1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -мотивировать учащихся к учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
| -Ребята, встаньте друг перед другом, взгляните друг другу в глаза, подарите улыбку друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я вам тоже дарю свою улыбку. -А чтобы урок был интересный, познавательный, нужный, что мы должны для этого сделать?(активно работать, быть внимательными, планировать свою работу) -А как лучше справляться с трудностями: одному или с друзьями? Включается фрагмент песни «Если с другом вышел в путь». | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы учителя. Определяют способы достижения результативности урока. Слушают песню. | Личностные: понимание значения знаний для человека и принятие его. Коммуникативные: готовность слушать собеседники, вести диалог. Регулятивные: планирование: самоопределение, смыслообразование. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Организовать деятельность учащихся по повторению изученного для введения нового материала | А сейчас ответьте мне на вопросы: Работа в парах - Какая жидкость, не имеющая цвета и запаха, при замерзании превращается в лед? - Назовите одним словом: снег, дождь, град? -Какое время года, наступает после осени? - Грибной, косохлёст, ситничек, ливень- как это назвать одним словом? - Какое время суток подходит для завтрака? - Есть деревья лиственные, а есть…какие? :..? Прочитайте выделенные буквы сверху вниз. Что у вас получилось? СЛАЙД 1 | Вода | 2 | Осадки | 3 | Зима | 4 | Дождь | 5 | Утро | 6 | Хвойные |
|
Отвечают на поставленные вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Заполняют табличку.
Читают выделенные буквы сверху вниз, получают слово ВОЗДУХ | Познавательные: анализ объектов, выделение главного, установление аналогии . Коммуникативные: учёт разных мнений, стремление к координации, контролирование действия партнёра. |
3.Выявление места и причины затруднения.
Целеполагание и построение проекта выхода из ситуации
| -Итак, повторите ещё раз слово, которое у вас получилось. - Как вы думаете, почему я вам загадала именно это слово? - Чему будет посвящён урок7 Какой же будет тема нашего урока? – Про воздух… -Какова же будет цель нашего урока? -Что бы вы хотели узнать о воздухе?
-А теперь сверим поставленные задачи с записью на доске СЛАЙД |
Отвечают на поставленные вопросы. Озвучивают тему урока.
Формулируют цель урока -познакомимся с одним из главных богатств природы-воздухом.
Учебные задачи: -узнаем, что такое воздух, почему он необходим для всего живого, каковы свойства воздуха, причины загрязнения воздуха, как человек охраняет воздух. -будем учиться работать по инструкции; -будем учиться работать в парах и договариваться;. -будем развивать сою речь и обогащать словарный запас; -будем оценивать себя и других. Сверяют. | Познавательные: умение формулировать проблему Регулятивные: умение планировать свои действия; определять, формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. |
4.Реализация построенного проекта выхода из затруднения. «Открытие» детьми нового знания. Цель: Организовать знакомство с воздухом, с его необходимостью для всего живого, с некоторыми свойствами воздуха, причинами его загрязнения и охраной.
Физкультминутка: приоткрывается окно
Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись, скорей, плутовка!
Мы взбираемся на холм, И немного отдохнём.
| -Вся наша планета окутана воздухом, как огромным океаном. Не видя и не чувствуя, мы каждый день «купаемся» в этом океане. Как же можно почувствовать воздух? Что для этого нужно сделать? -Помашите перед собой ладошкой. -Вспомните героя мультфильма барона Мюнхаузена. Он рассказывал, что однажды попал в болото. Запах там был ужасный. Он завязал рот плотной тряпкой и так пробыл без воздуха 4 часа. Может ли такое быть? Сделайте глубокий вдох, попробуйте не дышать. Долго ли вы сможете находиться в таком состоянии? - Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Только ли человеку необходим воздух?
Используя рисунок на стр.48, расскажите о значении воздуха для растений, животных и человека. -Возьмём пластиковый стакан, бутылку и опустим в чашку с водой. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Предметы, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. -Что же за невидимка находится в бутылке -Какое свойство воздуха узнали? - Закройте глаза и понюхайте воздух. (открываю освежитель воздуха, выпускаю струю, машу рукой, чтобы распространить воздух). -А теперь понюхайте воздух. что заметили? -Вдохните ртом и попробуйте воздух на вкус. -Возьмите коктейльные трубочки и подуйте в стакан с водой. Что вы видите? (пузырьки поднимаются на поверхность) -Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма? - У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать? Чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать. -Развяжите и сдуйте шарики. Что вы слышите? Воздух выходит из шарика с шумом, шипит. -Смогли вы узнать о воздухе больше или нет? Проверим это по табличке. СЛАЙД Свойства воздуха | Да | Нет | Цвет/прозрачность | | + | Запах/вкус | | + | Легче воды | + | | Форма | | + | Упругость\Сжимаемость | + |
|
СЛАЙД
-Что я сделала, перед тем, как отдохнуть? -Зачем я приоткрыла окно?
| Работая в парах, делают вывод, что, если помахать ладошкой, открыть окно, то можно почувствовать движение воздуха. Делают вывод: воздух можно ощущать, он движется
Делают вывод: всё живое на планете не может обойтись без воздуха.
Рассказывают по рисунку.
