конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Блохина Ольга Владимировна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Строение тела человека" для 3 класса программы "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3_v_klasse.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира. 3В класс.

По учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. УМК "Перспектива"

Тема урока: "Строение тела человека"

        Цель: сформировать целостное представление о внешнем и внутреннем строении организма человека как о системе органов.

        Задачи:

        Обучающие:

  • сформировать представление о внешнем и внутреннем строении тела человека;
  • сформировать представление внешних и внутренних органах тела (внешний вид, месторасположение в теле человека, выполняемые функции и значение);
  • сформировать представление о системах взаимной связи всех органов;
  • сформировать представление о системе органов (опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).

        Развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета.

        Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

        Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые  результаты:

​        

        Предметные:

​  учащиеся узнают о: внешнем и внутреннем строении тела человека; частях тела, которые относятся к внешнему строению; внутренних органах тела, их названиях, месторасположением, выполняемыми функциями и значением; о системах органов (опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).

​  учащиеся научатся отличать друг от друга внутренние органы, их значения для человека;

​         Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умеют с помощью учителя определять и формулировать цель познавательной деятельности;
  • преобразуют практическую задачу в познавательную, самостоятельно оценивают   правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД:

  • развивают умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • развивают способность сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и умозаключения.

Коммуникативные УУД:

  • отрабатывают умение строить речевые высказывания в устной форме;
  • формулируют  собственное мнение;
  • умеют договариваться и приходить к общему мнению и находить общее решение в совместной деятельности.

​         Личностные:

  • проявляют интерес к новому;
  • понимают необходимость заботиться о своем здоровье.

Оборудование: для учителя – учебник "Окружающий мир 3 класс", доска, наглядности "Строение тела человека", скелет с внутренними органами,  ИКТ (презентация, компьютер), губка, воздушный шарик, веревка.

Ход и содержание урока

Организационный момент. СЛАЙД №1.

- Сегодняшний урок мы начнем, погрузившись в красоту родной русской природы (видео). Большой знаток природы Н.Сладков так писал в своих произведениях: «Природа – друг человека. А с другом надо дружить. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Это наши земляки, мы вместе с ними живём на земле. А всякая жизнь требует внимания и уважения».

I.Активизация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.

- О чем говорил Н. Сладков? (О природе, окружающем нас мире.)

-Окружающий мир – это то, что есть у каждого из нас, не правда ли? Что такое окружающий мир?

-Небо и погода, растения и животные, вода и земля, холод и тепло…

Окружающий мир может быть ничем или просто фоном, на котором мы делаем то, что нам угодно.

Окружающий мир может быть помощником, опорой, кладовой полезных инструментов, собеседником…

Окружающий мир может быть учителем, который учит нас, как быть частью его, ведь мы – люди – необъемлемая, очень значимая часть окружающего мира.

 Окружающий мир влияет на нас, а мы влияем на него и на то, что в нем происходит. Мы наслаждаемся погодой и природой, прислушиваемся к звукам природы. И можно представить, что мы пишем книгу, а героев берем из окружающего мира.

II. Проблемно- диалогическая беседа.

- Ребята, кто эти герои? (Называют объекты окружающего мира).

- Как ещё мы называем все предметы и живые существа, окружающие нас? (телами).СЛАЙД №2.

-Какое ещё значение имеет слово «тело»? (определение из толкового словаря)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок будет посвящён очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить  сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: «Про тебя самого». Именно так называется книга известного детского писателя Алексея Дорохова.  (Учитель демонстрирует книгу учащимся, интересуется, читал ли кто-нибудь её? Советует обязательно прочитать)

- Итак, наша тема: Строение тела человека. СЛАЙД №3.

-  Мы с вами, как и любой из окружающих нас предметов, имеем внешнее и внутреннее строение. СЛАЙД №4. 

-   Цель сегодняшнего урока –  изучить названия частей тела человека (внешних и внутренних), узнать, где они расположены и какую работу выполняют в нашем организме.

IV. Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания.

Демонстрация куклы.

- Куклу можно назвать уменьшенной копией человека, или его макетом.

- Какие части тела вы можете назвать? СЛАЙД №5.

(Голова, шея, туловище, ноги и руки).

-Руки и ноги называют конечностями – верхними и нижними.

- Какие части принято различать на туловище? СЛАЙД №6.

(грудь, живот, спину).

-Эти части тела вы видите, они называются внешними.

V. Постановка проблемного вопроса.

-Помимо внешних частей тела, что ещё есть у человека? СЛАЙД №7. (внутренние органы)

- Долгое время люди не знали ответа на этот вопрос. Постепенно ученые накапливали знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, проводить операции.

-Внутри человека находится множество органов. СЛАЙД №8.

-Давайте найдем определение в учебнике что такое орган.

VI.Систематизация и обобщение полученной информации по вопросам учителя.

Работа по учебнику. СЛАЙД №9.

- С помощью рисунка на стр. 49 учебника познакомься с внутренними органами человека.

