Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Перспектива» ФГОС. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1. | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка учебного предмета
Адаптированная программа по окружающему миру во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Перспектива» ФГОС. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
-развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
II. Общая характеристика учебного предмета
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
-вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
-задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
-целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
-выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.
Свою рабочую программу я адаптирую через методику работы на уроке. В процесс обучения я включаю разнообразные формы, методы и методические приемы.
Я использую современные педагогические технологии: демонстрационные презентации, показ документальных фильмов, диалогическое обучение, проблемное обучение, метод проектов.
На уроке реализую индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, словесные, практические занятия, творческие работы, поисковые задания, рассмотрение ситуаций и их анализ, дидактические игры стимулирующие познавательный интерес: игры, кроссворды, занимательные упражнения, задания – шутки.
При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:
- Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).
- Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
- Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.
- Оказываю мальчику помощь в проведении опытов, наблюдений, в выполнении практических работ.
- В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
- Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.
- Часто предлагаю алгоритм выполнения заданий на самостоятельных работах, работе с учебником, устных ответах.
- Распознаем природные объекты с помощью атласа-определителя.
- Работаем со специальной тетрадью по окружающему миру.
- Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.
- Коллективно составляем план устного и письменного ответа.
- Уделяю особое внимание работе по предупреждению ошибок: четко произношу слова, возникшие ошибки не просто исправляю, а обязательно разбираем совместно с ребенком.
- Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.
- Использую прием проговаривания основных терминов и определений.
- При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.
- При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).
- Подчеркиваем заглавные буквы, делим слова на слоги, ставим ударение.
- Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.
- Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.
- Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы.
- При выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы разрешаю мальчику пользоваться рабочими тетрадями и учебниками.
- При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и предметных результатов.
Личностные:
К окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
V. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Вселенная, время, календарь (16 ч) |
Мы – союз народов России. Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории – этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. |
Мы – жители Вселенной. Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета – Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. |
Наш космический корабль – Земля Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. |
Время. Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. |
Сутки и неделя. Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснение. Дни недели и их последовательность. |
Месяц и год. Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения дней в каждом месяце. |
Времена года. Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления. |
Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогноз погоды и его значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. |
Осень (18ч)
Осенние месяцы. Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. |
Осень в неживой природе. Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Народные праздники как выражение благодарности природе за все, что она дает людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. |
Звездное небо осенью. Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история Большой Медведицы. |
Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. |
Старинная женская работа. Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в городе Костроме. |
Деревья и кустарники осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. |
Чудесные цветники осенью. Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. |
Грибы. Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. |
Шестиногие и восьминогие. Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. |
Птичьи секреты. Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. |
Как разные животные готовятся к зиме. Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. |
Невидимые нити в осеннем лесу. Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
Осенний труд. Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. |
Будь здоров! Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. |
Охрана природы осенью. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России. |
Зима (15 ч)
Зимние месяцы. Народные названия зимних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. |
Зима – время науки и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. |
Зима в неживой природе. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. |
Звездное небо зимой. Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. |
Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. |
Зимние праздники. Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. |
Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. |
Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. |
Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. |
Зимний труд. Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д. |
Будь здоров! Правила здорового образа в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. |
Охрана природы зимой. Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. |
Весна и лето (19 ч)
Весенние месяцы. Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. |
Весна в неживой природе. Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. |
Весна – утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. |
Звездное небо весной. Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах. |
Весеннее пробуждение растений. Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. |
Чудесные цветники весной. Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. |
Весна в мире насекомых. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. |
Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. |
Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
Весенний труд. Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д.) |
Старинные весенние праздники. «Праздников праздник» Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов. |
Будь здоров! Правила здорового образа в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. |
Охрана природы весной. Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России. |
Лето красное. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. |
Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. |
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные УУД | ||||||
Окружающий мир 1 часть. Раздел "Вселенная, время, календарь" (16 часов). | |||||||
1 | 1.09 | Мы — союз народов России. | 1 | Знакомится с учебником, рабочей тетрадью; составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научатся находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
2 | 6 | Мы — жители Вселенной. | 1 | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера. | Получат возможность узнать в общем виде строение Вселенной, названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе, научатся узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | ||
3,4 | 8 13 | Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом. (стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли. . | 2 | изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; познакомятся с устройством компаса, научатся определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну. | ||
5 | 15 | Время (настоящее, прошлое, будущее). Практическая работа | 1 | Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов; | Получат возможность приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, узнают устройство часов, научатся определять время по часам. | ||
6 | 20 | Сутки и неделя. | 1 | Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность; | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, получат возможность давать научное объяснение смены дня и ночи, научатся называть дни недели и выстраивать их последовательность. | ||
7 | 22.09 | Месяц и год | 1 | моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, получат возможность давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года. | ||
8 | 27.09 | Времена года. . | 1 | Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года, инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, | Научатся объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, перечислять времена года в правильной последовательности. | ||
9 | 29 | Погода Практическая работа с термометром. | 1 | Измерять температуру; записывать показания термометра; | Научатся конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям. | ||
