Методическая разработка по теме "Древняя Русь - страна городов", презентация.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Окружающий мир "Древняя Русь - страна городов". 4 класс. Образовательная программа "«Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon drevnyaya_rus_-_strana_gorodov.zip32.87 КБ
Office presentation icon drevnyaya_rus_-_strana_gorodov.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Тема Древняя Русь – страна городов.

Цели:

  1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
  2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.
  3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.
  4. Развивать  умения работать по карте, строить высказывания, составлять рассказ по плану, обобщать и делать выводы;
  5. Прививать  интерес  к истории нашей Родины.

Оборудование: карточки, тест, кроссворд, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, тетрадь, презентация  “ Древняя Русь-страна городов”

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Славишься сёлами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквями.  

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля необъятная наша!

- Добрый день. И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю  плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.

 II. Актуализация  знаний. Проверка знаний по прошлой теме.

-Но сначала вспомним   некоторые  исторические события, выполнив небольшой  тест.

Тест

 1.Как называется период времени, который мы  изучаем?(Древняя Русь)

2. Назовите имя князя, объединившего  Киев и Новгород.(Олег)

3. Какому князю приписывают слова: «Да будет Киев матерью городов  русских!»? (Олег)

4. При каком князе произошло крещение Руси?(Владимир Святославович)

5.Какой город избрали столицей Древней Руси?

6. «Хочу мстить за обиду мужа своего» - чьи это слова. (Княгини Ольги)

(Взаимопроверка по образцу)

 

III. Проблемная ситуация.

- Ребята, тему урока, над которой мы будем  с вами работать  попробуйте определить сами.

- Составьте из разбросанных букв собственные   имена существительные.

-Какие существительные вы составили?  

Новгород – овродгоН  (презентация))

Суздаль –альСзду

 Москва -скваоМ

Ярославль- славроЯль

Смоленск - омСнскле

Псков - воПкс

Владимир- имиларВди

 

- Что общего в этих словах?  (города)

- Что ещё  можно  дополнить.

- Предположите, какова же тема нашего урока?  (о городах)

-Посмотрите на карту (с.30 учебник)

- Много ли было городов в Древней Руси? (нет)

- Действительно, как подсчитали ученые, в городах в то время жили-2-3 человека из ста человек.

-Это много или мало? (мало)

  - Известно, что иностранцы (иностранные купцы) называли Русь в то время  – «Страна городов».

(запись на доске  «Древняя Русь – страна городов»)

-Какое вы заметили  противоречие? (городов было мало, но Русь называли «страной городов»

- Какой  проблемный вопрос у вас возникает тогда?

-Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

- Хотите узнать ответ на него?

-Для того чтобы решить поставленную проблему, воспользуемся  приемом «знаем – не знаем»

- Вспомните сначала, что вы знаете о городах Древней Руси из прочитанной литературы, из телепередач и других источников информации.(ответы)

- Ребята, а мне кажется что, вы знаете гораздо больше, просто не вспомнили или даже не подумали, что об этом надо говорить.

-Давайте  вспомним все о городах  Древней Руси, работая по группам.

-Возьмите  карточку, посмотрите  номер вопроса и образуйте группы.

-Как работать в группах вы знаете, если кто-то забыл - посмотрите на инструкцию.

1.Прочитайте задание.

2.Выслушайте все точки зрения.

3.Выберите общую.

4.Составьте план ответа.

5.Выбирите выступающего.

-Каждая группа работает только с указанным  вопросом.

  1. Особенности построения городов во  времена Древней Руси?

       2.Какие  основные постройки были  в городах Древней Руси?

       3. Чем украшали храмы?

       4.  Существовала  ли  в городах Древней Руси письменность?

Проверка работы  в группах. (Высказывают свои ответы, учитель формулирует общий ответ и заполняет таблицу «знаем – не знаем»

 

  - Давайте, выясним более четко, что мы знаем о городах Древней Руси

1 группа  

-Что вы знаете об особенностях построения городов во времена Древней Руси»

(Города были огорожены стенами с башнями и проездными воротами)  (слайд)

-Вторая группа, что вы   вспомнили об основных постройках в городах Древней Руси?

