Окружающий мир.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир.Тела, вещества....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_tela_veshchestva_chastitsy_otkrytyy_urok.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по окружающему миру

 Автор: Фокина Е.Н., учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК  «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Тела, вещества, частицы»

Место урока в теме: 1-й  урок в разделе «Из чего всё на свете»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для формирования понятий «тела», «вещества», «частицы»; научить различать тела и вещества по их признакам и свойствам.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- иметь представление о телах, веществах и частицах;

- учиться различать тела и вещества по их признакам и свойствам.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи под руководством учителя;

- планирование учебной деятельности;

- удержание цели и учебных задач в течение урока;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- контрольно- оценочная деятельность учащихся.

Познавательные:

- поиск и выделение информации из различных источников информации; 

-выдвижение версий, предположений;

- построение логической цепочки рассуждений;

-установление причинно-следственных связей;

- формулирование выводов.

Коммуникативные:

- умение строить монологическое высказывание;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение взаимодействовать при работе в парах.

- мотивация к изучению нового учебного материала;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать знания учащихся о живой и неживой природе.
  2. Дать учащимся первые представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы.
  3. Создать условия для выявления обучающимися состава вещества.
  4. Продолжить работу по формированию умений учащихся ставить и проводить опыты.
  5. Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.Ф. Царёва), хрестоматия «Окружающий мир» 3 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы   «Окружающий мир» 3 класс № 1 (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва), мультимедийная интерактивная презентация, карточки красного и зелёного цвета для игры «Сигнальщики».

 

   

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний обучающихся

Вспомнить признаки живой и неживой природы.

Беседа по вопросам:

- Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?

- Назовите примеры объектов живой и неживой природы.

- Объекты живой природы дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают.

- Объекты неживой природы этими признаками не обладают.

- К живой природе относятся люди, животные, растения, грибы, микробы.

- К неживой природе – воздух, вода, камни, звёзды, планеты.

Познавательные

(логические: обобщение)

Коммуникативные (монологические высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2. Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

Учиться взаимодейство-вать в парах: договариваться между собой, приходить к единому мнению.

- Откройте учебники на с.43.

- Какой раздел учебника мы начинаем изучать?

- Что мы узнаем из этого раздела?

- Прочитайте тему сегодняшнего урока.

- Что новое мы узнаем на уроке?

- А теперь давайте наметим план наших учебных действий. Для этого обсудите в парах задачи предстоящего урока.

- Из чего всё на свете.

Дети делятся своими предположениями.

- Тела, вещества, частицы.

- Мы узнаем, что такое тела, вещества, частицы.

С помощью учителя формулируется цель: формировать понятия «тела», «вещества», «частицы», учиться различать тела и вещества по их признакам и свойствам.

Дети обсуждают в парах задачи урока и формулируют их:

  1. Выяснить, что такое тела, какие они бывают.
  2. Выяснить, что такое вещества.
  3. Учиться различать тела и вещества по их признакам и свойствам.
  4. Узнать, что такое частицы.
  5. Оценить свою работу на уроке.

Познавательные (общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели; построение речевого высказывания)

Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока; планирование учебных действий)

Коммуникативные

(взаимодействие;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать других)

3. Открытие новых знаний

Определить необходимые источники информации.

Учиться различать тела и вещества по их признакам и свойствам.

Учиться взаимодейство-вать в парах:

распределять обязанности, договариваться, делиться информацией, приходить к единому мнению.

Формировать умение ставить и проводить опыты.

- Какую первую учебную задачу нам нужно решить?

- Где мы можем найти эту информацию?

Организация комментированного чтения текста параграфа учебника.

- Можно ли все тела распределить в разные группы по тем или иным признакам?

- Рассмотрите схему и дополните её.

- Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с.25, дополните своими примерами схему, которую составила Маша.

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Какой следующий пункт плана?

Организация комментированного чтения текста в учебнике.

- Так что же такое вещество?

Организация физкультминутки:

-Давайте немного поиграем.

Для этого мы разделимся на две команды (дети встают слева и справа от учителя).

Учитель перечисляет тела и вещества.

- Ребята, как вы думаете, какое тело получится из мыла, воды и воздуха?

- Найдите правильный ответ в тексте учебника.

