«Откуда берутся снег и лёд?»
материал по окружающему миру (1 класс)

Панина Наталья Николаевна

Познакомить учащихся со свойствами снега  и льда, с их образованием, через практическую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся со свойствами снега  и льда, с их образованием, через практическую работу.
 2. Развивать наблюдательность, речь, воображение.
3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование: презентация, снег и лёд в стаканах, блюдца, цветные открытки (раздаточный материал), спиртовка, колба, штатив с зажимом, демонстрационный столик, учебник  А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс, «Рабочая тетрадь» к учебнику.

       Ход урока:

1.Организационный момент.    
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начнём интересный урок.

2.Введение в тему урока.

-Какое сейчас время года?

-Чем вы любите заниматься зимой на улице?

-Угадайте, кто придёт к нам сегодня на урок?

Загадка.       В голове  - снег,

                     В животе - снег

                     И в ногах снег,

                     И в руках снег.

                     Что за чудо - человек?  (Снеговик).

-Снеговик принёс загадки.

Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, т. е. то о чём мы сегодня будем говорить.

1. Всю зиму смирно лежит,                        2. Не драгоценный камень,

    А весной убежит. (Снег)                         А светится. (Лёд).

-Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

-Итак, сегодня мы узнаем, откуда берутся снег и лёд. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

3.Практическая работа.

Работа проводится в парах по заданиям учебника.

                                                Свойства снега и льда.

Свойства

               Снег

                Лёд

Цвет

Прозрачность

Хрупкость

Действие тепла

 Вывод о свойствах снега и льда по таблице, которую мы заполняли в течение урока, делают дети.

4. Закрепление.  Работа в рабочей тетради стр.20, задание 1.

5.Физкультминутка.

-Давайте посмотрим, каким видели снег русские художники.

Рассматривание репродукций картин. Звучит музыка.

- Какие оттенки снега вы видите на картинах художников К. Юона «Русская зима» и «Последний снег», А. Бродской «Таёжный мороз»?

- Почему снег приобретает такой цвет?

-От чего это зависит? (От освещённости, окружающих предметов, времени суток, месяца зимы, от загрязнения окружающего воздуха).

6. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего?

(Снег и лёд превращаются в воду под действием тепла).

-Верно. Снег и лёд при таянии превращаются в воду.

-А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).

-Где в природе вы видели лёд?

(На реке, в луже. сосульки. гололёд, иней, узоры на окнах).

Ледники –  скопление льда на суше.  (На  вершинах гор, у Северного и Южного полюсов. Арктика и  Антарктика).

-Как образуется ледник?

Если снег долго лежит, то он накапливается, слёживается, превращается в ледяные крупинки, нужно долгое время, чтобы образовался лёд.

Ледник образуется в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно.

Айсберг (в переводе с немецкого) - «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота айсберга достигает 40-60 метров. Это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Она примерно в 7 раз больше надводной.

-Откуда берутся эти громады льда?   Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

-Если вы захотите, то сможете узнать ещё много интересного об айсбергах на страницах энциклопедий и других книг.

Потом обязательно поделитесь с нами этими знаниями.

 -Можно ли в доме увидеть лёд?

-Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (Учебник  стр. 49, внизу).

- Так что же такое лёд? ( Это замёрзшая вода.)

-А когда образуется снег?  (Зимой).

-А что такое снег? (Это снежинки, которые падают с неба).

-А как образуются снежинки?

- Сейчас мы об этом узнаем.

-Итак, что произошло со снегом и льдом?

-А что будет, если продолжать нагревать воду?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель предлагает следующий опыт. (Процесс испарения).

-Что произошло с водой?

- А может ли пар опять  стать водой?

- Как это сделать?

 Найти способ возвращения воды.

7.Опыт.

Нагреваем воду, над которой закрепляем пробирка со снегом.      

Вскоре на нижней части тарелки образуются капли, которые падают вниз.

- Давайте вспомним что было?

снег и лёд – вода – пар – вода

-А дальше? (Снег и лёд.) При очень сильном охлаждении происходит образование ледяных кристалликов – снежинок.

8.Сейчас я расскажу вам сказку  «Кругосветное  путешествие Снежинки».

      Жила – была Снежинка на веточке, а может быть и на крыше, а может и на земле, ведь надо где – то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(Прикрепить на схему снежинку на поверхность земли.)

Пригрело как – то яркое солнышко.

(На схеме выдвинуть солнце из – за  тучек.)

-Что произошло с нашей Снежинкой?

-Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички – капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

-В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

Снег появляется, когда очень холодно.

И полетела наша Снежинка вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. (Показ на схеме.)

Судьба выпавших с неба снежинок различна. Прилетела наша Снежинка на землю и снова встретилась со снежинками – сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Снежинке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

Так происходит и в природе.

На глобусе наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки.

-А что обозначает белый цвет?

Этот процесс называется «Круговорот воды в природе».

Американский фотограф Бетин был очарован красотой снежинок. Он в течение многих лет собирал коллекцию их увеличенных фотографий. Посмотрите на эти фотографии.

 Хотя снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме (шестилучевые звёздочки.)

Не только форма, но и падение снежинок восхищает людей.

-А как падают снежинки?

В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает всё вокруг ровным слоем. Стоит подуть ветру, как заметёт, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

9. Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

                      Путешествие снежинки по голубой дорожке.

10.Закрепление.

Работа в рабочей тетради стр. 20, з. 2.

Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Снеговик не успел дорисовать снежинки. Нужно ему помочь!

(Дети дорисовывают снежинки.)

11.Итог урока.

Кроссворд.

1.Меня все растили,

   Из снега слепили.

   Холодный, большой –

   Кто я такой?   (Снеговик.)

2.Без рук рисует,

   Без зубов кусает.   (Мороз.)

3.Прозрачен как стекло,

   А не вставишь в окно.   (Лёд.)

4.Кто, угадай – ка, седая хозяйка,

   Тряхнёт перинки – над миром пушинки?  (Зима.)

                     Ключевое слово – вода. 

-Почему?  

Снег и лёд образуются при замерзании воды.

Вывод в учебнике.

-А могут ли снег и лёд быть опасными?

-Ребята Снеговик доволен вашей работой на уроке и дарит вам на память эти удивительные снежинки.



Предварительный просмотр:

                                                   Почему мы любим кошек и собак?

Цели: расширить представления о кошках и собаках; о правилах ухода за ними; воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Планируемые результаты: (УУД)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи; расширение представлений о кошках и собаках; знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой, их наз-начением.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика; практическая ра-бота в группах; воспитание милосердия.

Личностные: обсуждать отношение к домашним питомцам; оценивать свои достижения на уроке; понимать значение знаний для человека; отвечать на итоговые вопросы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,                 Всё ль в порядке:
Начинается урок.                                  Ручка, книжка и тетрадка?                                
И проверь сейчас дружок,                  Все ли правильно сидят,
Ты готов начать урок?                         Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте,
2.Определение темы урока.
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке.

Даже по железной крыше                                  С хозяином дружит,                        
Ходит тихо, тише мыши.                                 Дом сторожит.
На охоту ночью выйдет                                 Живёт под крылечком,
И, как днём, всё видит.                                 Хвост колечком. (Собака) (слайд 2)
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)  (слайд 1)

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о кошках и собаках. Постараемся ответить на вопрос: Почему мы любим кошек и собак? Познакомимся с различными породами со-бак и кошек; с условиями их жизни и особенностями ухода за домашними животными.

Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери  «Мы в ответе за тех, кого приручили». (слайд 3)
– Сегодня на уроке вы будете моими помощниками. Ребята,
 на какие две большие группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)

- Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жильё строит для них человек.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей – о кош-ках и собаках, научимся, как нужно ухаживать за собакой и кошкой,  узнаем много интерес-ного и полезного для нас.

3.Работа по теме урока.
а) Кошки – 
самые распространённые домашние животные. (слайд 4) Приручили их в Древнем Египте около 6 тыс. лет назад. Люди заметили, что дикие кошки, живущие в лесах, ходят возле амбаров с зерном и …
- Как вы думаете, что они делали там? (ловили мышей) Люди решили приручить этих полезных животных. Так кошки стали жить вместе с людьми. А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники.
(слайд 5) Среди них такие гиганты, как лев, барс, пума, ягуар, рысь, леопард. Эти хищники, отлич-но приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отлич-ное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу.

Но вернёмся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

«Породы кошек». (слайд 6)
- Домашние кошки похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. Наиболее инте-ресные породы: персидские;  русские голубые; сиамские; сибирские.

«Профессии» кошек. (слайд 7)
- Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – 
охотник и охранник. Одна кошка за год спасает от мышей бо-лее тонны зерна.

 По поведению кошки можно предсказывать погоду. Если погода будет холодной, то кошка сво-рачивается колечком.

- Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам. Они лекари, согревая их сво-им телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гла-дить. От этого люди быстрее идут на поправку.

- Современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачёва.
   Кошки 
предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

б) Следующее домашнее животное-это собака. (слайд 8)

Собака – самый верный друг из домашних животных. Более 10 тыс. лет назад, когда люди были бродячими охотниками, они приручили волка. (слайд 9) Постепенно волк превратился в собаку. А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лисица и голубой песец. У этих хищников длинные сильные ноги, короткие, тупые когти не втягиваются как у кошек, да и по деревьям эти хищники лазать, не способны. У всех собачьих есть большие и острые клыки.

Сейчас известно около 400 пород собак. Они отличаются друг от друга размером; формой тела; шерстью; окрасом; поведением; своим предназначением.

Всех собак можно разделить на три группы: (слайд 10)

охотничьи – лайка, такса; служебные – колли, немецкая овчарка; декоративные – пудель, пекинес.

«Профессии» собак: (слайд 11) охотники, ищейки; охраняют границу, разыскивают преступников; спасатели, поводыри; ездовые, пастухи; друзья.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, кото-рый рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе.

Не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожими друг на друга!

4.ФИЗМИНУТКА.

Шли по крыше три кота.
Три кота Василия.             (ходьба на месте)

Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.         (поднимание и опускание рук)

Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.   (приседания)

И сказали три кота:
- Красота! Красота!    (хлопки в ладоши)

Кошки - наши домашние любимцы. С ними интересно, но они нуждаются в нашей заботе, правиль ном уходе.

5.Сценка «Кошка». 

Мальчик. Говорит мне тихо кошка…

Кошка. Пожалей меня немножко!

Мальчик. Не пойму я кошку эту.
                Я ей тычу в рот конфету,
                Я под самый кошкин нос
                Лучший свой значок поднёс.
        Я обнял её за шею-
        Вот как я тебя жалею!
        Ну чего ты хочешь кошка?
        Говорит она…

Кошка. Немножко,
            Хоть немножко пожалей –
             Отпусти меня скорей!

- Ребята, скажите, пожалуйста, правильно ли мальчик обращался с кошкой? Правильно. Животные нуждаются определенном уходе.

В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Корм для питомца должен быть свежим. Мясо кошкам нужно давать сырое, так как они по своей природе охотники. А вот рыбу лучше давать варёную – от сырой рыбы в кишечнике могут завес-тись паразиты (глисты). Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчёсывать жёсткой щёточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть спе-циальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, её систематически показывают ветеринару, делают прививки.
- Кого мы называем ветеринаром? Это человек, который помогает животным, если они заболели.

  Собакам нужен сбалансированный корм: мясо и кости, растительные добавки – овсяные хлопья и овощи. Корм для питомца должен быть свежим. Сухой корм собакам можно давать понемножку и не часто; чрезмерное его употребление может привести к мочекаменной болезни. В миске всегда должна быть чистая вода. Чтобы собаки были здоровыми и активными, им нужно давать витами-ны. Для ухода за шерстью её расчёсывают специальной щёткой. Собака нуждается в движении, ее надо выгуливать, можно обучать простым командам. Собаку надо показывать ветеринару, им дела ют прививки.

6.Работа по учебнику и рабочей тетради.

Рассмотрите рисунки на стр. 42 учебника и расскажите, как нужно ухаживать за кошкой и собакой? (ответы детей).

Откройте рабочую тетрадь на с.27

Рассмотрите рисунки, кто из ребят правильно гуляет с собакой? (ответы детей).