Разобраться в том, как они расположены в организме, нам поможет наш гость. (Макет скелета человека с внутренними органами).

- Запишите в тетрадь определения: что такое орган и система органов. Проверьте себя. СЛАЙДЫ №10 и №11.

-Итак, обобщим. СЛАЙД №12.

- Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. Внешнее строение – это части тела, внутреннее – органы.

- А теперь немного разомнем наши части тела, верхние и нижние конечности.

VII. ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД №13.

VIII. Работа над новой темой.

- Рассмотрим подробнее нашего героя. Обратите внимание где и как располагаются органы внутри тела человека. СЛАЙД №14.

-  Замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите?

(Мы слышим свое дыхание) С помощью чего происходит дыхание человека? (Легкие)

СЛАЙД №15.

- Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Вывод: Без воздуха человек может прожить недолго, т.к. не может не дышать.

Практическая работа №1

-Лёгкие похожи на губку (Демонстрация) При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере (сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. лёгкие наполняются воздухом (отпустить губку). Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

- Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Нашему организму нужна обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь.

- Кто знает, какие органы занимаются переработкой пищи? (Желудок) (СЛАЙД №16)

- Он находится в верхней части живота с левой стороны. Покажите, где у вас находится  желудок.

 Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик.

Практическая работа №2(Опыт с воздушным шариком).

Дунешь в шарик, и он чуть надуется. Так же и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи попадает в ваш желудок, тем больше он растягивается. Но в желудке пища перерабатывается только наполовину.

Окончательную обработку она получает в кишечнике.

Длина кишечника почти 8 метров.

Практическая работа №3(растягивание верёвки)

-Как же он помещается в нашем животе? (Свёрнут плотно) (СЛАЙД №17)

Кроме этого с правой стороны от желудка в верхней части живота находится печень. СЛАЙД №18.

Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу.

-Все органы важны для жизни человека. Но все-таки бывает и такое что человек может жить без части легкого, желудка, кишечника, печени, тем более, что печень вырастает со временем до прежних размеров. А вот какие органы в теле человека жизненно необходимы?

-Когда вы выполняете какую-то работу, как вы думаете, это происходит само собой или вами кто- то руководит? СЛАЙД №19.

-Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.

- В какой части тела расположен головной мозг, судя по названию? (Извлечение модели мозга из черепа скелета)

- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой всех органов.

- Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

- Что же это такое? (Сердце) СЛАЙД №20

- Увидеть его мы не можем, но можем услышать, почувствовать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Как выглядит сердце? (Демонстрация модели сердца)

- Можем ли мы уместить это сердце в груди ребенка? А взрослого человека? Какой же реальный размер сердца?

-Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Сердце важный орган. Что произойдёт, если сердце остановится?

IX. Метапредметные связи урока.

- Распрямите свои кулачки. Когда в своей жизни человек применяет этот жест?(Когда хочет выразить свою любовь к этому человеку, благодарность, преданность). Тем самым он показывает, что отдаёт своё сердце этому человеку, конечно не в буквальном смысле. Поэтому в нашей жизни имеет место символ сердца (на доску) – как обозначение любви. Мы говорили с вами о широком смысле слова «Любовь» - любовь к родителям, детям, родине, близкому человеку, любовь к природе, живым существам. (День Святого Валентина-дарят символы сердца).

- Так в каких же значениях употребляется слово «сердце» в нашей речи? СЛАЙД №21. Прочитайте определение.

-Объясните значение следующих словосочетаний:

Доброе сердце

Золотое сердце

Каменное сердце

Холодное сердце

Любящее сердце

X.Обобщение и систематизация полученных знаний

Работа в группах СЛАЙД №22.

-Достаточно много времени мы посвятили на уроке можно сказать самому важному органу в жизни человека-сердцу. Но даже такой важный орган, как сердце, не может работать один. Органы работают сообща, образуя системы органов. Все системы органов связаны между собой и образую единое целое – организм человека.

-Работаем в группах. Каждая группа ищет в учебнике и изучает доп.материал об одной из систем органов. Найденную информацию помещаем в раб.тетрадь (№5).

1 группа – опорно-двигательная система

2 группа – пищеварительная система

3 группа – дыхательная система

4 группа – кровеносная система

5 группа – нервная система

Защита групп. СЛАЙДЫ №23-27

XI. Физкультурная пауза.

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Пощупайте свою грудную клетку.

4. Погладьте друг друга по спине.

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите руки вверх.

7. Топните ногами.

- Молодцы! Все знают части своего тела.

XII. Рефлексия деятельности на уроке

-Помните, в начале урока я говорила вам, что тема эта очень важная? Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важная? (Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!) СЛАЙД №28

- Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил: «Ни то и ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливей больного, но богатого короля».

-Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами.

  -Как сохранить своё тело красивым и здоровым? На этот вопрос вы  подготовите свои советы на внеклассное мероприятие по окружающему миру.

XIII. Домашнее задание:

Р.Т. - №4, №6 с.28-29

- Пожелаем всем присутствующим крепкого здоровья! СЛАЙД №29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...