Проектирование урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
статья по окружающему миру (1 класс)

Светлана Анатольевна Савинкова

Применение проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_uroka_po_predmetu_okruzhayushchiy_mir.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока по предмету «Окружающий мир»

в 1 классе

С.А.Савинкова, 

Кемерово, Кемеровская обл.

  Особенностью современной школы является необходимость научить учащихся находить информацию и уметь ориентироваться в ней. Поэтому особое место отводится  практическому содержанию образования. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, которая  способствует развитию творческих возможностей личности.

  Кроме того, проектная деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в группах.

  При проектировании урока был применен системно-деятельностный подход к обучению.

  Форма организации учебной и познавательной деятельности: групповая.

  Методы обучения: сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных методов.

  Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые.

   Тема: Зима. Покой природы.

   Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

   Форма проведения урока: урок-проект.

   Цель: познакомить учащихся с зимними явлениями, научить отличать признаки зимы.

  Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятиями «зимние явления», «покой»;
  • формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;

    Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;

   Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.

Планируемые результаты:

  • научатся различать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и  жизнью растений и животных;
  • научатся анализировать информацию;
  • смогут вести дискуссию, принимать позицию другого человека.

   Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

   Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки настроения, презентация "Зима. Покой",  словари русского языка  С.И.Ожегова, раздаточный материал.

Структура и ход урока-проекта:

Этапы урока-проекта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание данного этапа

Формируемые УУД

I

Организационно-подготовительный этап

1.Эмоциональный настрой: предлагает послушать музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь. У камелька.», стихотворение Андрея Прокофьева «Всё бело».

Задаёт вопрос: «Какое настроение передали  композитор и автор?» «Что объединяет эти произвдения?»

2. Задаёт вопрос: «О чём же мы сегодня будем говорить?» Подводит к  теме урока. Предлагает прочитать по учебнику[1].

Слушают,

дают ответы.

Осмысливают услышанное.

Дают ответы.

Формулируют тему урока.

Читают тему урока в учебнике.

Поиск проблемы.

Выбор темы и его обоснование.

Постановка проблемы

Познавательные:

извлечение информации;

коммуникативные: учет разных мнений.      

II

Формирование

Творческих групп

Учащиеся разделены на 4 группы.

Учащиеся группируются по желанию.

III

Подготовка к исследовательской работе

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока.

Вопрос: «Чем будем заниматься на уроке?»

Обобщает:

а)  изучить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

б) познакомиться  с зимними явлениями;

в) научиться отличать признаки зимы.

Работа в группах.

Использование в речи терминов и понятий «похолодание», «зимние явления».

Ставит цели и задачи урока-проекта, планирует деятельность

Познавательные: определение цели и задачи урока;

коммуникативные: совместно искать и собирать информацию по теме урока;

регулятивные: работа по предложенному учителем плану;

личностные: осознание ответственности за общее дело

IV

Разработка проекта

(реализация проекта).

1.Консультация для учащихся –стимуляция деятельности.

2. Создание экспертной группы.

 Организует самостоятельную работу  по группам [1], [2]

«Летят снежные пушинки» В. Архангельского [3], [4].

Вопрос: «Что запомнили об образовании снежинок?»

Работа в группе по раздаточному материалу.

Читают, осмысливают, дают ответ.

По опорным словам рассказывают об образовании снежинок.

Создание экспертной группы.

Самостоятельное построение своих суждений

Использование в речи терминов и понятий – шесть лучей; тончайшая пластина, кристалликиз льда, водяной пар

Познавательные:

извлечение информации;      

личностные:

выдвижение собственных мыслей;

коммуникативные: сотрудничество с товарищем, умение слушать и понимать;

регулятивные:

сличение работы с заданием – эталоном .

V

Физминутка

Предлагает тематическую физминутку [5].

Выполняют упражнения.

VI

Оформление результатов

Обведите правильную снежинку и объясните свой выбор [1].

Работа в группе.

Оформляют виды снежинок (шесть лепестков, шесть лучей).

Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую;

коммуникативные: работать в сотрудничестве;

регулятивные:

высказывать свои предположения;

личностные:

умение выполнять самооценку.

VII

Презентация

Творческая работа в группах, используя учебник, рабочую тетрадь [1], [2].

Работа в группе с учебником.

Выполняют работу, делают вывод.

Экспертиза

Коммуникативные: работать в сотрудничестве;

регулятивные:

высказывать свои предположения;

личностные:

умение выполнять самооценку.

VIII

Рефлексия

Продолжите предложения.

 Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Учащиеся продолжают предложения.

Оценка деятельности.

Регулятивные:

адекватно воспринимают оценку других учащихся;

коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;

личностные:

способность оценивать

 Литература

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С.     "Окружающий мир". Учебник для 1-го класса, "Я и мир вокруг" в 2-хчастях. Часть 1.-М: Баласс, 2014, с. 84-89.
  2.  Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. М. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир".  Я и мир вокруг для 1-го класса.- М: Баласс, 2014, с.35-39.
  3. Дьячкова Г.Т. "Окружающий мир" 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года".- Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Шорыгина Т.А. "Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы". Развитие речи. -  Москва, 2014.
  5. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"

Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...

конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс

Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Урок по предмету "Окружающий мир" 3 класс. Тема "Животноводство"

На данном уроке дети знакомятся с отраслями животноводства, учатся тому, как правильно ухаживать за животными....

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....