Береги природу
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Падерина Ольга Николаевна
Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о важнейших правилах поведения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_beregi_prirodu.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Будь природе другом»
Тип урока: комбинированный урок
Межпредметные связи: русский язык (развитие речи)
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в творческих группах.
Ресурсы:
Основные и дополнительные:

 -А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. Часть 1;

-А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 2 класс. Часть 1;
-компьютер;

-интерактивная доска;

-материал из Википедии;

 -экологические знаки.

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей  о важнейших правилах поведения в природе;

Задачи:

Общеобразовательный аспект:

-познакомиться с основными правилами  поведения в природе;

-выявить основные пути загрязнения природы.

Развивающий аспект:

-делать выводы на основании рассуждений.

Воспитывающий аспект:

- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на Земле.

Планируемые  результаты   урока:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-использовать знаково-символические средства;

-строить рассуждения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действия.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-умеет работать с литературой (словари, хрестоматия, учебник)

-умеет мыслить, рассуждать, делать выводы

Характеристика деятельности учащихся

анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

-предлагать аналогичные правила;

Ход урока.

1 этап: Орг.момент( псих.настрой)

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Современный урок начинается с предварительной организации класса. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. (1 мин)

Ученики настраиваются на работу

2 этап: Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

Актуализация знаний предполагает выработку у учащихся системы знаний, умений, способностей и качеств, которые формируются в рамках изучаемого предмета.

На данном этапе урока использовала игровую ситуацию.

Прежде всего, игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире.

. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

Учитель: Игра «Кто назовёт быстрее ответ» Вопросы о животных и растениях Красной книги

( 2 мин)

       Зубр, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль (стерх), амурский тигр, венерин башмачок.

3 этап:  Фиксирование проблемы,
постановка целей урока

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

Составление «кластера» способствует актуализации имеющегося у

учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления.

 -Что вы знаете об этой группе животных и растений?

- Только ли животные и растения нуждаются в охране?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Зачем природе друг?

( 5 мин)

Ответы на вопросы. Обсуждение проблемного вопроса.

Чтение стихотворения

Предположения учащихся

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Практическая работа в группах

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о правилах поведения в природе. Работа в группе. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Сегодня наш урок пройдет  в виде конференции. Все вы сегодня будете экологами

-Ребята, кто из вас слышал слово экология?

Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает.

В классе работают 4 корреспондента (дети подготовлены заранее).

Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт  проблемный вопрос, затем идет обсуждение в группах.

(15 мин)

Учащиеся высказывают свое мнение

Поиск нужной информации

Класс делится по группам

Заслушивание сообщение.

Обсуждения в группе.

Составляют и записывают правила поведения в природе.

Зачитывают выводы.

5 этап: Первичное закрепление ( фронтальная работа и в парах)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Благодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках.

Работа по электронному приложению.

Составление экологических знаков.

 (10 мин)

Дети работают на интерактивной доске

ФИЗМИНУТКА

6 этап: Обобщение и закрепление (кроссворд)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Кроссворды – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются “сами с собой”: работоспособность с ленью; охота с нежеланием; любознательность с безразличием. К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом, актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес. Кроссворды, составленные мною для интерактивной доски очень удобны, так как не занимаю много времени при подготовке к занятию. Их не надо каждый раз чертить на доске. Достаточно просто включить

Ответив на вопросы, узнаем ключевое слово.

Учащиеся разгадывают кроссворд

7 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Обязательно обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или, чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось. Почему тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ.

Оценить вам свою работу помогут смайлики.

Спасибо за урок!

(2 мин)

Выходят к доске и прикрепляют смайлики на ступеньки лестницы.

В течении 2 минут дети высказываются.

8 этап: домашнее задание

Домашнее задание согласно современным образовательным технологиям направлено на развитие самостоятельности и творческого мышления, а также совершенствование методов самостоятельной работы учеников. При задании на дом называлась не только тема и объем задания, но и подробно разъяснялось, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Таким образом, использовала личностно-ориентированный подход. Это является основной концепцией в современных технологиях образования в школе.

Придумать и нарисовать экологический знак.

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего соревнования, вы должны ответить на вопрос: «Как называется то, что нас окружает, но не сделано руками человека?»  (ПРИРОДА) (Слайд №1.)

Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней. (Слайд №2.)

Наш урок называется «Будь природе другом».

