Проект "Князь Ярослав Владимирович - почему прозван "Мудрым"?
проект по окружающему миру (3 класс)

Ходарева Наталья Ивановна

Конкурс проектов "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_tur_2_yaroslav.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

Князь Ярослав Владимирович – почему прозван «МУДРЫМ»?

(Слайд 1) Уважаемое жюри, уважаемые слушатели, Вашему вниманию предлагается проект на тему «Князь Ярослав Владимирович – почему прозван «МУДРЫМ»?»

В школе на уроках «Окружающий мир» мы изучали историю Древнерусского государства. На этих уроках мы познакомились с великими русскими князьями ІΧ – ΧІІ вв.. Меня удивило то, что в любимых мультфильмах о русских богатырях князей обычно изображают глупыми и смешными. А в учебнике их описывают мудрыми, сильными и справедливыми. Мне захотелось узнать по больше о князьях того периода. Для исследования я выбрала Ярослава Мудрого.

Меня заинтересовало, почему народ прозвал Ярослава Владимировича «Мудрым»? Целью моего исследования стало дать ответ на этот вопрос и найти «мудрецов» среди своих современников. (Слайд 2)

В Толковом  словаре Владимира Даля Мудрый – это праведный человек, соединяющий в себе любовь и правду. (Слайд 3)

Действительно ли Ярослав Владимирович был таким? В школьном учебнике мне не хватило информации, для того, чтобы ответить на этот вопрос. Я посетила библиотеки, где мне помогли найти книги по истории, которые представлены в списке источников. (Слайд 4) Из них я узнала:

  • Когда родился  Ярослав, и кто были его родители (слайд 5);
  • Каким он был в детстве (слайд 6);
  • Как он  провел свою молодость в борьбе  за Киевский престол со своим сводным братом Святополком I. (слайд 7)

(слайд 8) В книгах, описывающих период четырех летней борьбы между братьями, я нашла яркие подтверждения любви и преданности подданных князя за его МУДРОЕ правление. Так после того, как в 1018г. Святополк    с большим войском печенегов и при поддержке своего тестя – польского короля Бореслава Храброго  сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге,  Ярослав бежал в Новгород, откуда хотел  отправиться в Скандинавию. Но новгородцы изрубили княжеские ладьи, обложили себя большим налогом и собрали новое войско. Во главе с Ярославом оно двинулось на юг и   сокрушило войско  Святополка. Решающая битва между названными братьями состоялась в 1019г. на р. Альте, которая завершилась победой Ярослава.

(слайд 9) Мудрость Ярослава проявлялась в законах, которые он установил сначала для Новгородской земли, а потом и по всей Руси. Это был первый ПИСЬМЕННЫЙ закон, который защищал всех жителей Руси (от боярина до изгоя) от произвола, насилия, воровства, четко отмечая наказания за каждый проступок. (Слайд 10) Больше всего новгородцам понравилось то, что пришлым людям (чужестранцам) теперь предстояло подчиняться законам киевской Руси.

Прославился Ярослав и заслужил всеобщую любовь своей созидательной и просветительской деятельностью. (Слайд 11)При  Ярославе на княжеские средства строились новые церкви, монастыри, крепости  и города. Приглашали образованных греческих монахов, талантливых художников и архитекторов.

Ярослав продолжил дело отца – крещение Руси. (Слайд 11) По его воле  впервые митрополитом на Руси стал не грек, а русский священник-просветитель Иларион.  При церквах священники учили желающих прихожан (не только детей, но и взрослых) грамоте, богословию. А в крупных городах  в специальных училищах дети изучали философию, риторику, иностранные языки. Так только в Новгороде в первый год было уже 300 учеников.

(Слайд 12) Собранные Ярославам писцы «переводили» множество книг на славянское письмо. На Руси теперь читали не только библию, но и сочинения Иоанна Златоуста, византийские хроники  античной  и средневековой истории, повести  о жизни и подвигах Александра Македонского и так далее.

Любил читать и сам князь и приохотил  к чтению и своих детей, сыновей и, что в то время было совсем диковинным, дочерей. Его дочь Анна – будущая королева Франции, умела читать и писать в отличие от своего неграмотного мужа-короля.

При Ярославе были составлены первые летописи – записи событий русской истории, расположенные по годам. (Слайд 13) Во время правления светлого князя Ярослава Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. (Слайд 14) Короли многих стран стремились породниться с князем сильного древнерусского государства.

Ярослав прожил 75 лет и умер 8 февраля  1054 года. (Слайд 15) Перед смертью князь наказал своим детям жить в мире и согласии, поддерживать друг друга и поступать на благо своему народу.

Познакомившись ближе с жизнью Ярослава Владимировича и с его временем, я поняла: народ назвал  Ярослава «МУДРЫМ» за добро, которое сделал князь русской земле.

Чем больше я узнавала про Ярослава Мудрого, тем интереснее мне было найти похожих людей среди моих современников. Для этого я задумала провести опрос среди своих одноклассников. Я составила анкету из трех основных вопросов (Слайд 16) . В опросе приняли участие 20 человек. Результаты ответов Вы видите на слайде 15.

Из опроса видно, что не все мои одноклассники понимают значение слова «мудрый». Я не могу с ними согласиться, что «мудрый» – это умный и хитрый. Я бы сравнила умного человека с компьютером, а мудрым назвала бы того, кто использует свои знания не только с умом, но и с душой.

Как видно из рисунка на слайде 15, мудрыми дети считают своих родителей и старшее поколение. В этих ответах проявляется любовь и доверие детей к своим родителям. Я так же, как и мои одноклассники считаю мудрыми, в первую очередь, своих дедушку, бабушку и маму.

Я задумалась, а можно ли назвать «мудрым», как в старые времена, нашего правителя? Президент  нашей большой страны сегодня - Владимир Владимирович Путин. Он делает много добра, как и Ярослав Владимирович, для России (слайд 18). То, что нашей страной управляет мудрый человек, подтверждает и единогласная воля жителей Крыма вернуться в состав Российской Федерации. А опрос граждан, проведенный в начале этого года, показал, что большинство жителей одобряют его политику.

Хорошо, что мудрые люди живут в мое время и со мной рядом, руководят моей Родиной – это вселяет в меня уверенность и дает надежду на будущее. Когда я вырасту, надеюсь, и меня назовут мудрой.

Благодарю за внимание (19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктор Владимирович Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

Дети  на  этом  уроке расширяют  знания  о  творчестве   В. В. Голявкина,   учатся  анализировать   поступки   гер...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Проект "Школа кулинаров". Презентация "Книга здорового питания" ученика 3 Г класса БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Панова Игоря Владимировича.

На уроках окружающего мира ученики получают знания о правилах рационального питания. Программа "Школа России". ФГОС. Главное условие проекта - блюдо должно быть полезным для здоровья. Учитель 3 Г клас...

новогодний праздник ( Арина и Ярослав)

Новогодний праздник ( Арина и Ярослав)...

Ярослав Мудрый

Исторические факты о жизни и роли в истории Ярослава Мудрого...

Занятие по внеурочной деятельности "Ярослав Мудрый"

Занятие посвящено  Ярославу Мудрому, великому правителю Руси...

Исследовательская работа Тема: Нам нужен лес.АВТОР: ученик 3 класса ,Гусельников Ярослав, МАОУ «СОШ №26», г. Улан-Удэ, Руководитель: Пинюгина О.А.,

Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу «Нам нужен лес». Гусельников Ярослав, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ. Работа участвовала в ШНПК &quo...