7.ФИЗМИНУТКА.

Ребята, если я назову дикое животное, вы приседаете, домашнее - подпрыгиваете. (Корова, рысь, волк, собака, лиса, коза, пума, кошка, тигр)

8.Практическая работа в группах.

По рисунку распределить предметы ухода за кошкой и собакой и объяснить, для чего они предназ-начены.

9.Откуда берутся бездомные животные?

Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому, что не только ответственность за них ожидает нас с приобретением питом ца, но и наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы послушали стихотворение, которое расскажет нам Анюта.

Котёнок

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали «Кис-кис».
Замирая от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.

- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Не все люди хорошо заботятся о своих до-машних питомцах. К сожалению, нередко люди берут в дом питомцев, а потом безжалостно выб-расывают их на улицу.

Инсценирование стихотворения А.Дмитриев “Бездомная кошка”

Однажды я встретил бездомную кошку:         Подумал я: “Странно, что в мире огромном
- Как ваши дела?                                 Нет места собакам и кошкам бездомным”.
- Ничего, понемножку…                         - Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной – 
- Я слышал, что Вы тяжело заболели…   Темнеет, а значит, пора нам домой!
- Болела…                                         Мы шли с ней по улице гордо и смело – 
- Так значит, лежали в постели?                 Я молча, а кошка тихонечко пела.
- Лежала на улице много недель –          О чём она пела? Возможно о том,
Бездомной мне некуда ставить постель.   Что каждому нужен свой собственный дом.

- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чьё-то предательство. Это грустное стихотворение, но, к сожалению, такое встречается и в нашей жизни. Всё чаще на улицах города можно встретить бродячих кошек и собак. Чтобы такого не случилось, помните твердое правило: животные – не иг-рушка. Не берите котят или щенков от матери. Не относите животных от места их обитания, что-бы они не заблудились. Прежде, чем взять котенка или щенка, спросите, согласны ли родители, по думайте: готовы ли вы кормить питомца, занимать его, убирать за ним. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш маленький друг остался бездомным. Ведь не зря эпиграфом нашего урока стали слова 
«Мы в ответе за тех, кого приручили».

10.Как упоминают кошек:

* Когда испытывают сильное беспокойство? (Кошки на душе скребут)
* Когда предупреждают о грядущей расплате за причиненные кому-то обиды и неприятности? (Отольются кошке мышкины слезы)
*Как звучит шутливое высказывание о приобретении неизвестно чего? (Кот в мешке)
* Какими словами говорят о тех, кто слишком долго делает какое-то дело или вовсе его оттягивает? (Тянет кота за хвост)
* Какая пословица с упоминанием кошки советует не забывать, что за праздничными и счастливыми днями наступают будни? (Не все коту масленница, будет и постный день)

11.Что означают следующие положения хвоста у кошки?
    1. Хвост полностью опущен и взъерошен. (Испуг.)
    2. Хвост яростно ходит из стороны в сторону – хлещет по бокам. (Кошка готовится к нападе-нию).
    3. Хвост неподвижен, но кончик его подрагивает. (Кошка внутренне «возмущена», но если под-рагивание становится более заметным, то от дурного настроения кошка может перейти к бо-лее решительным действиям.)
    4. Хвост совершенно прямой и поднят вертикально. (Искреннее приветствие.)
    5. Хвост слегка поднимается и мягко закручивается. (Что-то заинтересовало.)
    6. Хвост медленно загибается вниз и потом вновь поднимается. (Кошка находится в расслаблен-ном состоянии и абсолютно довольна окружающим миром.)
   7. Хвост держится прямо и весьма ощетинен. (Агрессивное состояние.)
    8. Хвост выгнут и ощетинен. (Кошка готова к самозащите.)

«Кошачьи повадки»   Закончите предложения.

1. Если кошка фыркает, то у нее плохое ... (настроение.)
2. При опасности или агрессивном настроении кошка принимает настороженную позу – ... (спина выгнута дугой, шерсть вздыблена.)
3. Когда кошка довольна, то она ... (сворачивается калачиком, хвост кладет вокруг тела, зажмуривает глаза и тихо мурлычет.)
4. Если толкает лапками, значит хочет ... (поиграть.)
5. Если поднимает лапку с выпущенными коготками – это ... (угроза.)
6. Если кошка хочет казаться большой и сильной, она ... (вздыбливает шерсть по всему телу.)