(В городах было много домов,  княжеских палат, был храм или церковь и обязательно - торговая площадь). слайд

- Третья группа. Чем же украшали храмы? ( Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой).

Словарная работа  (выбрать показать)

Фрески- изображения, выполненные красками по сырой штукатурке

Иконы

Мозаика

- Последняя 4 группа, как вы ответите на вопрос «Существовала  ли  в городах Древней Руси письменность?

(В городах была распространена письменность)

Обобщение

- Давайте посмотрим,   уже что вы  знаете   о городах Древней Руси?

1.Были огорожены стенами с башнями и  проездными воротами.

2.В городах было много домов, дворцов, был храм или церковь и обязательно торговая  площадь.

3.Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой.

4. В городах была распространена письменность.

IV.Изучение нового материала.

- Теперь предположите, что  мы не знаем о городах Древней Руси?

- Ваши предположения? ( ответы учащихся)

- Посмотрите на таблицу, совпали ли ваши вопросы с вопросами в таблице?

1

Кто постоянно жил в городе?

2.

Кто и для чего приезжал в город?

3

Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

- Как вы думаете, люди, каких занятий и проффесий жили в  древнерусских городах?

- Составьте мозаику и подумайте, какие рисунки вы получили? (гончар, кузнец,  купец, дружинники ,  князья,  священники)

- Кто  жил постоянно в городе?

      ( В городах жили ремесленники, священники, купцы, стрельцы, князья)

 - Зная, кем были жители древнерусских городов, можем ли предположить, кто к ним приезжал и зачем? (ответы)

- Подтвердите  свои ответы, прочитав на с. 32 текст «Жители и гости древнерусских городов» (иностранцы)

-Кто приезжал и для чего?

-Зачем приезжали? (чтобы продать свой товар и купить изделия мастеров-ремесленников)

- Раз приезжали иностранцы за товарами, так какое  же государство было  во времена Древней Руси? (богатым)

-  А  вот за каким товаром приезжали иностранцы и какой товар продавали им славяне,  предлагаю каждому самостоятельно ответить на данный вопрос.

-Возьмите карточку  зеленого  цвета, выполните задание.

Карточка.В-1

Подчеркните слова, которые указывают  за какими товарами приезжали из других государств и стран  в  Древнюю Русь?

 Автомобили,  рыба,  книги,  мёд,  пароходы, посуда,  самолёты, меха, , воск, электроприборы.

Карточка В-2

Подчеркните слова, которые указывают  какие товары привозили из других государств и стран  в  Древнюю Русь?

Автомобили,  ткани книги,  пряности, пароходы,  зеркала,  самолёты, украшения,  электроприборы.

V. Вывод

-Проверим ответы.

-Что привозили иностранные купцы?

-А что они покупали у славян?

-Кто  еще приезжал в город?   ( крестьяне)

- Зачем? (продавать то, что выращивали)

         (В города приезжали иностранцы и  крестьяне.) слайд

        -Чем городская жизнь  не похожа на деревенскую?

-Что вы видите на этой картинке? (торговую площадь)

 - Что там происходит? (  шумно, неразбериха, толкотня)

- Объясните фразу, почему так говорили

«В деревнях  жизнь текла, а в городах кипела». ( В город приезжало много народу, который толпился около дворца князя, соборов, на торговой площади.)

- Значит жизнь в городе была какой?  (оживленной)

(Жизнь в городе была  оживленной.)

-   Кто в то время  управлял городом? (князь)

-Что он еще делал?

(Принимали послов  управление княжеством, принимал законы,  командовал дружиной. Это была  политическая  жизнь города)

- Ремесленники и крестьяне торговали своими товарами? ( Так проходила экономическая жизнь)

- В городах   были большие и красивые храмы?

