Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Формы земной поверхности" с презентацией
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Никитина Екатерина Борисовна

 Конспекте раскрывает сходство и различие гор и холмов, знакомит с понятием "овраг"," равнина". Презентация помогает зрительно представить изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx109.75 КБ
Файл formy_zemnoy_poverhnosti.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира №54 во 2 классе

Учитель: Никитина Е. Б.

Тема: Формы земной поверхности.

Цель урока:

  • Познакомить с видами земной поверхности;
  • Развивать мышление, память и речь обучающихся;
  • Воспитывать уважительное отношение к своей Родине.

Планируемые результаты: 

  • Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
  • Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Проверка готовности ребят к уроку.

-Добрый день, ребята. Мы начинаем урок окружающего мира.

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)

Присаживайтесь!

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.  

    - Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

  • Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)
  • Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)
  • Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)
  • Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)
  • Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

 ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?

Давайте мы посмотрим, что в нем.

- Зачем люди отправляются в путешествие?

    (За открытиями)

- А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

- Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

- А какими мы должны быть, чтобы получить открытия? А я какая должна быть?

ΙV. Целеполагание.

Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности?  (Слайд )

Попробуйте определить тему урока.  

Тема урока: Формы земной поверхности.   (Слайд )

Давайте поставим задачи на урок: Что бы вам хотелось узнать?

  • Узнаем, какие формы земной поверхности бывают,
  • научимся их сравнивать,
  • будем учиться замечать и ценить красоту природы.

V. Изучение нового материала.

(слайд) 

  1. Помогать мне в определении форм земной поверхности будут эксперты.

 А кто видел горы?

 Кто видел равнины? А в какой местности мы живем?

А все ли мы знаем?

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности. (Слайд )

(Слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы    земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?  

На Земле есть горы и равнины

Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины.  (Слайд )

А расскажет нам о равнинах эксперт. (слайд)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги,  пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства  равнин заняты пустынями и лесами.  

А как вы думаете, все равнины одинаковые?

Попробуйте дать определение равнины.  (Слайд )

Давайте послушаем эксперта.

Равнины бывают разные.  Плоские и холмистые.  

Заполняем нашу таблицу - плоские  и холмистые. (Слайд)              

Плоские  – имеют ровную поверхность, на холмистых  - есть возвышенности  – холмы.

  1.  Работа с физической картой России.

А как вы думаете, как на карте узнать, какая местность- равнинная или гористая?  Найдем и покажем равнины нашей страны.  Физическая карта России лежит у вас на партах.

Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм)  (Слайд)

Предлагаю послушать эксперта.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

 Вершина - самая высокая точка.  

Подошва - начало возвышения.  

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.  (Слайд + макет)

 

  1. Чтение по учебнику. (стр.78)

Найдите в учебнике определение, что такое овраг.(слайд)

Заполняем схему. (Слайд )

 Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?  

  4. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

5. Работа над темой урока.

А мы с вами отправляемся дальше.  Угадайте, куда?  

 Ну, конечно, чудо это! 
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег!

 Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!

Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

6. Работа по учебнику. (Стр.80-81) 

Читаем вслух.

Что можете рассказать о горах?  

Кто сможет дать определение гор?

А что нам скажут эксперты?

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд )

 Одиночную гору встретишь редко (Слайд ), чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд )

Заполняем схему.    Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты.  ( Слайд )

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  

Найдите общее и различие. (Слайд )

Давайте  найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние  России.

 VΙ. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группах)

Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.

1 группа - кроссворд

2 группа – соотнесите понятие с определением

3 группа- обозначьте части холма и горы

4 группа – восполни пропущенные понятия

1 ГРУППА – КРОССВОРД

Решение кроссворда «Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. (плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются…(холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (равнины)

8. Горы, расположенные рядами. (горные хребты)

По вертикали:

  1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (холмистые)

3. Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (овраг)

7. Самая высокая часть холма или горы. (вершина)

2 ГРУППА – СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ГОРА

неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

ХОЛМ

это ровный или почти ровный участок
земной поверхности

ОВРАГ

это возвышения на равнине.

РАВНИНА

углубление  с крутым склоном

3 ГРУППА – ОБОЗНАЧЬТЕ ЧАСТИ ХОЛМА И ГОРЫ

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу гора рисунок

4 ГРУППА – ВОСПОЛНИ ПРОПУЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Возвышения на равнине – это _________.

Неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью – это ___________.

Ровный или почти ровный участок земной поверхности – это________.

Углубление  с крутым склоном – это  _____________.

VΙΙ. Итог урока и рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

 Где мы побывали?

 Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

 А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд )

Я хочу узнать как вам понравилось на уроке.

 Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно,  материал урока не понял», прикрепите стикер к «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к «Холму».

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

 Что такое горы?

Как вы думаете, слово ГОРЫ употребляется только в этом географическом смысле  - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины   были по плечу.

Хотелось бы процитировать слова из песни Владимир Высоцкого

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал!

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

VΙΙΙ. Домашнее задание:

  1. Стр. 78-81, отв. на вопросы
  2. Подготовить сообщение о Крымских горах.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Презентация подготовлена учителем начальных классов Никитиной Екатериной Борисовной.

Слайд 3

Путешествуя по Земле, люди видят вокруг много нового, интересного…

Слайд 4

Формы земной поверхности

Слайд 5

Формы земной поверхности

Слайд 8

Горы Равнины Формы земной поверхности

Слайд 10

Равнина – это ровный или почти ровный участок земной поверхности

Слайд 11

Холмистые Плоские Горы Равнины Формы земной поверхности

Слайд 12

Физическая карта России

Слайд 13

Холмы – это возвышения на равнине.

Слайд 14

ВЕРШИНА ПОДОШВА СКЛОН

Слайд 15

Овраг – углубление с крутым склоном

Слайд 16

Холмистые Плоские Горы Равнины Овраги Формы земной поверхности

Слайд 18

Горы – неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

Слайд 19

Одиночные горы

Слайд 20

Горные хребты

Слайд 21

Холмистые Плоские Горы Равнины Овраги Горные хребты Одиночные Формы земной поверхности

Слайд 22

ХОЛМ ГОРА высота до 200 м высота более 200 м Вершина Склон Подошва 1 2

Слайд 23

Физическая карта России

Слайд 24

« Теперь я знаю, что… Мои открытия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса и презентация "К светлому будущему".

Конспект урока по программе ОС "Школа 2100" по окружающему миру "К светлому будущему" (Строительство Советского государства в довоенный период истории России) и презентация. Конспект составлен с указа...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с презентацией на тему "Какие бывают растения?"

Цели урока: познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений; воспитывать бережное отношен...

Конспекты уроков по окружающему миру 2 класс ШР (4 + презентация)

Окружающий мир 2 класс1. Тема: Заглянем в клоадовые Земли2. Презентация "Заглянем в клоадовые Земли"3. Тема: в школе. Правила вежливости4. Тема: ты и твои друзья5. Тема: проверим себя по разделу "Обще...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Конспект урока по окружающему миру "Как работает наш организм"+ презентация

Цели деятельности учителя: формирование основных сведений о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека.Планируемые резуль...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...