- Движение хвоста у животных очень многозначительно! Если кошка виляет хвостом – это знак недовольства, а вот у собаки – наоборот – знак расположения. Чего не скажешь о бультерьере. (показ собаки) Это исключение из собачьих правил. Если он дружелюбно виляет хвостом – значит, готовится к нападению! Вот какой язык жестов у собак и кошек!

12. Физкультминутка
13.Пресс-конференция

- Ребята, чем же может быть опасно общение с собаками и кошками. Что надо делать, если всё-таки укусила собака?

- Запомните: Не зря собака тех кусает,
                      Кто камень зря в неё бросает,
                      Но если кто с собакой дружит,
                      Тому собака верно служит!

- Какие болезни, опасные для человека могут переносить кошки и собаки? Что надо делать с цара-пинами? - У нас во дворе живёт кошка. Я хочу забрать её домой, а мама говорит, что это опасно. Что надо сделать, чтобы было безопасно? - Почему после того, как я играю с кошкой надо мыть руки, ведь кошки – это самые чистоплотные животные?

Правило: Мойте руки после игры с животными. - Вот и ещё одно правило появилось на нашей доске.

14. Книга рекордов Гиннеса

Среди собак и кошек, также как и среди людей, есть знаменитости. Самые интересные или выдаю-щиеся собаки и кошки даже занесены в книгу рекордов Гиннеса.

“Любители собак”

Самую старую в мире собаку звали Чилла. Она прожила 32 года, а если пересчитать на человечес кую жизнь – 224 года. Вот какая долгожительница!
- У собак очень много профессий. Она и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапёр и даже космонавт. Собака из нашей страны в книге рекордов Гиннеса упомина-ется всего 1 раз. Это собака, поднявшаяся выше всех, - Лайка, пассажир искусственного спутника, взлетевшая 3 ноября 1957 года на высоту 1690 км.

“Любители кошек”

Обычно у кошек рождается 3-4 котёнка, но бывает и гораздо больше. Кошка персидской породы по имени Колокольчик из Южной Америки родила 14 котят. При этом вся семейка была здорова и прекрасно росла.

15. Работа с выставкой книг

Интересные факты из жизни этих замечательных животных можно перечислять очень долго. Но каждый из вас может сам прочитать о них в “Весёлом журнале о животных” - “Тошка”. Здесь вы можете узнать о кудрявых кошках, какие собаки называются императорскими, а также о том, как лечить домашних питомцев и как за ними ухаживать. Много интересного можно найти и в книгах, которые представлены на выставке.

16. Многозначность слов.
- Кошка, собака – такие привычные для нас слова. Но, оказывается, у этих слов есть и другие значения.

  • Кошка – домашнее животное семейства кошачьих;
  • Кошка – якорёк с 3-5 лапками;
  • Кошка – плётка с несколькими хвостами;
  • Кошка – отмель на море.
  • Собака – домашнее животное;
  • Собачка – бегунок на замке-молнии;
  • Собака – обозначение адреса в Интернете.  (показ рисунков)

17. Пословицы и поговорки

 А сколько пословиц и поговорок сложено в честь этих замечательных животных. Вот только неко-торые из них:

  • Кошки грызутся – мышам раздолье.
  • Собака лает, а караван идёт.
  • Знай кошка своё лукошко.
  • Не дразни собаку – она и не укусит.
  • Лакома кошка до рыбки, а в воду лезть не хочет.
  • Маленькая собачка до старости щенок.