- Кто их посещал? ( крестьяне и жители города) ( Это религиозная жизнь)

- Все это происходило где?   В городах

-Чем же является  тогда город для людей? (центром)

- Значит, для людей живших даже в Древней Руси город является

центром, где решались разные вопросы.

(Город являлся центром  экономической,  политической, религиозной жизни.)

-Какие  новые знания о городе  вы приобрели?

1.В городах жили ремесленники, священники, купцы, стрельцы, князья.

2.В города приезжали иностранцы и  крестьяне.

3.Жизнь в городе была  оживленной.

Города являются центрами экономической, политической, религиозной жизни страны.

- Что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе?

- Посмотрите, несколько эпизодов из жизни древнерусских славян и подумайте  как это можно назвать? (посуда, одежда, мебель, песни, сказки,  поговорки,  пословицы, загадки, «памятники культуры»)

- Все красивое, интересное, что    нравилось - славяне сохраняли?

-Для кого? (для детей своих)

-Таким образом,  что появлялась  на Руси ? (культура Древней Руси)

-Посмотрите памятники культуры Древней  Руси, совершив   заочную экскурсию, которую  проведут …... (презентация)

VI. Закрепление изученного. (Рассказывают подготовленные ученики)

- Мы  сейчас отправимся в заочное путешествие  в город Владимир.

- Город  Владимир  назван в честь его основателя Владимира Мономаха.  

 Мономах  был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом.

 - Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке. Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.

- А это главный храм города Владимира - Успенский собор.

Гордость и украшение города. В нём проводили богослужения, хранили главные ценности.

-Перед вами икона  Владимирской  Богоматери. Была самой почитаемой иконой  славянского народа.   В Древней Руси была хорошо развита иконопись. Сложилось 2 школы иконописцев: новгородская и ярославская.

-Во времена Древней Руси алфавит отличался от современного. Специально для славян азбуку придумали   братья Кирилл и Мефодий.  По имени одного из них она называется кириллицей. Посмотрите, как она выглядит.

-Здесь вы видите летописи. Это записи  русских  событий по годам. Их писали монахи. Это  люди, посвятившие всю свою жизнь служению Бога. Именно летописи  сохранили для нас  память о временах Древней Руси.

VII. Обобщение

Ребята,  мы рассказали только о некоторых памятниках культуры  Древней Руси, а о   других вы можете узнать, самостоятельно из разных источников информации. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

VIII. Итог

-  Как вы думаете, где же находились эти памятники культуры?(Они находились в городах,)

- Значит, город был еще и культурным центром.

- Вернёмся к проблемному вопросу «Почему Древнюю Русь называли  «страной городов»

- Чем являлись города?

Города  -являлись центрами всей жизни  государства.

-Кто приезжал? (иностранцы).

-Они думали чего больше в России деревень или городов?

-Как вы думаете, что  нравилось в наших городах?

- Какое же впечатление у них создавалось?

-Иностранцев поражало красота и необычность русских городов, а множество людей на улицах создавало впечатление, что всё население Руси живёт в городах.

  - Какой у нас был проблемный вопрос?

    - Нашли мы ответ на него?

  -Где можно применить полученные сегодня знания?

 

    IX. Оцените свою работу по пятибалльной системе.

Я  это  знаю на  …

1.Кто постоянно жил в городе?

2.Кто и для чего приезжал в город?

3.Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

4.Почему древнюю Русь называли страной городов?

-Встаньте, те, у кого  только пятерки и четверки?

 

-Кто  испытывал трудности, по  некоторым вопросам может взять инструкцию и повторить еще раз изученный материал.

X. Домашнее задание .

- Я думаю, что вас привлекли города Древней Руси и её культура.

Выберете только одно задание.

1.Рабочая тетрадь с 12 №1.

2. Приготовить небольшое сообщение  по теме  « Как возник город Москва».

3. Приготовить   сообщение   о любом  древнерусском городе.

4. Создать презентацию о любых  памятниках культуры Древней Руси.

5. Исполнить песню, отражающую жизнь  славянского народа.

