Методическая разработка по теме "Древняя Русь - страна городов", презентация.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир "Древняя Русь - страна городов". 4 класс. Образовательная программа "«Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_rus_-_strana_gorodov.zip | 32.87 КБ |
drevnyaya_rus_-_strana_gorodov.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ.
Тема Древняя Русь – страна городов.
Цели:
- Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
- Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.
- Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.
- Развивать умения работать по карте, строить высказывания, составлять рассказ по плану, обобщать и делать выводы;
- Прививать интерес к истории нашей Родины.
Оборудование: карточки, тест, кроссворд, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, тетрадь, презентация “ Древняя Русь-страна городов”
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
О! Светлая-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша!
Славишься сёлами ты, городами
И златоглавыми блещешь церквями.
О! Светлая-светлая, красно-украшенная
Земля необъятная наша!
- Добрый день. И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.
II. Актуализация знаний. Проверка знаний по прошлой теме.
-Но сначала вспомним некоторые исторические события, выполнив небольшой тест.
Тест
1.Как называется период времени, который мы изучаем?(Древняя Русь)
2. Назовите имя князя, объединившего Киев и Новгород.(Олег)
3. Какому князю приписывают слова: «Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)
4. При каком князе произошло крещение Руси?(Владимир Святославович)
5.Какой город избрали столицей Древней Руси?
6. «Хочу мстить за обиду мужа своего» - чьи это слова. (Княгини Ольги)
(Взаимопроверка по образцу)
III. Проблемная ситуация.
- Ребята, тему урока, над которой мы будем с вами работать попробуйте определить сами.
- Составьте из разбросанных букв собственные имена существительные.
-Какие существительные вы составили?
Новгород – овродгоН (презентация))
Суздаль –альСзду
Москва -скваоМ
Ярославль- славроЯль
Смоленск - омСнскле
Псков - воПкс
Владимир- имиларВди
- Что общего в этих словах? (города)
- Что ещё можно дополнить.
- Предположите, какова же тема нашего урока? (о городах)
-Посмотрите на карту (с.30 учебник)
- Много ли было городов в Древней Руси? (нет)
- Действительно, как подсчитали ученые, в городах в то время жили-2-3 человека из ста человек.
-Это много или мало? (мало)
- Известно, что иностранцы (иностранные купцы) называли Русь в то время – «Страна городов».
(запись на доске «Древняя Русь – страна городов»)
-Какое вы заметили противоречие? (городов было мало, но Русь называли «страной городов»
- Какой проблемный вопрос у вас возникает тогда?
-Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?
- Хотите узнать ответ на него?
-Для того чтобы решить поставленную проблему, воспользуемся приемом «знаем – не знаем»
- Вспомните сначала, что вы знаете о городах Древней Руси из прочитанной литературы, из телепередач и других источников информации.(ответы)
- Ребята, а мне кажется что, вы знаете гораздо больше, просто не вспомнили или даже не подумали, что об этом надо говорить.
-Давайте вспомним все о городах Древней Руси, работая по группам.
-Возьмите карточку, посмотрите номер вопроса и образуйте группы.
-Как работать в группах вы знаете, если кто-то забыл - посмотрите на инструкцию.
1.Прочитайте задание.
2.Выслушайте все точки зрения.
3.Выберите общую.
4.Составьте план ответа.
5.Выбирите выступающего.
-Каждая группа работает только с указанным вопросом.
- Особенности построения городов во времена Древней Руси?
2.Какие основные постройки были в городах Древней Руси?
3. Чем украшали храмы?
4. Существовала ли в городах Древней Руси письменность?
Проверка работы в группах. (Высказывают свои ответы, учитель формулирует общий ответ и заполняет таблицу «знаем – не знаем»
- Давайте, выясним более четко, что мы знаем о городах Древней Руси
1 группа
-Что вы знаете об особенностях построения городов во времена Древней Руси»
(Города были огорожены стенами с башнями и проездными воротами) (слайд)
-Вторая группа, что вы вспомнили об основных постройках в городах Древней Руси?
(В городах было много домов, княжеских палат, был храм или церковь и обязательно - торговая площадь). слайд
- Третья группа. Чем же украшали храмы? ( Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой).
Словарная работа (выбрать показать)
Фрески- изображения, выполненные красками по сырой штукатурке
Иконы
Мозаика
- Последняя 4 группа, как вы ответите на вопрос «Существовала ли в городах Древней Руси письменность?
(В городах была распространена письменность)
Обобщение
- Давайте посмотрим, уже что вы знаете о городах Древней Руси?
1.Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами.
2.В городах было много домов, дворцов, был храм или церковь и обязательно торговая площадь.
3.Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой.
4. В городах была распространена письменность.
IV.Изучение нового материала.
- Теперь предположите, что мы не знаем о городах Древней Руси?
- Ваши предположения? ( ответы учащихся)
- Посмотрите на таблицу, совпали ли ваши вопросы с вопросами в таблице?