- А как вы понимаете эти пословицы?               Песня “Собака бывает кусачей” 

 18.Итог урока. Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали о кошках и собаках? Что нужно делать, чтобы бездомных живот-ных становилось меньше? Как бы вы ответили на вопрос темы урока? Дом действительно ну-жен каждому, будь то человек или животное. Но у каждого животного свой дом. У диких живот-ных дом – это лес. А у домашних животных дом рядом с человеком. И если вы приручили котёнка или щенка, взяли его к себе в дом, то нельзя его потом выставить за дверь. “Мы в ответе за тех, ко-го приручили”. (А. де С. Экзюпери)

Берегите своих кошек и собак,                         Бежал по дорожке щенок без помех,
Надевайте поводок, когда ходите гулять!         И кошки доверчивы были,
Не забудьте вовремя кормить и поить,                 Нам “нужно всегда быть в ответе за тех,
Прививки им делать и просто любить!                 Кого мы к себе приручили”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто такие насекомые? Окружающий мир . 1 класс. К учебнику А.А.Плешакова.

Слайд 2

Кто такие насекомые? Как их отличить от других животных?

Слайд 3

У всех насекомых тело состоит из трёх частей : головы, груди, брюшка. Главное отличие насекомых – шесть ног.

Слайд 4

Что вы видите на голове у бабочки?( усики, глаза, хоботок) С помощью хоботка бабочка пьёт нектар. Что находится на груди у бабочки? (крылья и ноги) Сколько у бабочки крыльев? А сколько ног?

Слайд 5

Стрекоза и божья коровка-это тоже насекомые. Найдите у них те же части, что и у бабочки. Посчитайте количество ножек.

Слайд 6

Это богомол и кузнечик. Они – насекомые.

Слайд 7

Как передвигаются насекомые? Многие из них летают -для этого у них есть крылья. Стрекоза может развить скорость 40 км/час. Некоторые насекомые ходят, прыгают, ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела . А если он выпустит крылья, то улетит, планируя ещё дальше.

Слайд 8

Как питаются насекомые? Одни едят растения, другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые питаются кровью.

Слайд 9

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действуют, как кусачки.

Слайд 10

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

Слайд 11

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду.

Слайд 12

Окраска и форма тела многих насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом.

Слайд 13

По количеству видов насекомые –самая богатая группа животных в мире. Размеры насекомых различны. Самый крупный в мире жук обитает в Южной Америке. Это жук-геркулес. Его длина 16 см.

Слайд 14

Самый крупный жук в нашей стране -уссурийский дровосек, гигант длиной до 11 см.

Слайд 15

Перед вами жук- олень и паук. Сравните их. Чем они отличаются?

Слайд 16

Кто же такие насекомые? Как их отличить от других животных? Назовите известных вам насекомых. Паук- это насекомое? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куда текут реки?

Слайд 2

Как, откуда и куда?

Слайд 3

Вы узнаете, о чём будет мой первый вопрос по новой теме, если отгадаете загадку.

Слайд 4

Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Река

Слайд 5

«Куда текут реки?» – вот мой вопрос, ребята.

Слайд 6

Осётр Ока Волга Каспийское море Москва

Слайд 7

Волга Кама Вятка Кама Волга Вятка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «Мои домашние питомцы» «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент Экзюпери

Слайд 4

лайка такса колли овчарка пудель пекинес

Слайд 5

перс р усская голубая сиамская сибирская


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Моя малая родина» Город Можайск


Предварительный просмотр:

                     

                                                            Технологическая карта урока окружающий мир

1.Ф.И.О.: Панина Наталья Николаевна.
2.Место работы: МОУ Павлищевская СОШ Можайского района.
3.Должность: учитель начальных классов.
4.Предмет: окружающий мир.
5.Класс: 1.
6.Тема и № урока в теме: «Викторина «Мои домашние питомцы», №51.
7.Предметная программа и её автор: УМК «Школа России», Плешаков.
8.Цель урока: закрепить знания детей о домашних животных (кошках и собаках); развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим.
9.Тип урока: урок формирования и закрепления знаний.
10.Модель организации УПД младших школьников: АРМ; 1ПК.
11.Необходимое оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер.
12.Структура и ход урока:

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Название,
использу-
емых ЭОР

 Время
(в мин.)

I.Организацион-
ный этап.

Покажите умные глазки, ровные спинки.
       Улыбнемся от души.
        Готовы ли мы к уроку?

 Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

1 мин.

II.Постановка
учебной задачи.




III.Актуализация знаний.

