Урок по окружающему миру "Пётр Великий"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
формирование представления учащихся о времени правления Петра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4.doc | 73.5 КБ |
pyotr_velikiy.zip | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Петр Великий"
Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Задачи:
- образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
- развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
- воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Методы: репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.
Средства обучения
- Учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2006.; 2) презентация “Петр Великий”; 3) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: Просвещение, 2009.
Оборудование
Компьютер, проектор, колонки.
Ход урока
1. Организационный момент
У нас урок истории и мы будем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.
«Умом Россию не понять, Слайд 1
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Ф.И.Тютчев
- Актуализация знаний
Энергичный, скорый на расправу...
В книгах всё, как есть, отражено.
Он любил по-своему державу,
И в Европу прорубил окно.
Петербург на память нам оставил,
Флаг Российский- гордый триколор. Много сделал, изменил, исправил,
Но и дров немало наломал.
3. Целеполагание и мотивация Слайд 2
– Итак, тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?
* Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?
* Узнаем о детстве Петра.
* Каким правителем был Петр Первый?
* Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?
– В конце урока попытаемся ответить на эти вопросы. А сейчас послушайте сказку о Петре Великом.
СКАЗКА
ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ
Русская народная сказка
Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади.
— Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую!
Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подает ему:
— Что, хороша будет эта подкова?
Петр Первый усмехнулся:
— Хороша, да не совсем!
— Почему не совсем?
— Она, — говорит, — слабая!
— Ну, не знаю, почему она слабая.
Он берет в руки и разгибает эту подкову. Кузнец видит:
— Да, действительно слабая.
Берется делать вторую.
— Ну а эта хороша будет?
Петр говорит:
— Да так себе!
И эту разогнул.
Кузнец берется третью делать. И третья готова.
— Ну, этой, пожалуй, можно подковать, — сказал царь.
Кузнец сделал четыре подковы и подковал.
Петр Первый и спрашивает:
— Сколько тебе за подковы?
— Четыре рубля.
Он подает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его:
— Да у вас деньги фальшивые!
Петр подает ему второй рубль. И второй сломал кузнец.
— Да дайте, — говорит, — мне деньги хорошие!
Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему:
— На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли. Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой?
— Нет, не знаю.
— Я — Петр Первый, ваш государь. Ну так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты — его рубли!
Сел Петр Первый на коня и сказал:
— До свиданья, кузнец, ты — хороший молодец!
И после того кузнец его больше не видал.
Почему кузнец не узнал царя? На кого Пётр Великий больше был похож?
4. Изучение нового материала Слайд 3
Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал “потешные полки”. На реке Яузе была построена “потешная крепость” Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.
Потешные полки Слайд 4
«ПОТЕШНЫЕ», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80-х гг. XVIIв. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки.
Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро. Слайд 5 Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди.
«Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился. Слайд 6 20 октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: “Морским судам быть”. Слайд 7
Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А “дедушка русского флота” – неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее. Слайд 8
Рабочий день царя Слайд 9 Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.
В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.
Физкультминутка Слайд 10
Вышли мышки как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался громкий крик Убежали мышки вмиг.
Строительство города на Неве
А сейчас о каком городе пойдёт речь? Кто основал этот город?
«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе». А.С. Пушкин
Давайте полюбуемся видом этого удивительного города, воспетого в граните и стихах. Слайд 11, 12
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, но только не в свою честь, а в честь ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. В начале 20 века город был переименован и получил название Ленинград, в честь великого вождя революции Владимира Ильича Ульянова (Ленин его псевдоним), а в конце 20 века город вновь был переименован в Санкт-Петербург. В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот городевропейский. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Слайд13, Слайд 14, Слайд 15 Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Слайд 16 Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Слайд 17
Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. Слайд 18
В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. Слайд 19
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.
Город растёт и хорошеет Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана Александро-Невская лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру. Слайд 20
Послушайте колокольный звон Александро-Невской лавры. Слайд 21
Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 95- 96 какие же новшества вводит Пётр первый.
При Петре первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, Слайд 22 первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, ввёл новый календарь и мы празднуем Новый год, открыл первый музей. Как называется? Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") Слайд 23
Открыл первую библиотеку, построил новые города ( Петрозаводск, Тагонрок, Екатеренбург). В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. Слайд 24
6. Подведение итогов урока.
ВОПРОС – ОТВЕТ
- 1.Прозвище Петра I
- 2.Как назывался его полк?
- 3.Что перевезли из Владимира в лавру?
- 4.Фамилия Петра I
- 5.В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?
- 6.Как называлась первая газета при Петре I
- 7. Какие новшества ввёл Петре I
8.Кто занимался государственными делами, когда юный
Петр стал царём?
- 9.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт - Петербург?
- 10.Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?
Работа в тетрадях на печатной основе
Работа в парах. Собери мозаику «Достопримечательности».
7. Информация о домашнем задании
– Выберите вариант задания для домашней работы.
1 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.
Подписи к слайдам:
ПётрВеликий
Наталья Кирилловна Нарышкина - мать императора Петра Великого
Портрет царя Ивана V (брата Петра I)
Петр Великий
Царевна Софья Алексеевна,сводная сестра Петра Великого
Отец Петра Великого -царь Алексей Михайлович
Историческая Справка
Потешные полки«ПОТЕШНЫЕ», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80-х гг. XVIIв. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки.
Плещеево озеро
1682год
«Я в учении нуждаюсь и в учителях»Царь Пётр I
1696 год«Морским судам быть»
Это решение вынесла Боярская Дума (высший совещательный орган государства).
Бот Петра Великого «Фортуна»
Открылось строительство кораблей
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался громкий крик Убежали мышки вмиг.
16 мая 1703год
Историческая Справка
План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые – кирпичные.
16мая 1703год
ая крепость
Петропавловская крепость
Адмиралтейство.
Кронштадт.
Петропавловский собор
Верфь – это где строили суда для частных лиц
Александро-Невская лавра.
Звонница Александро-Невской Лавры.
Здание Кунсткамеры
1721год
ВОПРОС - ОТВЕТ
1.Прозвище Петра I2.Как назывался его полк?3.Что перевезли из Владимира в лавру?4.Фамилия Петра I5.В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? 6. Почему для России важен был флот? 7.Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём?8.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт - Петербург?9.Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная война"
Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по УМК «Школа России». На уроке формируется представление о Великой Отечественной войне и ее героях. Учащиеся знак...
Презентация к уроку по окружающему миру "Великая Отечественная война"
Презентация дополняет конспект урока по окружающему миру по теме "Великая Отечественная война"....
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Сценарий урока "Великий круговорот жизни" составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Урок разработан с применгением различных современных технологий: технология ИКТ, техноло...
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Сценарий урока "Великий круговорот жизни" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. В разработке урока применялись современные педагогические технологии: технология ИКТ, и...
Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа". 4 класс
Урок - "Открытие новых знаний."...
Урок по окружающему миру "Великая война и великая победа"
Урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне; уточнить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчика...