Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК "Перспективная начальная школа", авторской программы по окружающему миру для начальной школы, в соответствии с содержанием учебников Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., «Окружающий мир». учебников Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. "Окружающий мир". Включает пояснительную записку, структуру учебного курса, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_2kl.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ министерства образования Российской Федерации №373 от 6 октября 2009г.). Примерной программой окружающему миру для начальной школы, в соответствии с содержанием учебников Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., «Окружающий мир». Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии № 6 и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержание курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам, с учётом того, что в первом классе 1 ч. отдан на изучение регионального курса «Краеведение»: «Человек и природа» - 155 ч., «Человек и общество» - 68 ч., «Правила безопасной жизни» - 14 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Общая характеристика
учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- учиться работать со справочной литературой
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
- характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
- иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
- называть своих ближайших родственников;
- знать профессии взрослых и важность каждой профессии.описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
- Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
- узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс
(68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Формы контроля
В программе представлены контрольно-измерительные материалы УУД – комплексные контрольные работы по классам (1 – 4), которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы.
Итоговые комплексные работы (Р.Г.Чуракова. Н.М.Лаврова, С.Н. Ямшинина) (предварительные и контрольные) дополняют и обогащают диагностические тексты УМК «ПНШ».
Их основное назначение – выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения УУД.
В программе представлены контрольно-измерительные материалы предметных УУД, которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы
Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Для текущего контроля практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целью данных работ является – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы. В качестве текущего контроля выступают также устные ответы детей.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир»:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания тою или иною явления, процесса;
- неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Для тематического и итогового контроля используются письменные проверочные работы в виде тестовых заданий. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяю! проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в 1 классе существует технология безотметочного обучения, которая является обязательной на основании требований СанПиНа.
В первые две недели учебы ребенка в школе, учитель должен предпринять два важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.
При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от учителя особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Оценочная шкала
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащиеся выработали совместно. Учитель и ученики оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания..
После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям.
Ребенок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учится считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение детской и учительской оценки должно в обязательном порядке словесно поощряться.
Таким образом, в результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевают основными принципами оценивания:
– определение критериев перед оцениванием определенного действия учащегося;
– вначале самооценка, а потом учительская оценка;
– соотнесение оценки учителя и учащегося по объективным критериям оценки (для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания – например, количество звуков в слове, но не красота написания букв);
– обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребенка;
– право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
Ребенок имеет право выбрать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
С самого начала вхождения ребенка в школьную жизнь необходимо задать ему несколько «пространств» жизнедеятельности: пространство игры, пространство обучения (коллективные формы, в которых осваиваются общие способы действия) и пространство тренировки (индивидуальных форм обучения, позволяет ребенку опробовать границы собственных средств действия, изобретенных в группе, осваивать определенные приемы и техники (учебное занятие)). Каждое из них имеет свое назначение, правила, результаты работы.
В дальнейшем должно возникнуть еще одно пространство – пространство индивидуальных достижений ребенка («доска достижений»). Индивидуальные достижения – это, то чему ребенок научился, что он уже умеет делать сам.
Именно здесь на уроке возникает «место на оценку» (специально обозначенная часть доски) и «место сомнений» (другая, специально обозначенная часть доски).
Выделение таких пространств в первые две недели первого класса позволяет в дальнейшем эффективно строить работу в классе по формированию контрольно-оценочных действий учащихся. Закладывается хорошая основа для положительной самооценки и предупреждается возникновение школьной тревожности. В дальнейшем дети учатся работать в разных пространствах: учения и тренировки. В ходе уроков и учебных занятий используются: «место на оценку», «место сомнений», «доска достижений», «стол помощников», «стол заданий».
На уроке (в коллективных формах) разворачивается работа по формированию действия самооценки. Задачи учителя: создание в классе учебного сотрудничества; обучение учащихся техникам самоконтроля и работе со схемами и моделями как средствами контроля и оценки. Задача учителя сформировать умение сотрудничать не только с учителем, но и с родителями, и другими взрослыми.
На этом этапе учащихся учат знать о своем незнании – «учим умному незнанию». Для этого основным средством являются специально созданные учителем ситуации недоопределенности или задания с недостающими данными.
На этом этапе обучения учащиеся работают: над пооперационным контролем по заданному алгоритму, эталону; над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью волшебных линеечек; над взаимоконтролем и взаимооценкой; над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности, проблемы классу. К работе других детей они относятся обычно более критично, чем к своей собственной, и очень часто «обнаруживают» даже те ошибки, которых нет. В связи с этим младших школьников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее для всех критериям.
Взаимопроверка, коллективное обсуждение ответов дают положительный эффект именно в начальной школе; аналогичную работу начинать в средних классах труднее, так как учебная деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене. Подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, гораздо труднее принимают общие критерии оценки и способы их использования.
Только в том случае, если в самом начале были созданы все условия для нормального развития этих способностей и умений учащихся, заданы большинство средств и способов этой работы, создана положительная мотивация к этой важной сфере учения, можно рассчитывать на успех в последующей учебной деятельности учащихся.
До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) Методические пособия для учителя | К П П Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | По возможности С диагональю не менее 72 см При наличии |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | Размер каждого объекта не менее 5 см. |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты ( комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа состоит из разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...