IV.Обобщение и  систематизация

знаний.


Физминутка

V.Применение
знаний и умений
в новой ситуации.

VI.Контроль

усвоения.

Включение в сис-
тему знаний и пов-торение.

Физминутка



VII.Рефлексия
учебной деятель-
ности.

Формирование умения  ставить задачи и цели
урока.

Развитие речевых уме-
ний, мышления, памяти.

Осуществлять связь с жизненным опытом де-
тей с их возрастными

особенностями.

Развитие интереса

к исследовательс-

кой деятельности.



Развитие речевых уме-
ний, памяти, мышления; закрепление понятий о домашних питомцах.

Осуществлять связь с жизненным опытом де-
тей с их возрастными особенностями.

Развитие речевых уме-
ний, памяти, мышления.

Решение проблемных ситуаций

Воспитывать самостоя-тельность в учебной дея-
тельности.


Формировать выводы по изученному материалу; оценить результаты соб-ственной деятельности.

Ребята, отгадайте загадки, и вы, догадаетесь, о ком пойдёт разговор на нашем уроке.  

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но  с  водой  не  знается.  

                   
                 

                    Чёрный нос, колечком хвост,
                    Дом охраняет,

                    Громко лает,
                   Кошек, пугает!
 
Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить. Откроем новые знания или закрепим полученные на прошлом уроке?  
Правильно, это собака и кошка. Сегодня мы прове-дём урок-викторину о «братьях наших меньших».
Разобьёмся на 2 команды, выберем капитана и жюри, придумает название команд.

I.Разминка «В гостях у кошки»
1. Прогоняем его прочь,
   Если чёрен он, как ночь,
   А ведь нас не обижал,
   Просто путь перебежал.

2.Кого новосёлы, по традиции, первым запускают в новый дом?

3. 
Кто скребётся на душе?

4.
Кого мы называем ветеринаром? 

II. «Кошки или собаки?»
1) Кто был приручен человеком раньше кошки или
   собаки?
 
2)Какие домашние животные самые распространён-ные?
3) Какие домашние животные бывают поводырями
для людей?
 

4) Какое домашнее животное может предсказывать
    погоду?
5)Тигр, рысь, лев - это родственники кошки или соба-
    ки?
6) Волк, песец, лиса - это родственники кошки или
   собаки?

III.
Вспомним породы собак и кошек.

IV. «Сказочные персонажи»
Очень много сказок, рассказов, мультфильмов, в кото-рых главные персонажи - кошки и собаки.

1) Деревянному человечку повстречались ужасные разбойники, кто они?

2) Как звали собак, одна из которых пригласила в гос-
ти другую в отсутствии дедушки?

3) Из-за чьей коровы все в доме умывались молоком?

4)Какому коту принадлежат слова: «Ребята! Давайте жить дружно!»

5) Герой какого произведения стал зятем короля, бла-годаря коту?

6) Назовите имя самого знаменитого кота из мульт-
сериала  Уолта Диснея.

7) Кто написал: "А у нас сегодня кошка родила вчера котят..."?

8) Каким способом передвигался кот в известном
стихотворении К.И.Чуковского «Тараканище»?



Как умывается кошка? Как потягивается кошка? Как царапается кошка? Как шипит кошка? Как виляет хвостиком?

V.Вспомните приметы:

➣ Если кошка у порога умывается?

➣ Пол скребет?         

➣ Лежит на спине?

➣ Свернулась клубком?  

VI.При всём многообразии и красоте этих питомцев не стоит забывать, что неправильное обращение с ни-ми таит опасность.

                Песня “Не дразните собак”
- А почему же не стоит дразнить собак, пугать кошек? К чему это может привести?

- У вас есть карточки с ситуациями, которые могут случиться и с вами. Внимательно прочитайте, обсуди-те их все вместе и решите, как же нужно поступить в данных ситуациях.