Делают вывод: воздух бесцветен, прозрачен.
Делают вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса.
Делают вывод: воздух легче воды.
Делают вывод: воздух не имеет формы, а принимает форму предмета, в который его помещают. Делают вывод: воздух упругий. Делают вывод: воздух издаёт звук
Дети плавно качают руками над головой
Потягивание-руки вверх
Наклоны вправо-влево, вперёд-назад Приседания Ходьба на месте
Дети садятся за парты Отвечают на вопросы | Регулятивные: формирование способности к самооценке; учёт выделенных учителем ориентиров действия, осуществление итогового и пошагового контроля, планирование своих действий, внесение коррективы в действия, оценивание свои действий, выполнение учебных действий в материале, речи, в уме;
Познавательные: осуществление поиска нужной информации, анализ, выделение главного, построение рассуждения об объекте;
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, умение отстаивать эту позицию в группе, приведение доводов и аргументов. Выполнение исследования совместно с одноклассниками, распределение обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контроль и коррекция своих действий и действий товарищей.
|
5.Первичное закрепление Цель: создание условий для закрепления знаний о воздухе.
| -Подумайте и скажите, сможет ли всё живое на Земле обойтись без воздуха? -Сейчас ещё раз зажмите рот и нос рукой, вдохните, задержите дыхание и посчитайте. -Долго ли вы смогли находиться в таком состоянии? -А теперь давайте представим, что произошло бы с нашей планетой, если бы исчез воздух. -Какое же значение имеет воздух? -Почему же воздух является одним из главных богатств природы? Работа в группах Благодаря воздуху мы…
СЛАЙ | Отвечают на вопросы.
Участвуют в эксперименте.
Предполагают.
Делают вывод.
Опускаемся на парашютах, летаем на воздушных шарах; Слышим Сушим бельё Сушим волосы феном Дышим Убираем пыль пылесосом | Познавательные: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
6. Самостоятельная работа. Цель: 1) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека. 2)проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; | -Теперь вы поняли, какое значение имеет воздух для всего живого. -В русском языке существуют крылатые выражения, их называют фразеологизмами. -Может быть кто-то из вас знает, что такое фразеологизмы? -Я вам предлагаю фразеологизмы, а ваша задача –объяснить их значение.
Работа в группах СЛАЙДЫ
Бросать слова на ветер.
Нужен, как воздух.
Бросать шапки в воздух.
Строить воздушные замки | Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.
Фразеологизмы- это крылатые выражения, устойчивые сочетания слов.
Не выполнять обещания, говорить впустую. Очень нужен, необходим.
Радоваться чему-либо.
Воображать, мечтать о чём-то, фантазировать. |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в группе. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторение знаний об охране природы и воздуха тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;
| -Какой орган дыхания есть у человека? -А что называют «лёгкими» Земли? - Что же нужно делать с растениями? А вы уже принимали участие в охране растений? -Всем нужен воздух: и людям, и животным. Но чистого воздуха с каждым годом становится всё меньше и меньше. -Как вы думаете. а от чего воздух загрязняется? Открываем учебник с.49 и рассматриваем фотографию. Как бы вы дополнили фотографии учебника? Как же еще происходит загрязнение воздуха?
- А теперь рассмотрите схемы на с. 49. -Чего нельзя делать людям?
-Какие мероприятия проводят, чтобы воздух был чистым? Учитель дополняет то, что не скажут дети. На фабриках и заводах работают специальные установки, которые улавливают ядовитые газы и пыль. Но главным очистителем воздуха являются зелёные растения.
| Лёгкие Растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения в процессе питания как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. На переменах проветриваем класс, ухаживаем за комнатными растениями. С каждым годом становится всё больше и больше машин, выхлопные газы которых загрязняют воздух. Из труб заводов и фабрик в воздух попадает дым, в котором много ядовитых и вредных веществ, вредящих здоровью людей. Поэтому устанавливают специальные «ловушки» для вредных веществ и пыли, фильтры на заводские трубы. Создают электромобили и автомобили, работающие на сжиженном газе.
| Познавательные: осуществление поиска нужной информации, анализ. Выделение главного, построение рассуждения об объекте. Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения в группе; формулирование собственного мнения, контролирование действия партнёра |
8. Рефлексия деятельности Цель: ; формирование навыка самооценки; фиксирование нового содержания, изученного на уроке;
| --Смогли ли мы выполнить задачи, поставленные в начале урока? СЛАЙД -Что вы теперь можете рассказать о воздухе? -Какое значение имеет воздух для растений, животных и человека? -Как с помощью схемы показать необходимость охраны воздуха? -Как охраняют воздух от загрязнения? -Нарисуйте смайлика на воздушных шариках, которые привязаны у вас к парте.
-А теперь оцените свою работу на уроке с помощью таблицы
Фамилия, имя | Утверждения |
| Я понял тему урока |
| Я достиг цели урока |
| Я знаю свойства воздуха |
|
|
Докажем, что воздух существует … Воздух имеет свойства… Воздух имеет значение… Воздух загрязняется … Воздух охраняют……
| Регулятивные: получение возможности мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализация содержания урока, его этапов, оценивание своих достижений на уроке; получение эмоционального заряда бодрости. |