XI. Применение нового знания.

Исторический калейдоскоп.   (Это вопросы на политическую, экономическую, религиозную, культурную тематику  выберите только

 3 вопроса, на которые вы точно знаете ответы.

                                

Исторический калейдоскоп.  

1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)

2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)

3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)

4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)

5. Самыми образованными  людьми в Древней Руси были? (Монахи)

6 . Запись событий русской истории по годам. (летопись)

7. Старославянская азбука. (кириллица)    (Проверка по образцу)

      Заключительные слова

-Есть времена в истории Родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение должно слышать о них.

       XII. Рефлексия.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • я приобрел…

Литература:

А.А.Плешаков. Окружающий мир, 4 класс; Москва: Просвещение, 2015 г.

О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс; Москва: ВАКО, 2007 г.

У.А.Ляшенко. Окружающий мир, 2-4 классы. Дополнительный материал к разделу “Общество”, Волгоград: Учитель, 2007 г.

Т.А.Соловьева. Исторические темы курса “Окружающий мир”,4 класс; Москва: ВАКО, 2015 г.

Интернет-ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Русь - страна городов. Учитель начальных классов МОУ СОШУИП№3 г. Лабытнанги Никитенко Валентина Николаевна

Слайд 2

овродгоН Новгород альСзду скваоМ славроЯль Суздаль Москва Ярославль

Слайд 3

смСНскле Смоленск воПкс имиларВди Псков Владимир

Слайд 5

Что мы знаем о городах Древней Руси. 1. Какие были особенности построения городов 2. Какие основные постройки были в городах? 3. Чем украшали храмы? 4. Существовала ли в городах Древней Руси письменность?

Слайд 6

Фреска – изображение, выполненное красками по сырой штукатурки .

Слайд 7

Что мы знаем о городах Древней Руси. 1. Города были огорожены стенами с башнями и проездными воротами. 2. В городах было много домов, дворцов, был храм или церковь и обязательно торговая площадь. 3. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой.

Слайд 8

Что мы не знаем о городах Древней Руси? 1. Кто постоянно жил в городе? 2. Кто и для чего приезжал в город? 3. Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

Слайд 10

Что мы узнали о городах Древней Руси. 1. В городах жили ремесленники, купцы, дружинники, священники и князья. 2. В города приезжали иностранцы и крестьяне. 3. Жизнь в городе была оживлённой. Города – являлись центрами экономической, политической, религиозной жизни страны.

Слайд 11

Памятник Ярославу Мудрому

Слайд 13

Владимир Владимир Мономах

Слайд 14

Золотые ворота Успенский собор

Слайд 15

Икона Владимирской Богоматери

Слайд 16

КИРИЛЛИЦА

Слайд 17

Я это знаю на …………. 1. Кто постоянно жил в городах. 2.Кто и зачем приезжал в город? 3.Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? 4. Почему древнюю Русь называли страной городов?

Слайд 18

Домашнее задание. (выберите только одно) 1.Рабочая тетрадь с.12 №1 2. Приготовить небольшое сообщение по теме «Как возник город Смоленск» 3.Приготовить сообщение о любом древнерусском городе. 4.Создать презентацию о любых памятниках культуры Древней Руси. 5. Найти пословицы или поговорки, отражающие жизнь славянского народа.

Слайд 19

Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно Я понял, что.. Теперь я могу … Я научился …. У меня получилось … Меня удивило .. Урок дал мне для жизни ….. Я приобрёл ……. Я смог … Продолжи фразу. …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

Методическая разработка:"Деды Морозы разных стран"

Цель:Позанакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах....

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Методическая разработка Итоговый тест по теме "Город и село" 1 класс "Перспектива" Окружающий мир

Тест разработан для проверки знаний учащихся по теме "Город и село". Тест включает в себя 10 вопросов с вариантами ответов и ключ для проверки выполнения заданий....

Методическая разработка классного часа "Путешествие в город Здоровья"

Цель: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, развивать принципы здорового питания.  Методическая разработка знакомит детей с притчей, содержит  русские пословицы и поговорки о здор...