1. Миша захотел поиграть со своей собакой, но она грызла косточку…


2. К Сереже зашёл друг Коля и попросил показать щенков. Они спали в коробке, а рядом с ними была их мама. Коле щенки очень понравились, и он решил
взять одного на руки…

3.Однажды на Свету залаяла собака. Девочка очень испугалась и побежала от неё…


4. Алёша зашёл к другу Олегу, у которого жил пёс

Трезор. Мальчики стали баловаться. Алёша в шутку бил Олега по плечу, пытаясь разозлить Трезора. Собака зарычала…


Ребята, если я назову дикое животное, вы приседаете, домашнее - подпрыгиваете.
Корова, рысь, волк, собака, лиса, коза, пума, кошка, тигр.

VII.Команды приготовили сценки, давайте посмотрим
их и обсудим.
«Кошка».
Правильно ли мальчик обращался с кошкой?
«Бездомная кошка».
-Почему на улицах появляются бездомные животные?

VIII.Последний конкурс – музыкальный «Угадай мело-
дию».

Прослушайте мелодии. Кто первый нажмёт на кнопку, тому давать ответ.

Жюри подводит итоги. 
Вот и закончилась наша викторина. Мы вспомнили
всё, что узнали о «братьях наших меньших».
О чём мы должны помнить?

Высказывают предположения.

Кошка


Собака

Черный кот.

 Кошку.

 
Кошки.

Человека, который помогает живот-ным, если они забо-лели.


Собаки.

Кошки.

Собаки.




Кошки.


Кошки.


Собаки.    


Ответы детей.

Кот Базилио и Лиса Алиса

 
Бобик и Барбос  


кота Матроскина

 
кот Леопольд


«Кот в сапогах»,
Ш. Перро


Том


С. Михалков


«Ехали медведи на
велосипеде, а за ни-
ми кот задом напе-
рёд…»
   

Выполняют движе-
ния.

Придут гости.

К вьюге.

К жаре.

На мороз.

Ответы детей.

Дети обсуждают, делают вывод:
Не трогайте собаку или кошку во время еды.

Не отнимайте у жи-вотных детёнышей.

Не бегите от лаю-щей  собаки и не за-махивайтесь на неё.

Не шутите с хозяи-

ном собаки, пытаясь его обидеть.

Дети выполняют
движения.

Нет.

Бездушные люди вы-брасывают на улицу надоевших живот-
ных.

Ответы.



Помнить, что люди, кошки и собаки нуж-
ны друг другу и, что планета у нас одна на всех.

№1


№2


№3

№4

3 мин.

1 мин.

2 мин.


2 мин.

8 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

8 мин.


1 мин.

4 мин.

4 мин.

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что мы знаем о народах России?

Слайд 5

Узбекский национальный костюм

Слайд 6

Таджикский национальный костюм


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир вокруг нас Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Слайд 2

Плещет тёплая вода в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?

Слайд 3

А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём.

Слайд 4

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём – как мы это назовём?

Слайд 5

Кто из вас, ребята, сегодня утром умывался? Значит, все открывали кран и видели, как из него течет вода. А кто из вас знает, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Слайд 6

РЕЧНАЯ ВОДА ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПУТЬ ВОДЫ

Слайд 7

В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства.

Слайд 8

Окунём кисточку в краску, затем помоем кисточку в стакане с чистой водой. Какой станет кисточка? А что произойдёт с водой? ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Слайд 9

Кисточка стала чистой. А вода – грязной, мутной. ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Слайд 10

Давайте знакомиться. Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду! В НАШЕМ СТАКАНЧИКЕ КТО-ТО ПОСЕЛИЛСЯ

Слайд 11

Скажите-ка мне, ребята, что произойдет с чистой водой в раковине, ванне, стиральной машине и других местах, где она оказалась. Куда же уходит грязная вода?

Слайд 12

Какой путь выбрать – в реку или в очистные сооружения? Если грязная вода попадет в реку, что произойдет? Хорошо ли будет от этого обитателям реки? Кто обрадуется загрязнению реки? Можем ли мы помешать Злючке - Грязючке попасть в чистую реку?

Слайд 13

ФИЛЬТР Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

Слайд 14

РЕЧНАЯ ВОДА ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПУТЬ ВОДЫ

Слайд 16

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот, и спинку, И веснушки на носу, Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Откуда берутся снег и лед.

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....

Откуда берутся снег и лед?

Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...

"Откуда берутся снег и лед?

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...