«Огонь, вода и газ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
узнать, как выглядит опасность и почему она возникает
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации.
УУД:
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.
Познавательные УУД
Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.
Регулятивные УУД
Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Формировать общее представление о нормах поведения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.
ХОД УРОКА
- Орг.момент (Слайд1)
Собрались мы ни ради шутки,
У нас нет свободной минутки,
Тот, кто хочет многое на уроке узнать,
Должен внимательно слушать и запоминать!
- Введение в тему урока
- Сегодня мы начинаем работу по новому разделу «Наша безопасность ». (Слайд2)
-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)
- Тема нашего урока очень важна.
- А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.
Шипит и злится, воды боится С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) (Слайд3)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)(Слайд4)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ) (Слайд5)
-Огонь, вода и газ. Вот о чем мы будем говорить на нашем уроке.(Слайд6)
- Тема урока несложная, но очень серьёзная.
- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.
3. Беседа об огне.
Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек научился высекать огонь минимум 790 тыс. лет назад. сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. (Слайд7)
-Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня.
-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.
-Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.
- Когда огонь будет человеку другом?
Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.
Полезные свойства огня используют люди различных профессий:
- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?
(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера )(Слайд8)
Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим …….врагом.
- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары. Все вы, вероятно, не раз видели, как по дороге проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
- Прочтите слова В. Маяковского:(Слайд9)
Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.
Ленту гладила Анюта, и увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.
Смастерил Сергей пугач, пострелял немножко.
А теперь Сережу врач лечит от ожогов.
От такого пугача путь обычный до врача.
- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: (Слайд10)
-неисправность электрических приборов; забывчивость;
-искра из печи, камина; легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками; керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожаров – люди.
- Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?
При пожаре, при пожаре знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре набирают «ноль-один».
И вот машины красные спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
Физминутка… «Зоркие пожарные» (Слайд11)
- Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем чтобы в городе не было пожара.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И на лево тоже
Поглядим из под ладошек.
И – на право! И ещё
Через левое плечо!
Через правое плечо!
1.2 – выше голова
3,4 - руки шире
5,6 – тихо сесть
Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)
- В какую службу можно обратиться за помощью?
-Читаем и запоминаем. (Со слайда)Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.
- А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд-13)
-сообщить что случилось,
-назвать адрес,
-сообщить номер телефона,
-на каком этаже горит,
Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.
Игра «Доскажи словечко»
Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар.
Там всегда грозить нам будет…..(злой пожар).
Раз, два, три, четыре – у кого пожар в ….(квартире)
Дыма столб поднялся вдруг, кто не выключил … (утюг)?
Столб и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над….(газом)7
Столб огня чердак объял, кто там спички ….(зажигал)7
Побежал пожар во двор. Это кто там жег …(костер)?
Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег …(траву)?
Кто бросал в огонь при этом незнакомые … (предметы)?
Помни каждый гражданин этот номер…(01).
Дым увидел – не зевай и пожарных ….(вызывай)!
Вывод: так как же надо себя вести, чтобы не возникали пожары?
4. Беседа о воде
- Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд14)
- А вода друг или враг?
- Когда вода человеку друг ?
-Зачем нужна вода? (Слайд15)
-Несмотря на то что человек, без воды не может прожить, и она может оказаться для него враждебной силой.
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей).
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?
Ответы детей по слайду: прорвало, затопило, закрыть.
- Прочитаем текст в учебнике на стр. 5
-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Слайд16)
(Прорвало трубу; Вентиль горячей и холодной воды; Звони соседям, диспетчеру, родителям.)
Вопросы по содержанию:
- Как действовать при аварии водопровода?
- Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) (Слайд17)
5. Беседа о газе
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита) (Слайд18)
-Как вы думаете, для чего нам нужен газ?.
- А газ человеку друг или враг?
- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 учебника.
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)
- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Слайд19)
( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)
- Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. (Слайд20-21)
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:
Газовой службы телефон – 04.(Слайд23)
6. Закрепление изученного
- Выполним задание в тетради стр. 4 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Игра «Запрещается-разрешается» (Слайд24)
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
- Бросать горящие спички в помещениях.
- Защищать дом от пожара.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
- Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
- Дышать через мокрое полотенце.
7. Итог урока
- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке.
8. Домашнее задание
- Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....
Огонь, вода, газ.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе содержит материалы для учителя, различные задания....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь, вода и газ"
Урок окружающего мира с презентацией по теме"Огонь, вода и газ" может быть использован на уроках обж в начальной школе....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"
Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Огонь, вода, газ".
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-14030-20...
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...
Огонь, вода, газ.
Презентация к уроку окружающего мира....