Урок "Охрана растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана растений.
Цели урока: систематизировать знания об охране растений.
Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать , делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями, распечатки памятки
Ход урока
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Повторение и обобщение знаний о растительном мире.
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломайте деревьям руки,
Ведь живые они, живые.
(Дубкина О. )
- Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми.
Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.
- Вспомните, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений. Найдите лишнее.
- Как человек использует растения в своей жизни?
- Может ли человек прожить без растений?
Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива. Человек прожить без растений не сможет.
Введение в тему
Послушайте экологическую сказку.
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
- Почему лось заплакал?
- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
- Послушайте стихотворение о подснежниках.
Подснежник.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)
- Почему же нельзя рвать цветы?
III. Самоопределение к деятельности
- Какова же тема урока?
- Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.
- Какие цели поставим на уроке? О чём будем говорить? Что бы вы хотели узнать?
IV Работа по теме урока
Ребята посмотрите перед вами на доске экологические знаки. Давай их разгадаем и составим памятку «Правила охраны растений»
Учитель раздаёт памятки детям.
Правила охраны растений
1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
5. Помните! Растения —живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!
Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница. Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Ребята нам приготовили сообщение о растениях из Красной книги.
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
V Физкульминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
Лекарственные растения.
- Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.
- Рассмотрим выставку лекарственных растений.
Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.
Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.
В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.
- Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.
Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.
- А теперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.
Практическая работа.
VI Закрепление изученного материала
Групповая работа. Разгадай кроссворд. Учитель показывает картинки , а дети записывают названия.
2 Групповая работа. Придумать правила обращения по защите растений, и нарисовать экологические знаки
VII Рефлексия
Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.
Графический диктант
Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».
• Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («- ».)
• Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)
• Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)
• Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)
• В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплот
нять почву и не топтать растения. («+».)(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают иобъясняют
утверждения, учитель ставит знаки на доске.)
VIII Подведение итогов урока
— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что люди делают для охраны растений?
Вывод.
- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
Домашнее задание.
Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
Урок окружающего мира 1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс
Конспект урока по предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....