1 | Кто постоянно жил в городе? |
2. | Кто и для чего приезжал в город? |
3 | Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? |
- Как вы думаете, люди, каких занятий и проффесий жили в древнерусских городах?
- Составьте мозаику и подумайте, какие рисунки вы получили? (гончар, кузнец, купец, дружинники , князья, священники)
- Кто жил постоянно в городе?
( В городах жили ремесленники, священники, купцы, стрельцы, князья)
- Зная, кем были жители древнерусских городов, можем ли предположить, кто к ним приезжал и зачем? (ответы)
- Подтвердите свои ответы, прочитав на с. 32 текст «Жители и гости древнерусских городов» (иностранцы)
-Кто приезжал и для чего?
-Зачем приезжали? (чтобы продать свой товар и купить изделия мастеров-ремесленников)
- Раз приезжали иностранцы за товарами, так какое же государство было во времена Древней Руси? (богатым)
- А вот за каким товаром приезжали иностранцы и какой товар продавали им славяне, предлагаю каждому самостоятельно ответить на данный вопрос.
-Возьмите карточку зеленого цвета, выполните задание.
Карточка.В-1
Подчеркните слова, которые указывают за какими товарами приезжали из других государств и стран в Древнюю Русь?
Автомобили, рыба, книги, мёд, пароходы, посуда, самолёты, меха, , воск, электроприборы.
Карточка В-2
Подчеркните слова, которые указывают какие товары привозили из других государств и стран в Древнюю Русь?
Автомобили, ткани книги, пряности, пароходы, зеркала, самолёты, украшения, электроприборы.
V. Вывод
-Проверим ответы.
-Что привозили иностранные купцы?
-А что они покупали у славян?
-Кто еще приезжал в город? ( крестьяне)
- Зачем? (продавать то, что выращивали)
(В города приезжали иностранцы и крестьяне.) слайд
-Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?
-Что вы видите на этой картинке? (торговую площадь)
- Что там происходит? ( шумно, неразбериха, толкотня)
- Объясните фразу, почему так говорили
«В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». ( В город приезжало много народу, который толпился около дворца князя, соборов, на торговой площади.)
- Значит жизнь в городе была какой? (оживленной)
(Жизнь в городе была оживленной.)
- Кто в то время управлял городом? (князь)
-Что он еще делал?
(Принимали послов управление княжеством, принимал законы, командовал дружиной. Это была политическая жизнь города)
- Ремесленники и крестьяне торговали своими товарами? ( Так проходила экономическая жизнь)
- В городах были большие и красивые храмы?
- Кто их посещал? ( крестьяне и жители города) ( Это религиозная жизнь)
- Все это происходило где? В городах
-Чем же является тогда город для людей? (центром)
- Значит, для людей живших даже в Древней Руси город является
центром, где решались разные вопросы.
(Город являлся центром экономической, политической, религиозной жизни.)
-Какие новые знания о городе вы приобрели?
1.В городах жили ремесленники, священники, купцы, стрельцы, князья.
2.В города приезжали иностранцы и крестьяне.
3.Жизнь в городе была оживленной.
Города являются центрами экономической, политической, религиозной жизни страны.
- Что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе?
- Посмотрите, несколько эпизодов из жизни древнерусских славян и подумайте как это можно назвать? (посуда, одежда, мебель, песни, сказки, поговорки, пословицы, загадки, «памятники культуры»)
- Все красивое, интересное, что нравилось - славяне сохраняли?
-Для кого? (для детей своих)
-Таким образом, что появлялась на Руси ? (культура Древней Руси)
-Посмотрите памятники культуры Древней Руси, совершив заочную экскурсию, которую проведут …... (презентация)
VI. Закрепление изученного. (Рассказывают подготовленные ученики)
- Мы сейчас отправимся в заочное путешествие в город Владимир.
- Город Владимир назван в честь его основателя Владимира Мономаха.
Мономах был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом.
- Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке. Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.
- А это главный храм города Владимира - Успенский собор.
Гордость и украшение города. В нём проводили богослужения, хранили главные ценности.
-Перед вами икона Владимирской Богоматери. Была самой почитаемой иконой славянского народа. В Древней Руси была хорошо развита иконопись. Сложилось 2 школы иконописцев: новгородская и ярославская.
-Во времена Древней Руси алфавит отличался от современного. Специально для славян азбуку придумали братья Кирилл и Мефодий. По имени одного из них она называется кириллицей. Посмотрите, как она выглядит.
-Здесь вы видите летописи. Это записи русских событий по годам. Их писали монахи. Это люди, посвятившие всю свою жизнь служению Бога. Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси.
VII. Обобщение
Ребята, мы рассказали только о некоторых памятниках культуры Древней Руси, а о других вы можете узнать, самостоятельно из разных источников информации. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
VIII. Итог
- Как вы думаете, где же находились эти памятники культуры?(Они находились в городах,)
- Значит, город был еще и культурным центром.
- Вернёмся к проблемному вопросу «Почему Древнюю Русь называли «страной городов»
- Чем являлись города?
Города -являлись центрами всей жизни государства.