1. Конкурс: «Кто быстрее назовёт ответ»

  • Копытное животное, родственник коровы - живёт в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (ЗУБР) – (показ на экране с.3)
  • Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка  означает «человек-корень» (ЖЕНЬШЕНЬ) – (на экране с.4)
  • Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге (АМУРСКИЙ ТИГР) – (на экране с.5)
  • Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок (ВЕНЕРИН БАШМАЧОК) – (на экране с.6)

-Кто догадался, откуда все эти животные?

Учитель: Где бы не жил человек, в городе или загородной (с.7-15)

местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами,

насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди невсегда понимают, как отражаются на природе их поступки.

Наша планета пока что жива,

                              Но без защиты погибнет она!

  • Экология – модное слово,

Раньше Земля не знала такого.

  • Банки, бутылки везде не бросали,
  • В реку отходы и нефть не сливали,
  • Трубы заводов так не дымили,
  • Не было столько автомобилей.
  • И зверей в лесах не уничтожали.

Нет в лесах теперь зверей

Человек ведь всех главней!!!

  • Почему не может он

Охранять, любить, ценить

И природой дорожить?

2. Объясни экологические знаки (с.17)

3. Вопрос-ответ!  (с.18)  Дайте полный ответ на вопрос

  • Ты нашёл на  поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
  • Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
  • Ребята собрались в рощу за берёзовым соком . Пойдёшь ли ты с ними?
  • После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?

4. «Разгадай кроссворд».(с.19)

  • Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
  • Ценное лекарственное растение, в переводе с китайского языка: «Человек-корень». (Женьшень)
  • Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные? (Красная)
  • Кто наносит самый большой вред природе? (Человек)
  • Наука о связях между живыми существами и окружающей средой. (Экология).
  • Солнце, воздух, вода, растения, животные, человек – всё это …(Природа).

Ключевое слово: БЕРЕГИ

Давайте будем к этому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как  самым верным своим друзьям!

  • Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?....

5.  с.20     На карточках  зашифрованные слова, Каждый    должен отгадать слово:

ЕДЛЬИНФ-дельфин             БРБО-бобр                РОЖМ-морж                                    

       РУЖАВЬЛ-журавль         ОЛНАР-орлан

6. «Друзья природы»(сл.21)

  Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
– Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
– Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь

 Прав ли он? Выскажите своё мнение  и нарисуйте знак к тексту.

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
– Великая беда пришла в лес, – сказал он.
– Где беда? У кого?
– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.
– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?
– Да тут он, рядом...Кто же он, ребята?

Выскажите своё мнение  и нарисуйте знак к тексту.

Представление  своих знаков.  

-Подведём итог. (сл.22 )Смотрю на глобус - шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: (сл.23)Есть такой замечательный мультфильм «Загадочная планета» о добром сказочном герое Галактионе, который очень любил цветы и мог превращать все предметы на своей планете только в цветы. Так вот, ДАВАЙТЕ с вами тоже попытаемся сделать нашу землю красивей.

Чтение стихотворения.

                    Любите родную природу:

                     Озёра, леса и поля.

                     Ведь это же наша с тобою

                     Навеки родная земля.

                     На ней мы с тобою родились,

                     Живём мы с тобою на ней!

                     Так будем же, люди, все вместе

                     Мы к ней относиться добрей!

        

Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

– Зачем ты это делаешь? – спросил дед.

– Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь.

 Прав ли он?

Выскажите своё мнение  и нарисуйте знак к тексту.

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.

– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.

– Великая беда пришла в лес, – сказал он.

– Где беда? У кого?

– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?

– Да тут он, рядом...

 Кто же он, ребята?

Выскажите своё мнение  и нарисуйте знак к тексту.

ЕДЛЬИНФ-_________             БРБО-_____________

РОЖМ-____________

РУЖАВЬЛ-_________                                ОЛНАР-____________

ЕДЛЬИНФ-_________             БРБО-_____________

РОЖМ-____________

РУЖАВЬЛ-_________                                ОЛНАР-____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Береги природу!"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...

Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация

Классный час . 4 класс Берегите природу...

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Викторина во 2 классе "Берегите природу"

Викторина   во 2 классе "Берегите природу"   ...

"Берегите природу"

Творческие работы учащихся на тему "Берегите природу"...

Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"

На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...

Берегите природу! Берегите!

Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....