых – утро, вечер. Свою активность они проявляют в поисках питания. Утки мандаринки, как и лебеди, если выбирают себе пару, то это на всю жизнь. Если с одним из партнеров что-нибудь случается второй уже никогда не ищет себе кого-нибудь другого.
А как называют птиц, которые зимуют с нами? (ответы)
Назовите зимующих птиц нашей местности. (воробьи, сороки, синицы, дятлы, вороны, поползни).
Нужно ли им помогать с наступлением холодов? (ответы детей)
Д) Остановка «Животные».
В птичник повадится — жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
Все изрыл — и луг, и сад —
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
Учитель: Как можно назвать этих животных? (дикие). А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме? ( ответы детей).
Да, ребята совершенно верно, одни животные ложатся в спячку, другие заготавливают корм на зиму, третьи меняют окраску, а четвёртых всю зиму ноги кормят.
Медведь один из представителей млекопитающих, который на зиму впадает в спячку. Такая необходимость у него возникает по той причине, что он не делает запасы пищи на зиму, а в этот период года его пища в природе отсутствует. Медведь питается главным образом растительной пищей. Спячка это единственный шанс на выживание, но к ней медведю приходится подготавливаться всё время на протяжении тёплого периода года. Он интенсивно питается и накапливает запасы жира. Во время спячки у медведя быстро снижается температура тела, становится медленнее дыхание, значительно замедляется сердцебиение. С наступлением тепла медведь выходит из этого состояния и продолжит процесс накопления жира. Будить медведя во время спячки категорически нельзя и даже опасно. Медведь просыпается очень разъяренным, но после этого может вновь не впасть в спячку и просто погибнуть. Как животное понимает, что наступила весна и пора выходить из спячки? Им об этом сообщает повышение температуры воздуха, которое они ощущают, а так же сильное чувство голода. Во время спячки медведь сосёт лапу, и это происходит вовсе не от того, что он очень голоден, а по причине необходимости увлажнения пересохшей кожи на ступнях, а так же для снятия ороговевших участков кожи. В период спячки у медведицы рождаются малыши. Медвежата рождаются совсем крохотными и слепыми, и на протяжении всего времени спячки матери питаются её молоком.
- Итог урока. Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Чем?
О каком времени года говорили?
Что интересного узнали?
Богат ли наш край животными и растениями?
Какие изменения происходят с неживой природой осенью?
А какие изменения происходят в живой природе?
- Домашнее задание:
Нарисовать рисунок на тему «Осень» или приготовить сообщение о животном нашего края. (на выбор)
Используемая литература:
- Окружающий мир. 2 класс : технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова / авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2017. -223 с.
- https://www.abcfact.ru/208.html
- https://biosfera.space/np/listopad-5.html
- https://givnost.ru/utka-mandarinka-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-utki-mandarinki/
- Istochnik: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-nasekomyx-dlya-detej.html
- https://po-ymy.ru/zagadki-pro-listopad.html
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия "В гости к Осени".
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе: расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой ...
Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе "В гости к осени"
Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "В гости к осени"(экскурсия). Во время экскурсии учащиеся знакомятся с осенними изменениями в природе.В ходе экскурсии применяется...
Стендовый урок "В гости к осени" 2 класс
Стендовый урок во 2 классе по программе "Школа России". 19...
Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"
Необходимо организовать и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...
Урок - экскурсия "В гости к осени"
Данный урок предназначен для учителей начальных классов при проведении осенней экскурсии в природу....
Конспект урока "В гости к осени"
Конспект урока по окружающему миру "Гости к осени". 2 класс...
Презентация к уроку "В гости к осени" 2 класс
Презентация к уроку "В гости к осени" 2 класс...