Рабочая программа по окружающему миру. Адаптация детей к школе.(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)
рабочая программа по окружающему миру
Окружающий мир
(30 занятий в год - 1 занятие в неделю)
(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_3okruzhayushchiy_mir_2018g.docx | 52.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
(30 занятий в год - 1 занятие в неделю)
(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Основная цель данного курса – знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира) в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, знакомство с родным языком.
Основными задачами данного курса являются:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы: Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение курса «Окружающий мир» отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.
Система оценивания и формы контроля: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Для достижения требуемых результатов обучения занятия строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать и делать выводы.
Планируемые результаты освоения предмета.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- элементарным правилам поведения в городе и на природе;
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- других людей;
- проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- видеть друг в друге сходные черты и различия;
- определять сезонные изменения в природе;
- выполнять на слух инструкции для обучающихся.
- названия месяцев года;
- основные отличия птиц, зверей, рыб и насекомых.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению других людей;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Содержание учебного предмета.
Введение.
Летние месяцы года и их характерных признаки. Правила и нормы поведения на природе.
Как себя уберечь.
Дом - жилище человека, видеть приметы времени. Правила безопасного поведения. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Знакомство с осенней природой.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений осени: листопад, перелёты птиц, температура, ветер, дождь.
Глобус, карта, мой район.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.
Путешествия и транспорт.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Путешествие на Северный полюс.
Путешествие в тундру. Жители тундры. Путешествие в тайгу. Путешествие в смешанный лес.
Достопримечательности нашей столицы.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. В гости к городецким мастерам. Путешествие к мастерам Хохломы. В гости к дымковским мастерам. Филимоновская игрушка.
Широка моя страна!
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Путешествие по материкам.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Климат, население, флора, фауна, стран, достопримечательности континентов – Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида
Тематическое планирование
№ п/п | Названия разделов | Количество занятий |
Введение | 1 | |
Как себя уберечь | 2 | |
Знакомство с осенней природой | 1 | |
Глобус, карта, мой район | 2 | |
Путешествия и транспорт | 6 | |
Достопримечательности нашей столицы | 8 | |
Широка моя страна! | 5 | |
Путешествие по материкам | 3 | |
Обобщение изученного материала | 2* | |
Итого: | 30 занятий |
Календарно-тематическое планирование
(По программе – 30 занятий при 1 занятии в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Даты занятий | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||
1 четверть. 4 недели – 4 часа. | ||||
Введение - 1 час | ||||
1 | Приглашение к путешествию. | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире; -вступать в учебный диалог; -различать способы и средства познания окружающего мира; -оценивать результаты своей работы -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | 04.10 | |
Как себя уберечь -2 часа | ||||
2 | Береги себя | 11.10 | ||
3 | Если хочешь быть здоров. | Основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы не болеть и беречь свое здоровье. | 18.10 | |
Знакомство с осенней природой - 1 час | ||||
4 | «Уж небо осенью дышало…» | Наблюдать за объектами природы и записывать наблюдения. | 25.10 | |
2 четверть. 8 недель – 8 часов. | ||||
Глобус, карта, мой район - 2 часа | ||||
5 | Район, в котором ты живешь. | Знать свою улицу, дом, квартиру, основные достопримечательности района. | 08.11 | |
6 | Глобус, карта. | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. Выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты | 15.11 | |
Путешествия и транспорт - 6 часов | ||||
7 | Транспорт. | Зачем человеку нужен транспорт? Откуда пришел транспорт. Виды транспорта. | 22.11 | |
8 | Путешествие на Северный полюс. | Расширять знания детей о планете Земля. Почему животные севера не мёрзнут? Чем покрыто тело моржа, тюленя, медведя? Чем питаются эти животные? Особенности проживания на севере. | 29.11 | |
9 | Путешествие в тундру. Жители тундры. | Суровый климат тундры, растения, животные. Какие люди там живут? | 06.12 | |
10 | Путешествие в тайгу. | Что такое тайга? Природа тайги, растения, животные. | 13.12 | |
11 | Путешествие в смешанный лес. | Учить детей правильному поведению в лесу. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях. Продолжать учить детей описывать птиц, выделяя их характерные признаки. | 20.12 | |
12 | «Идет волшебница зима…» | Научить определять признаки зимы через наблюдение и проведение опытов. | 27.12 | |
3 четверть. 10 недель - 9 часов. | ||||
Достопримечательности нашей столицы - 8 часов | ||||
13 | В гости к городецким мастерам. | Знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. | 10.01. | |
14 | Путешествие к мастерам Хохломы. | Познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла | 17.01 | |
15 | На каникулы в Москву. | Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | 24.01 | |
16 | Театр и музей. | Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всём мире Большим театром, музеями, с правилами поведения в процессе их посещения. Приобщать детей к русской национальной культуре. | 31.01 | |
17 | Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» Улицы Москвы. | Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития города Москвы, познакомить с образом жизни в старину. | 07.02 | |
18 | В гости к дымковским мастерам. | Познакомить детей с историей дымковской игрушки. | 14.02 | |
19 | Филимоновская игрушка. | Познакомить детей с историей дымковской игрушки. | 28.02 | |
20 | Это мамин праздник! | Познакомить детей с историей дымковской игрушки. | 07.03 | |
Широка моя страна!- 5 часов | ||||
21 | История русского костюма. | Познакомить детей о национальном костюме, с русской старинной обувью «Лапти» Прививать интерес к русскому народному творчеству. | 14.03 | |
4 четверть - 8 часов. | ||||
22 | Весна в степи. |
| 21.03 | |
23 | Как родится хлеб. | Познакомить детей о том, когда появился хлеб… | 04.04 | |
24 | «Широка страна моя родная…» | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | 11.04 | |
25 | Конкурс эрудитов. | Уметь отвечать на вопросы, вести диалог, помогать товарищу. | 18.04 | |
Путешествие по материкам - 3 часа | ||||
26 | Путешествие в Африку и Америку | Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки и Америки, климате, растениях, животных. | 25.04 | |
27 | Путешествие в Австралию и Антарктиду | Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Австралии, Антарктиды, климате, растениях, животных. | 02.05 | |
28 | Зоопарк. Виртуальная экскурсия. | Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек—часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. | 16.05 | |
29 | Обобщение изученного материала – 1 час* | 23.05 | ||
Итого: 29 часов. |
Примечание: 09.03.19- праздничный день и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 30 часов по программе запланировано 29 часов. *Тема «Обобщение» (2 часа) выполнена за счет уплотнения дидактических единиц (1 час) .
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция: Здравствуй, мир!» часть 3, авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова; под ред. А.А.Вахрушева. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015.Демонстрационный материал - модульные таблицы.
Технические средства: компьютер, проектор.
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:
http://evolution.powernet.ruТравянистые растения Московской области: онлайн-справочник
http://www. herba.msu.ruПроект Forest.ru: все о росийских лесах
http://birds.krasu.ruРастения: электронные версии книг
http://plant.geoman.ruРедкие и исчезающие животные России и зарубежья
http://www.paleo.ru/museumПопулярная энциклопедия «Флора и фауна»
http://www.biolog188.narod.ruГосударственный Дарвиновский музей
http://wwwdarwin.museum.ruЖивые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28 .08.2018 г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_________ Павлик Н.А.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_________ Лобанова М.И.
29. 08. 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев
Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"А.А.Вахрушев
Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календа...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной прогр...