-Кто приезжал? (иностранцы).
-Они думали чего больше в России деревень или городов?
-Как вы думаете, что нравилось в наших городах?
- Какое же впечатление у них создавалось?
-Иностранцев поражало красота и необычность русских городов, а множество людей на улицах создавало впечатление, что всё население Руси живёт в городах.
- Какой у нас был проблемный вопрос?
- Нашли мы ответ на него?
-Где можно применить полученные сегодня знания?
IX. Оцените свою работу по пятибалльной системе.
Я это знаю на … | |
1.Кто постоянно жил в городе? | |
2.Кто и для чего приезжал в город? | |
3.Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? | |
4.Почему древнюю Русь называли страной городов? |
-Встаньте, те, у кого только пятерки и четверки?
-Кто испытывал трудности, по некоторым вопросам может взять инструкцию и повторить еще раз изученный материал.
X. Домашнее задание .
- Я думаю, что вас привлекли города Древней Руси и её культура.
Выберете только одно задание.
1.Рабочая тетрадь с 12 №1.
2. Приготовить небольшое сообщение по теме « Как возник город Москва».
3. Приготовить сообщение о любом древнерусском городе.
4. Создать презентацию о любых памятниках культуры Древней Руси.
5. Исполнить песню, отражающую жизнь славянского народа.
XI. Применение нового знания.
Исторический калейдоскоп. (Это вопросы на политическую, экономическую, религиозную, культурную тематику выберите только
3 вопроса, на которые вы точно знаете ответы.
Исторический калейдоскоп.
1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)
2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)
3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)
4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)
5. Самыми образованными людьми в Древней Руси были? (Монахи)
6 . Запись событий русской истории по годам. (летопись)
7. Старославянская азбука. (кириллица) (Проверка по образцу)
Заключительные слова
-Есть времена в истории Родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение должно слышать о них.
XII. Рефлексия.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- я приобрел…
Литература:
А.А.Плешаков. Окружающий мир, 4 класс; Москва: Просвещение, 2015 г.
О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс; Москва: ВАКО, 2007 г.
У.А.Ляшенко. Окружающий мир, 2-4 классы. Дополнительный материал к разделу “Общество”, Волгоград: Учитель, 2007 г.
Т.А.Соловьева. Исторические темы курса “Окружающий мир”,4 класс; Москва: ВАКО, 2015 г.
Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
овродгоН Новгород альСзду скваоМ славроЯль Суздаль Москва Ярославль
смСНскле Смоленск воПкс имиларВди Псков Владимир
Что мы знаем о городах Древней Руси. 1. Какие были особенности построения городов 2. Какие основные постройки были в городах? 3. Чем украшали храмы? 4. Существовала ли в городах Древней Руси письменность?
Фреска – изображение, выполненное красками по сырой штукатурки .
Что мы знаем о городах Древней Руси. 1. Города были огорожены стенами с башнями и проездными воротами. 2. В городах было много домов, дворцов, был храм или церковь и обязательно торговая площадь. 3. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой.
Что мы не знаем о городах Древней Руси? 1. Кто постоянно жил в городе? 2. Кто и для чего приезжал в город? 3. Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?
Что мы узнали о городах Древней Руси. 1. В городах жили ремесленники, купцы, дружинники, священники и князья. 2. В города приезжали иностранцы и крестьяне. 3. Жизнь в городе была оживлённой. Города – являлись центрами экономической, политической, религиозной жизни страны.
Памятник Ярославу Мудрому
Владимир Владимир Мономах
Золотые ворота Успенский собор
Икона Владимирской Богоматери
КИРИЛЛИЦА
Я это знаю на …………. 1. Кто постоянно жил в городах. 2.Кто и зачем приезжал в город? 3.Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? 4. Почему древнюю Русь называли страной городов?
Домашнее задание. (выберите только одно) 1.Рабочая тетрадь с.12 №1 2. Приготовить небольшое сообщение по теме «Как возник город Смоленск» 3.Приготовить сообщение о любом древнерусском городе. 4.Создать презентацию о любых памятниках культуры Древней Руси. 5. Найти пословицы или поговорки, отражающие жизнь славянского народа.
Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно Я понял, что.. Теперь я могу … Я научился …. У меня получилось … Меня удивило .. Урок дал мне для жизни ….. Я приобрёл ……. Я смог … Продолжи фразу. …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"
Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....
Презентация "Древняя Русь - страна городов"
Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...
Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".
Урок окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития коммуникативных...
Методическая разработка:"Деды Морозы разных стран"
Цель:Позанакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах....
Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....
Методическая разработка Итоговый тест по теме "Город и село" 1 класс "Перспектива" Окружающий мир
Тест разработан для проверки знаний учащихся по теме "Город и село". Тест включает в себя 10 вопросов с вариантами ответов и ключ для проверки выполнения заданий....
Методическая разработка классного часа "Путешествие в город Здоровья"
Цель: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, развивать принципы здорового питания. Методическая разработка знакомит детей с притчей, содержит русские пословицы и поговорки о здор...