10 | 4.10 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | 1 | находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. | Научатся ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | ||
11 | 6 | Красные дни календаря. Практическая работа. . | 1 | определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками | Получат возможность кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе. | ||
12 | 11 | Народный календарь. | 1 | Подбирать народные приметы на погоду своего края; определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; | Получат возможность узнать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | ||
13 | 13 | Экологический календарь. | 1 | Знакомится с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. высказывать предположения о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; | Получат возможность узнать некоторые народные приметы на погоду своего края, предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | ||
14,15 | 18.10 20 | Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». За страницами учебника | 2 | Самостоятельная работа | Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу. | ||
16 | 25 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Экскурсия | |||
Осень (18 часов). | |||||||
17(1) | 27 | Осенние месяцы. | 1 | Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; Сочинять устный рассказ по картине. | Закрепят чередование осенних месяцев, научатся характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. | |
18(2) | 10.11 | Осень в неживой природе. | 1 | Рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, узнают названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе | ||
19(3) | 15 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 1 | Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | Научатся в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе | ||
20(4) | 17 | Звездное небо осенью. | 1 | Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. | Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. | ||
21(5) | 22 | Трава у нашего дома. | 1 | Распознавать наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. | Понять причины пожелтения травы осенью, уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. | ||
22(6) | 24 | Старинная женская работа. . | 1 | Называть последовательность трудовых операций в работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани на ощупь. | Научатся определять особенности льняной ткани, называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки. | ||
23(7) | 29.11 | Деревья и кустарники осенью. Практическая работа | 1 | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадывать загадки об осени. Выполнять задания поискового и творческого характера. Делать общий коллаж «Осенний пейзаж». | Понять причины листопада, уметь сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель. | ||
24(8) | 1.12 | Чудесные цветники осенью. | 1 | Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе; определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения. | Научатся узнавать растения цветника по материалам учебника, определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе. | ||
25(9) | 6 | Грибы. | 1 | Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. | Получат возможность сравнивать грибы по внешнему виду, устанавливать связи грибов с растениями и животными, различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. | ||
26(10) | 8 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. | Получат возможность узнать отличительные особенности насекомых от паукообразных, этапы развития бабочки и стрекозы. | ||
27(11) | 13 | Птичьи секреты. | 1 | различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами. | Научатся различать перелётных и зимующих птиц, узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам, приводить примеры птиц, узнают причины, по которым перелётные птицы покидают родные края. | ||
28(12) | 15 | Как разные животные готовятся к зиме. . | 1 | Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; | Научатся устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. | ||
29(13) | 20 | Невидимые нити в осеннем лесу.
| 1 | приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять значение связей между растениями и животными в осеннем лесу; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. | Получат возможность узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, научатся приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | ||
30(14) | 22 | Осенний труд. | 1 | Рассказывать о многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | Получат возможность узнать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, научатся соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | ||
31(15) | 27 | Будь здоров! (Подвижные старинные игры) | 1 | Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период; | Научатся соблюдать правила, предусмотренные игрой. выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | ||
32(16) | 29.12 | Охрана природы осенью. | 1 | Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | ||
33,34 (17,18) | Контрольное тестирование по разделу «Осень». За страницами учебника | 2 | Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | |||
Зима (15часов) | |||||||
35(1) | Зимние месяцы. | 1 | Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; | Получат возможность сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||
36(2) | Зима — время науки и сказок. | 1 | Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России; | Получат возможность узнать несколько зимних народных примет на погоду, объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни. | |||
37(3) | Зима в неживой природе. | 1 | Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки; | Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями, узнают дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | |||
38(4) | Звездное небо зимой. | 1 | Изучать карту звездного неба; ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион, Полярную звезду и звезду Сириус. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Научатся находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде. | |||
39(5) | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями. | Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе. | |||
40(6) | Зима в мире растений. | 1 | Описывать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; формировать представление о жизни растений в зимнее время; рассказывать о зимних погодных явлениях. | Получат возможность распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом. | |||
41(7) | Зимние праздники. | 1 | Обсуждать общие и различные черты рождественского праздника в странах Запада и России; рассказывать о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника, изучать два типа календаря гражданский и православный; рисовать празднично украшенную ель. | Узнают особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | |||
42(8) | Растения в домашней аптечке. | 1 | Сравнивать фотографии в учебнике, находить лекарственные растения по описанию и определять, какие части их используют для лечения; изучить лекарственные растения в домашней аптечке; привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях | Получат возможность узнать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. | |||
43(9) | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 | Знакомиться по материалам учебника с образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Приводить примеры зверей, не впадающих в спячку. | Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | |||
44(10) | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. | |||
45(11) | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | Знакомиться со старинным календарём народов мира | Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года. | |||
46(12) | Зимний труд. | 1 | Обсуждать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддержания порядка на улице, предлагать свои способы, приводить примеры; вспоминать лекарственные и витаминные растения, обсуждать их выращивание в домашних условиях для поддержания здоровья в зимнее время. | Получат возможность узнать о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными. | |||
47(13) | Будь здоров! | 1 | Знакомиться с правилами здорового образа жизни в зимний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; получат возможность объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы | |||
48(14) | Охрана природы зимой. | 1 | Обсуждать правила охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц, продолжать изучение страниц Красной книги. Выполнять задания поискового и творческого характера | Получат возможность узнать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу; соблюдать чистоту во время прогулки, узнают о некоторых представителях Красной книги России. | |||
49(15) | Контрольное тестирование по разделу «Зима». | 1 | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | ||||
Весна и лето (19 ч.) | |||||||
50(1) | Весенние месяцы. . | 1 | Находить признаки весенних явлений природы; изучать и обсуждать особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; | Научатся находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; получат возможность понять причины потепления весной; узнают дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их; - умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; - выполнение правил здорового образа жизни в весенний период; - формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.
