Конспект урока + презентация "Верования языческой Руси. Главные боги древних славян" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ворокосова Ольга Игоревна

Цели деятельности учителя:

  • Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  Знать главных богов древних славян;
  •  Уметь определять главных богов древних славян.

 Личностные:

  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Осознать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", учебная презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019                                                                            ФИО студента: Сафонова О.И

Школа: МБОУ «СОШ № 68»                                                         ФИО учителя: Григорович И.В

Класс: 3 «В»                                                                              ФИО руководителя практики: Боева. С.З

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

По теме: «Верования языческой Руси. Главные боги древних славян. »

Цели деятельности учителя: 

  • Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  Знать главных богов древних славян;
  •  Уметь определять главных богов древних славян.

 Личностные:

  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Осознать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке окружающего мира мы не будем с вами вспоминать исторические даты, говорить о солнечной системе, путешествовать по природным зонам. Нынешний наш урок будет посвящён теме, которой люди интересуются очень давно. Ещё с тех времён, когда они охотились на животных и жили в пещерах. Работа предстоит нам тяжёлая, поэтому давайте улыбнёмся друг другу, и пусть удача сопутствует нам.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и мотивация

2  мин

- Ребята, о чём мы говорили на прошлых уроках.

- Очень хорошо!

- На протяжении нескольких уроков вы совершали увлекательное  путешествие по Древней Руси, много узнали о жизни и быте наших предков - славян. Давайте вспомним.

- Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)

- Как было устроено жилище славян? Что вы можете сказать об их одежде?

(Слайд)

- Какое изображение на экране лишнее? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

- Что делает этот старец? Кому он молится? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

 - О старинной одежде, жилищах, еде.

Р:Целеполагание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя, беседа  

Наглядный: показ презентации

3 мин

 - Давайте попробуем догадаться, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке и сформулировать тему.

-  Как вы думаете, а почему  речь пойдёт именно о Богах, а не о Боге?

- Тема нашего урока – БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 Ответы детей.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

4.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

 

Наглядный: учебная презентация

23 мин

-  Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.

- Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО. 

- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Их представляли  в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов). Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.  

- Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и приносили им в жертву животных.

- Давайте посмотрим, каких богов вы уже знаете?

- Посмотрите на слайд, у вас на столах лежат листы. Во время просмотра презентации, заполните её. (7 мин)

- Давайте проверим, правильно ли вы все сделали, посмотрите видео ( 3 мин)

Проверка карточки:

Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям

Идол- статуя

ЯЗЫ́ЧЕСТВО - Религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

Язычники – верили в существование многих  богов, которые  олицетворяли силы природы.

 

- Ответы детей.

Выполняют задание.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

5.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

Откройте рабочую тетрадь на странице № 15.

-Самостоятельно выполните задание 35 и решите кроссворд.

- Язычники верили в множество богов.

- Перун- грозное божество, покровитель князя и дружины.

- Даждьбог- добрый бог, сын Перуна, славянский покровитель летнего солнца, так же отвечает за плодородие.

Кроссворд:

-масленица, домовой, леший, водяной, купала.

Р: обобщение.

6.Включение в систему знаний.

Словесный

2 мин

- Итак, что мы сегодня узнали? (проверяется соответствие с кластером):

  1. Как по представлениям славян были связаны боги и силы природы?
  2. Как религиозные верования проявлялись в быту славян?
  3. Кого на Руси называли волхвам и какова была их роль?
  4. Почему в VII веке в пантеоне богов на первом месте вместо земледельческих стали боги военные?
  5. Каково значение народного фольклора
  6. Каково значение религии в жизни древних славян?

 

- Они были связаны на прямую.

- Они свои удачи и неудачи на прямую связаны с багами.

-

Р: обобщение, контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

7.Рефлексия деятельности

 3 мин

- Итак, какова же была тема нашего сегодняшнего урока?

- Достигли ли мы цели урока?

- Молодцы, домашнего задания сегодня не будет.

- Боги древних славян.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Верования языческой Руси

Слайд 2

Найди неизвестные термины Оберег , лапти, сарафан, амулет, идол , волхв, язычество

Слайд 3

Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям

Слайд 4

Идол - статуя

Слайд 5

ЯЗЫ́ЧЕСТВО - Религия , основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство .

Слайд 6

Наши предки были язычниками Язычники – верили в существование многих богов, которые олицетворяли силы природы.

Слайд 7

Высшие Боги Сварог Волос Стрибог Макошь Даждьбог Перун Мать- Сыра Земля

Слайд 8

Перун Главный бог, покровитель князя и дружины ( теперь Илья Пророк)

Слайд 9

Мать –Сыра Земля Считалась матерью всех живых существ и растений. Образ плодородия .

Слайд 10

Даждьбог Сын Перуна, славянский покровитель летнего солнца, так же отвечает за плодородие.

Слайд 11

Стрибог Верховный бог, повелитель ветра, атмосферы, птиц .

Слайд 12

Сварог Отец Даждьбога . Бог-кузнец. Олицетворял Небесный огонь.

Слайд 13

Макошь Покровительница прядения и ткачества .

Слайд 14

Водяной Кикимора Дворовой Банник Русалка Бес Берегиня Баба-Яга Домовой Леший Низшие божества

Слайд 15

Домовой Банник Дворовой

Слайд 16

водяно й Леший Кикимора

Слайд 17

Ярило Кострома Коляда Купала Масленица Ритуально-календарные персонажи

Слайд 18

Масле-ница

Слайд 19

Ярило Олицетворяет весеннее плодородие

Слайд 20

Купала бог земных плодов

Слайд 21

Коляда считается сыном Даждьбога , одним из его ликов.

Слайд 22

Капище - (« капь » – изображение, идол) место, которое обустраивали язычники для почитания своих богов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Боги древних славян""

Данная презентация выполнена к уроку окружаещего мира в 3 классе по разделу "Как жили наши предки"( программа "Начальная школа XXI века"). Работа содержит интересный иллюстративный материал. Каж...

Работа ученицы презентация "Боги древних славян"

Презентация подготовлена ученицей 3 класса к уроку окружающего мира...

конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...

Боги древних славян

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века"....

Боги древних славян

Перечесляются боги древних славян...

Конспект урока по Окружающему миру «Верования языческой Руси»

Конспект урока в 3 классе по предмету Окружающий мир...