- Давайте обратимся к плану работы.

 - Какие учебные задачи мы ещё выполнили?

- Над какой учебной задачей мы будем работать?

- Предлагаю поработать в парах: один из вас будет искать интересующую нас  информацию в учебнике, второй – в хрестоматии. Затем вы поделитесь найденной информацией друг с другом.

- Что такое частицы?

- Как они называются?

- Можно ли их увидеть?

- Если молекулы и атомы так малы, что увидеть их трудно, как люди могли узнать об их существовании?

- Учёным открыть атомы помогли специальные опыты и приборы. Как вы думаете, какой опыт позволил учёным убедиться в том, что вещества состоят из мельчайших частиц?

Организация опыта.

- Как вы думаете, что произойдёт?

- Сахар остался в воде?

- Как мы можем в этом убедиться?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Выяснить, что такое «тела», какие они бывают.

В учебнике, хрестоматии, энциклопедиях, Интернете.

Дети узнают, что называют телами;  получают представление о телах живой и неживой природы; об искусственных и природных телах.

- Можно.

Дети дополняют группу искусственных тел, группы тел живой и неживой природы.

Дети самостоятельно дополняют схему своими примерами.

- Первый. Мы выяснили, что такое «тела» и какими они бывают.

- Нам необходимо выяснить, что такое «вещества».

Дети узнают, что тело имеет форму, цвет, размер и состоит из веществ.

- Это то, из чего состоит любое тело.

Дети первой команды делают хлопок ладонями рук, поднимая их над головой, когда слышат название тел, а дети второй команды – когда слышат название веществ.

Дети дают варианты ответов.

Дети проверяют правильность своих ответов.

- Мы выяснили, что такое «вещество» и учились различать тела и вещества по их признакам и свойствам.

- Будем выяснять, что такое «частицы».

Работа в парах.

Ответы детей.

Дети выдвигают свои предположения.

- Это опыт с водой и сахаром.

Дети проводят опыт с водой и сахаром.

- Сахар растворится в воде, станет невидимым.

- Остался.

- Мы можем попробовать воду.

- Сахар распался на мельчайшие частицы, которые невозможно увидеть.

Регулятивные

(удержание цели и

задач урока)

Познавательные

(общеучебные: смысловое чтение; выделение информации)

Коммуникативные

(монологические высказывания детей)

Познавательные

(моделирование)

Регулятивные

(удержание цели и задач урока)

Познавательные

(общеучебные: смысловое чтение, выделение информации;

логические:

подведение под понятие, выведение следствий)

Познавательные

(логические)

Регулятивные

(прогнозирование, контроль)

Регулятивные

(удержание цели и задач урока)

Коммуникативные

(взаимодействие, кооперация, передача информации)

Познавательные

(общеучебные: поиск информации)

Коммуникативные

(монологические высказывания детей)

Регулятивный

(прогнозирование)

Регулятивные

(планирование последовательнос-ти действий  ;                          прогнозирование)

Познавательные

(логические:

установление причинно- следственных связей, выведение следствий)

4. Практикум по самостоятель-ному применению и использованию полученных знаний

- Я предлагаю вам выполнить задание № 26 из тетради для самостоятельных работ.

- После выполнения задания вы можете проверить себя по ключу.

Работа с ноутбуком по заданию РТ № 26 с ключом проверки.

Самопроверка по ключу.

Регулятивные

(контроль: сличение с эталоном)

5.Рефлексия

Учиться  оценивать себя 

6.Домашнее задание

Осуществлять осознанный

 выбор

заданий

- Назовите заключительную  задачу.

- Какая цель ставилась

 на уроке?

- Достигли мы её и все ли задачи выполнили?

- Что вызвало затруднения?

- Почему?

- Над чем предстоит работать?

- Как могут нам пригодиться новые знания?

- Оцените себя по листу.

- Кто-нибудь хочет озвучить свою оценку?

Домашнее задание даётся по выбору обучающихся.

-Оценить свою работу на уроке

Ответы детей.

Дети осуществляют самооценку по оценочному листу.

Дети осуществляют самостоятельный выбор домашнего задания.

Регулятивные

(удержание цели и задач урока;  

коррекция)

Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (смыслообразо-вание: развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...