| ||
51(2) | Весна в неживой природе. | 1 | Понимать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за погодой. | продолжить работу по наблюдениям за погодой. | |||
52(3) | Весна — утро года. | 1 | находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | продолжить работу по наблюдениям за погодой. | |||
53(4) | Звездное небо весной. | 1 | Знакомиться с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | Научатся определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | |||
54(5) | Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной. | 1 | Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения. | Познакомить с раннецветущими растениями | |||
55(6) | Весеннее пробуждение растений. | 1 | Анализировать и обсудить причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами и стремиться беречь их; рисовать первоцветы. | Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. | |||
56 (7) | Чудесные цветники весной. | 1 | Знакомиться с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; находить их в атласе-определителе; | Узнать названия культурных растений весенних цветников, научатся находить их в атласе-определителе, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. | |||
57(8) | Весна в мире насекомых. | 1 | Учиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; осмысливать и обсуждать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; устанавливать взаимосвязь насекомых и птиц. | Узнать о весенних изменениях в жизни насекомых, научатся определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека. | |||
58(9) | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | Изучать весенние изменения в жизни птиц и зверей, рассказывать об их зависимости от других сезонных явлений в природе, понимать необходимость бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, научатся определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики. | |||
59(10) | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | Знакомиться со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | |||
60(11) | Весенний труд. | 1 | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; | Получат возможность различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время, проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами. | |||
61(12) | Старинные весенние праздники. | 1 | Знакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников, выявлять их глубокий нравственный смысл, сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; | Получат возможность характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России. | |||
62(13) | Будь здоров! | 1 | Повторять правила здорового образа жизни в весенний период; | Получат возможность формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной, объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны. | |||
63(14) | Охрана природы весной. | 1 | Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показывать, как младшие школьники могут охранять природу, знакомиться с устройством искусственных гнездований для птиц | Узнать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. | |||
64(15) | Контрольное тестирование по разделу «Весна». | 1 | Самостоятельная работа | Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки. | |||
65(16) | Лето красное. | 1 | Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; | Получат возможность находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников, объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев | |||
66(17) | Летние праздники и труд. | 1 | Знакомиться с народными обычаями летних старинных праздников, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказывать о видах труда людей летом; | Научатся соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | |||
67,68 (18,19) | Повторение изученного за год. За страницами учебника. | 2 | Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам. | Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года. |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение2016,
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
- ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
Список литературы в учебно-методическом обеспечении
по федеральному государственному образовательному стандарту
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2015.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
1. Дополнительная литература.
1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2014 год.
2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2016 год.
4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО«Феникс», 2009 год
2. Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир 2 класс».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
2. Тренажёры по окружающему миру (CD).
5. Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
№ п/п | Наименование техники | Количество |
1. | Рабочий стол учителя | 1 |
2. | Принтер | 1 |
3. | Мультимедийный проектор | 1 |
4. | Интерактивная доска | 1 |
5. | Колонки | 2 |
6. | Мобильный класс (Нетбуки) | 0 |
7. | Гарнитура | 0 |
8. | Веб - камера | 0 |
9. | Фотоаппарат | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по предмету окружающий мир составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа для 4 класса по предмету "Окружающий мир" (автор: А.А. Плешаков) составлена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Программа разработана с учетом 1ч./нед. на 34 учебные недели....
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...