Конспект урока по Окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект составила: Орлова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов
Класс: 4.
Предмет: Окружающий мир
УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков,).
Тема: «Прошлое и настоящее глазами экологов»
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:
доска, видеопроектор, компьютер
Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Познавательные УУД
1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации
Личностные УУД:
1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
№ | Этапы урока | Время (длительность) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Средства обучения | Примечание |
1 | Мотивация к учебной деятельности | 2 мин | Дана нам возможность экологами стать, Проблемы экологические решать. Природа дарит людям чудеса, Мы навечно стали должниками. Долг природе мы обязаны отдать, Ведь иначе мы не сможем выжить сами. - Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ) | Рассуждения учащихся | Презентация Слайд 1,2 | Устные ответы,организация учебного места | |
1 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | 20 мин | - В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? - Какая наука занимается изучением первобытного человека? - Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? - С какого события отсчет времени идет в нашей эре. - Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. - Где жили первобытные люди? - Какой материал требовался первобытному человеку? - Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья). - А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. Работа в учебнике. - Откройте учебник на с. 47. (Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца). - Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). - К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). - Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). - Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы). - Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? - Что вы чувствовали? - А может ли планета заболеть? - Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград». На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. - Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования. 1) Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения. 2) Выявить причины проблем. 3) Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем. - На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители. Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу. А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения? Познавательную - Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
- Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы. Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. - Что является причинами загрязнения океана? - 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ». Выступление спикера группы: - И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины загрязнения океана - нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. Меры защиты океана от загрязнения – Эффективные химические препараты, «Судагубки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях. - А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны уважительно обращаться с природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять природе боль, ведь океан - это тоже часть природы).
- Переходим к обсуждению второй проблемы. «Как спасти тропические леса?» Предоставляем слово 2 группе - «лес» Докладчик: Тропические леса - это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Выступление спикера группы: - И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают. Результаты уничтожения лесов - нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные. - Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов – запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев; - усилить меры пожаробезопасности в лесах. - Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
- Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы: Причины появления мусора - Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы. Меры по борьбе с мусором Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
| О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события Археология Первобытные люди жили до нашей эры Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова Ответы учащихся Дети читают самостоятельно Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы, рассуждения учащихся Докладчик отвечает Дети записывают в «Зеленой книге» причины загрязнения океана и меры защиты . Докладчик отвечает Дети записывают в «Зелёной книге» результаты уничтожения лесов и причины уничтожения и меры защиты. Докладчик отвечает Дети записывают в «Зелёную книгу» причины появления мусора и меры по борьбе с мусором. | Познавательные УУД 1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД 1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Познавательные УУД 1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные УУД: 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) |
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Вывесить на доску 3 проблемы Слайд 8 Слайд 9 Сдайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Вывесить на доску причины и меры по этой проблеме. (на плакате) Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Вывесить на плакате причины и меры Слайд 17 Вывесить меры по борьбе с мусором(на плакате) Слайд 18 | |
4 | Физкультминутка | 3 мин | Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! | Выполняют упражнения | |||
5 | Применение нового знания | 10 мин | - Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть. - Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса). - А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). - Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 - 52. Учащиеся читают статью под руководством учителя. - А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 - Что такое экологическая проблема? - А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1) - Задание №2. Прочитайте. - Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите. - Назовите экологические организации. Запишите. - Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров. - Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?" | Ответы учащихся Работа в рабочих тетрадях Работа на самостоятельное обсуждение на дом. | Познавательные УУД 1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Коммуникативные УУД: 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 | |
6 | Подведение итогов | 5 мин | - Какие экологические проблемы мы с вами решали? - Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана? - В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно? - Почему и как людям приходится бороться с мусором? - Назовите международные экологические организации. - Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды? - Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить? А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы. - Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
- Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы : Молодцы! | Ответы учащихся Рассуждения учащихся | Познавательные УУД 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Личностные УУД: 1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; | Слайд 24 | |
7 | Рефлексия учебной деятельности | 3 мин | Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)
- Понравилось ли вам быть исследователями? - Что нового вы сегодня узнали? - Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? - Что вызвало наибольшие затруднения? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ЖИТЬ НА ЧИСТОЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. (если ДА прикрепите зеленые ладошки к нашему дереву, если НЕТ, то красные) | Самооценка | Регулятивные УУД: 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||
8 | Домашнее задание | 2 мин | Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53 Пересказ текста Выполнить задание №2 на стр.53 | Слайд 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...